Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Авто6 мая 2016 16:00

Испытано на себе: как я крутил гайки на заводе моторов

Корреспондент KP.RU попробовал собрать двигатель для «Форда»
Автор на учебном участке предприятия.

Автор на учебном участке предприятия.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Популярная легковушка Ford Focus теперь продается и с российским мотором. На автозаводе во Всеволожске Ленинградской области началась серийная установка двигателей отечественного производства. Это третья модель «Форда» российской сборки, заполучившая под капот двигатель местной сборки, раньше их стали ставить на Fiesta и EcoSport, которые делают в Набережных Челнах.

Пока что лишь три иностранных автопроизводителя отважились делать свои моторы в России: Volkswagen (в Калуге), Renault-Nissan (в Тольятти) и Ford. Причем, двигатели похожие - «атмосферники» объемом 1,6 л. Выпуск бензинового двигателя Ford начался на новом заводе в Елабуге в прошлом году.

РОБОТЫ И ЧПУ

Один и тот же движок Duratec делают на российском предприятии Ford в трех вариантах исполнения - мощностью в 85, 105 или 125 л. с. Это самый обычный 4-цилиндровый мотор, простой и проверенный временем. Двигатели на предприятии только собирают, причем, из отечественных комплектующих. Локализация производства - 45%, то есть почти половина стоимости мотора приходится на детали российского производства. Это к вопросу о пресловутом импортозамещении. Свечи поставляет российское подразделение «Бош», масло - ЛУКОЙЛ. Алюминиевые блоки цилиндров и головки блоков отливают на Заволжском моторном заводе, «люминь» наш - Новокузнецкого алюминиевого завода РУСАЛа. Коленвалы используются ГАЗовские, поршни - из Костромы. Все эти детали и материалы поставляются в Татарстан для сборки моторов.

Набор деталей для одного мотора помещается на двух столах.

Набор деталей для одного мотора помещается на двух столах.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Вспоминаю свои первые экскурсии на моторные заводы, которые были еще в школьном возрасте в русле профориентации. Шум, гам, вонь, кругом масло и стружка длинными витками. Сейчас ничего этого и в помине нет. На заводе в Елабуге все чисто, аккуратно, кругом роботы. Пространства большие, а людей не так и много. Напильников и кувалд не видно, вся металлообработка - на фирменных автоматических станках, их десятки. Раньше такие называли, кажется, станками с числовым программным управлением, аббревиатуру точно помню – ЧПУ. На таких происходит мехобработка блока цилиндров, головки блока и коленвала.

Нет, это не секретная установка физиков-ядерщиков. Всего лишь металлообрабатывающий станок.

Нет, это не секретная установка физиков-ядерщиков. Всего лишь металлообрабатывающий станок.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Сначала мы прошлись по цехам и участкам завода, а потом отправились в учебную зону, где мастера объяснят, что и как придется делать. Как выяснилось, люди допускаются к ограниченному количеству весьма простых сборочных операций, автоматизация производства составляет 95%. Директор завода Боб Мерфи утверждает, что это самый современный из моторных заводов «Форда».

Директор завода Боб Мерфи общается просто, на потертой именной спецовке смешные значки. Вспоминаю, как выглядели директора заводов советского формата: обязательное пузо под мешковатым пиджаком и лицо важное, будто страной правит.

Директор завода Боб Мерфи общается просто, на потертой именной спецовке смешные значки. Вспоминаю, как выглядели директора заводов советского формата: обязательное пузо под мешковатым пиджаком и лицо важное, будто страной правит.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Даже гайковерты на конвейере такие, что лампочка загорается, когда откручено или закручено. За возможными ошибками слесарей следит техника: не выполнил какую-то операцию - тоже загорается лампочка. Готовые двигатели прямо там заливают маслом и заводят, подключая к стенду. То есть с завода двигатели уходят полностью готовые к работе и даже протестированные.

Здесь тестируют готовые моторы. Прямо подключают к питанию и заводят.

Здесь тестируют готовые моторы. Прямо подключают к питанию и заводят.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

ОТКРУЧИВАЕМ ШПИЛЬКИ

Перед началом работы нужно обязательно надеть спецовку, каскетку (кепка с «каркасом» внутри), ботинки с твердыми носками. В цехе, как на улице, есть проезжая часть и пешеходные дорожки с переходами. Мне доводилось видеть и более «спрессованные» цеха, здесь же в помещениях свободно. Видимо, завод сделали в корпусах какого-то еще советского предприятия, у нас тогда на площадях не экономили.

Это цех в разгар рабочего дня.

Это цех в разгар рабочего дня.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Непосредственно в учебной зоне надеваем еще и защитные перчатки, расписываемся за прохождение инструктажа. Для обучения сымитирован участок конвейера, с такими же немецкими механизмами «Крупп» и «Сименс», моторы точно так же движутся на «спутниках» от одной рабочей станции к другой.

Моя первая сборочная операция простая, как три копейки. Когда подходит двигатель, кнопкой останавливаю конвейер, беру в руки висящий тут же электрогайковерт и им поочередно отворачиваю четыре шпильки выпускного коллектора. Инструмент уже запрограммирован, сколько и с каким усилием ему нужно вращать. После каждой из операций загорается зеленая лампочка, после ее срабатывания нужно отпустить «спусковой крючок» (если что-то пошло не так, лампочка на гайковерте загорится красным). Его головка (шпиндель!) даже не требует точного попадания, достаточно просто набросить на «шляпку» шпильки, схватится уже сама. Это вам не рожковым ключом орудовать.

Тот самый гайковерт. Удобный и с лампочками.

Тот самый гайковерт. Удобный и с лампочками.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Шпильки выкручиваются не до конца, их нужно просто ослабить. После отворачивания надо нажать ногой на педаль и аккуратно повернуть движок на 90 градусов по часовой стрелке. Потом нажать на кнопку, продолжающую движение конвейера. Все, дальше операция повторяется. На каждую отводится по регламенту 75-78 секунд. И так всю смену! Каждый рабочий должен уметь делать две-три подобных операции, чтобы в случае чего мог подменить другого на соседней станции.

А это шпильки. Четыре штуки, их нужно выкрутить.

А это шпильки. Четыре штуки, их нужно выкрутить.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Дальше движемся уже к реальному конвейеру, надо же «отметиться» и на серийно собираемых моторах. Номера блоков не назову, если вдруг уже напугались. Тут набор операций мне предложили чуть более сложный. Это выкручивание крышек распредвалов и размещение их на специальной платформе. Нужно открутить уже 16 болтов. Естественно, таким же электрическим гайковертом с лампочками-индикаторами. Но сначала наложить сверху точно по отверстиям специальную металлическую рамку, потом, после отворачивания, ее снять и поместить рядом, мотор повернуть на 90 градусов на «спутнике» и отправить на следующую станцию.

А вот и выкручивание крышек распредвалов.

А вот и выкручивание крышек распредвалов.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Естественно, целиком собрать двигатель на заводе никто не даст, вручную это и не делается. Что-то открутить, прикрутить, поршни поставить - это да, но далеко не все. Хотя в теории это, конечно, возможно, мастера в учебном центре говорили, что имеют такой опыт.

ЗАВОД УЖЕ НЕ ТОТ

Когда-то на уроках истории на примере как раз конвейеров заводов Форда нам рассказывали про ужасы капиталистической эксплуатации. Даже термин был специальный - «потогонная система». Это Ильич называл фордизм «научной» системой выжимания пота. А мы и соглашались, это ж правда ад: покурить не отойти, когда хочется, в домино не рубануться, не вздремнуть где-нибудь в каптерке. Ну понаблюдал я, как люди работают, даже пообщался немного. Никто там не мечется в суете, не носится бегом, все стоят по местам и работают. Боли в глазах и дрожи в руках не увидел.

Для инженерного состава есть «офисы» прямо внутри производств, а у директора завода нет громадного кабинета, все там скромно.

Для инженерного состава есть «офисы» прямо внутри производств, а у директора завода нет громадного кабинета, все там скромно.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Хотя офисным работникам скажу шокирующие вещи: сесть во время работы там нельзя, в наушниках работать не положено, айпад и фото любимой собачки пристроить некуда, кружку с фруктовым чаем или бескофеиновым кофе - тоже. Ты просто работаешь, делаешь односложные операции раз за разом. И так всю смену.

Для непродолжительных перерывов здесь же в цехе огорожены специальные пространства для отдыха, с сиденьями и возможностью выпить чаю с булочкой. Но повторю, сборка двигателей – процесс глубоко автоматизированный, ручных операций там не так и много. И вы уж точно не увидите человека, таскающего грузы на себе или затягивающего гайки обычным ключом. Как не увидите «махновцев» в разнотипных спецовках и с татуированными синим пальцами, людей в промасленных лохмотьях, тем более пьяных или просто шатающихся без дела, а я в свое время подобного насмотрелся.

Зона отдыха для рабочих.

Зона отдыха для рабочих.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

И главное: организация. Все комплектующие аккуратно расфасованы, везде есть маркировка, перед станками и клетками с роботами – многочисленные предупреждения, предостережения, кругом плакаты, табло, экраны. Перед каждой рабочей станцией – схема выполнения операций. На полу ничто не валяется.

Роботы работают в клетках. Простым смертным туда нельзя.

Роботы работают в клетках. Простым смертным туда нельзя.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Автомеханика, привыкшего делать все вручную и с помощью нехитрого инструмента, на таком производстве ждет полный разрыв шаблонов. Оказывается, моторы делаются вот так - в почти больничной чистоте и полном порядке, как на боевом корабле. Мне кажется, можно не опасаться их отечественного происхождения, если вам приходят в голову такие мысли.

Ну и мы отметились.

Ну и мы отметились.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

СПРАВКА

5 фактов о заводе FordSollers

►Завод двигателей в Елабуге заработал в сентябре 2015 года. Начало строительства - май 2013 года.

►Предприятие занимает площадь 42 600 кв. метров, он как шесть футбольных полей.

►Общий объем инвестиций в проект - 275 млн долларов.

►Годовая мощность завода на первом этапе составляет 105 000 двигателей, с возможным дальнейшим увеличением до 200 000 двигателей в год.

►Не менее 30% производимых в России автомобилей Ford будут оснащаться этими двигателями.

Очередная партия движков отправляется в сторону автозаводов. Сейчас план производства - порядка 180 штук в день.

Очередная партия движков отправляется в сторону автозаводов. Сейчас план производства - порядка 180 штук в день.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Самые свежие новости и полезные советы по автомобильной теме читайте в нашем канале в Telegram.

Читайте наш паблик ВКонтакте.

А это наш АвтоТвиттер.