Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество8 июня 2016 20:00

Серджио Канаверо - о пересадке головы: "Мы уже провели эксперименты на животных. И готовы к испытаниям на человеческом теле"

Скандальный нейрохирург рассказал Радио “Комсомольская правда”, как идет подготовка к операции [видео]
Скандальный нейрохирург рассказал Радио “Комсомольская правда”, как идет подготовка к операции.

Скандальный нейрохирург рассказал Радио “Комсомольская правда”, как идет подготовка к операции.

Россиянин Валерий Спиридонов - кандидат на первую в истории человечества пересадку головы. У 31-летнего парня редкий диагноз - синдром Верднига-Гоффмана, который приводит к атрофии мышц. И если не дать Валерию новое тело, он умрет. Операцию готовится провести международная группа специалистов во главе с итальянским нейрохирургом Серджио Канаверо. Это он три года назад во всеуслышание заявил: проведение такой операции возможно!

И все эти три года шли поиски денег на проведение операции (Канаверо уверяет, что надо порядка 20 миллионов долларов), разговоры, в какой стране должна пройти трансплантация… И вот - сенсация, которой поделились некоторые СМИ: голову пересадят в Германии!

Мы позвонили самому Канаверо, чтобы подтвердить сообщение. И, оказалось, наши коллеги поспешили.

- Говорят, уже определена страна, где пройдет операция по пересадке головы. И это якобы будет Германия - так?

- Я пообещал Валерию Спиридонову, что я его спасу. И единственная возможность его спасти - это провести операцию в Европе, России или Соединенных Штатах. Сейчас я “атакую” Европу. Германия - высокоорганизованная страна. И часть технологии, которую мы будем использовать, чтобы “сшить” спинной мозг, разработана как раз в Германии. Поэтому я направил письмо в издание “Бильд”. И попросил предоставить клинику, в которой можно провести операцию. Разумеется, я перед этим общался с немецкими врачами, которые в этом заинтересованы.

Три года назад, когда я впервые озвучил свой план, я ясно дал понять: чтобы сделать пересадку головы максимально быстро, мне придется устроить соревнование между странами. Это как космическая гонка: Советский Союз и Соединенные Штаты соревновались в том, кто первым отправит человека на Луну. Этот эксперимент стоит в том же ряду. В прошлом году, как все знают, мы объявили о том, что начнем сотрудничать с Китаем. В то же время я уверен, что Россия может сыграть огромную роль. Я понимаю, что сама трансплантация в России весьма затруднительна. Но вот вовлечь хирургов будет совсем несложно, я уже разговаривал с некоторыми из них в Москве. Во-первых, я попросил их помочь нам с научными исследованиями, подобными тем, что ведутся в Китае. А во-вторых, прошу помочь протестировать результаты этих исследований на погибших. Это абсолютно этично, потому что это люди, чей мозг умер, а органы должны быть пересажены другим людям. Мы уже провели массу экспериментов на животных. И готовы к испытаниями на человеческих телах. Сегодня я прошу у России именно такой помощи. Я уверен, что будет финансирование для проведения этих опытов.

- Россия ведь уже помогает вам. Вы мне рассказывали о российских хирургах, которые будут принимать участие в трансплантации.

- Абсолютно верно! Месяц назад я опубликовал большой доклад в двух главных медицинских журналах Европы. Там говорится, что с нами работают профессора Орлова и Маевский из Российской академии наук. Но это не хирурги, а ученые. А чтобы провести трансплантацию, разумеется, нужно сотрудничество не только с учеными, но и с ведущими нейрохирургами. Поэтому теперь я жду подтверждения именно от врачей, которые работают в Москве. Это этично и абсолютно легально, поэтому надеюсь, что в России все пройдет без сучка и задоринки.

В то же время я работаю с Германией, чтобы ускорить процесс. Думаю, эти согласования займут несколько месяцев. Но если у нас получится это сделать дома (а я считаю Россию в какой-то степени своим домом), Валерию будет гораздо комфортней. Поэтому я и выступаю с такими заявлениями: наша технология уже отработана на животных, нам нужно только опробовать ее на человеческом теле. Как только мы проведем эти эксперименты, мы убедимся в том, что наша затея сработает. И тогда уже мы будем работать непосредственно в стране, где проведем операцию по спасению жизни Валерия Спиридонова.

История прорывов в хирургии

История прорывов в хирургии

Фото: Архив "КП"

- Ждете ли вы ответа на ваше открытое письмо от Ангелы Меркель?

- Конечно, в таких вопросах политики играют очень важную роль. “Бильд” - очень популярная в Германии газета. И политики ее читают. Через это издание я надеюсь достучаться до немецких политиков. Конечно, если последует официальная реакция, я вам расскажу. Сейчас же главное, чтобы люди узнали о том, что я концентрирую свое внимание на Европе. К тому же ожидайте больших новостей из Штатов к концу года...

- Каких новостей?

- Не могу пока сказать. Ждите новостей. Новости будут важные.

- Не помешает ли та политическая напряженность, которая сейчас есть между ЕС, Россией, Штатами в организации операции?

- Я считаю россиян, американцев, европейцев одним организмом. В этой политической напряженности нет никакого смысла. Я уважаю всех. У тех же русских много общего с итальянцами. Более того, я считаю россиян европейцами. Я уверен в том, что наука и технологии могут нас всех объединить. Только представьте, насколько потрясающе это было бы, если бы россиянин получил новое тело, например, в Америке при помощи российских технологий, европейских технологий. Это бы нас всех примирило.

- Это очень популярное мнение: все, что вы делаете - только ради денег. Что бы вы людям, уверенным в этом, сказали?

- (Смеется) Деньги в этом деле очень важны. И есть те, кто готов за это платить. Конечно, всем, кто участвует в проведении операции, заплатят. И мне в том числе. Я слышал такую критику, надо сказать, справедливую критику. Знаю, что многие мои враги так считают. Но когда ты затеваешь такое большое дело, должен быть готов к этому. Если в итоге Китай и США возьмутся за проведение операции, но Валерий, ни дай бог, умрет, то Европа и Россия будут ответственны за это. Потому что ничего не сделали, чтобы спасти Валерия. Как вы считаете, что было бы лучше - заявить мне во всеуслышание о своей идее, лицом к лицу столкнуться с этой критикой, попытаться спасти жизнь или сделать вид, что это меня не касается, что это проблема Валерия и дать ему умереть? И да, конечно, дело в деньгах. За этим стоит новая мировая экономика. Это сейчас вопрос в спасении конкретной жизни. А потом это станет вопросом продления жизней. Дольше живешь - дольше деньги зарабатываешь. Весь мир делает деньги: Россия продает оружие, Америка продает оружие, Европа продает оружие. Но мы “продаем” жизнь, а не смерть.

Скандальный нейрохирург рассказал Радио “Комсомольская правда”, как идет подготовка к операции

Скандальный нейрохирург рассказал Радио “Комсомольская правда”, как идет подготовка к операции

- Но почему тогда до сих пор вы выпрашиваете деньги? Неужели за три года не нашлось необходимой суммы?

- Когда я три года назад рассказал о своей идее, у меня не было денег, было только понимание того, как можно пересадить голову. Для того, чтобы кто-то дал деньги, надо было рассказать всем, что это возможно, что технологии уже достигли нужного уровня. Никто же не знал. Кто же вложится в неизвестное? И я обратился к СМИ: ей, это возможно, технологии уже достигли нужного уровня. Это было в 2013 году. А в 2015 году Китай приняла решение начать исследования. Китайские врачи получили на это 1,5 миллиона долларов. Но это китайские исследования, китайская инициатива. Многие ко мне приходили, предлагали деньги и такие места для проведения операции, о которых вы даже помыслить не можете, - но тайно. А я хочу, чтобы деньги передавались открыто. Хочу, чтобы все знали, кто дал эти деньги. Мне не нужны разговоры о конспирологии. Это должно всеми приниматься. Все должны понимать, что, условно, Цукерберг дал эти деньги.

- Кто-то из России вам предлагал деньги втихую?

- Нет. Пока ни ко мне, ни к Валерию ни один из российских миллионеров не обращался. И это меня сильно расстраивает. Другие приходили, россияне - нет. Приведу пример. У вас есть Дмитрий Ицков. Он изучает вопросы пересадки мозга киборгам. Меня изумляет, что никто в России не поднимает эти вопросы. Допустим, закон какой бы то ни было страны говорит: нельзя голову пересаживать на другое тело. Но что касается пересадки мозга на киборга - неужели закон против этого? Тем более, что в Калифорнии ученые тоже изучают эти вопросы. Но почему-то никто не говорит: смотрите-ка, он собирается пересадить мозг киборгу. Российские ученые очень профессиональны. В СССР были колоссальные исследования. Российские хирурги очень талантливы. Поэтому мне хочется, чтобы россияне были частью этого общего дела. Мне кажется, я в российских врачей верю даже больше, чем вы.

- Операция пройдет в декабре 2017 года?

- Дата операции зависит от того, когда появится донор. Например, недавно в Америке проводили операцию по пересадке лица. И ждать донорской кожи пришлось очень долго, потому как она должна подходить. Конечно, мы стараемся организовать все к декабрю 2017 года. А там посмотрим, как получится. Главное сейчас привлечь внимание европейцев и россиян к этому.

- Так в итоге вопрос о месте проведения операции пока открыт? США, Россия, Европа, Китай...

- Что до Китая, то работа там, конечно, идет. Мне даже кажется, что китайцы первыми справятся с задачей. Но главная проблема в том, что они не рассматривают Валерия в качестве кандидата на такую операцию. Тело китайца немного отличается от тела европейца. У них другая комплекция, а Валерию нужно новое тело, максимально похожее на его собственное. Он типичный русский, с голубыми глазами, у него, скорее всего, были светлые волосы в детстве.

Меня на бразильском ТВ как-то спросили: почему бы ему не пересадить тело темнокожего? А я ответил, что это никогда не получится. Нельзя же забывать и о психологической адаптации к новому телу. Мы должны гарантировать, что новое тело максимально похоже на старое. Поэтому русскому подойдёт тело европейца или американца, но никак не африканца или азиата.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Серджио Канаверо: Пересадка головы Валерия Спиридонова должна состояться в России

«Комсомолка» уже писала об огромном прогрессе проекта по пересадке головы. Методика доктора Канаверо получила экспериментальное подтверждение в ходе опытов с животными. Два авторитетных научных издания приняли к публикации серию из 7 статей, которые подготовила международная команда Канаверо. А значит пересадка головы российского программиста Валерия Спиридонова стала реальностью. Ведущий «Радио «КП» Антон Арасланов пообщался по скайпу с доктором Канаверо. (подробности)

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Валерий Спиридонов: "Диагноз мне поставили в год"

О своей болезни владимирец рассказал корреспондентам "КП" лично.

- Этот диагноз мне поставили примерно в год. Мама рассказывала - когда мне пора было начинать ходить, она заметила, что у меня начали слабеть сначала ноги - не мог даже встать, а потом и руки, - рассказывает Валерий (подробности)

В ТЕМУ

Почему фантаст Беляев мечтал о трансплантации головы?

Крестным отцом уникальной трансплантации, о которой объявили доктор Канаверо и его пациент российский программист Валерий Спиридонов, можно считать знаменитого фантаста Александра Беляева. Он впервые описал пересадку головы на донорское тело в романе «Голова профессора Доуэля». Книга была написана в 1923 году, а ее идея родилась не на пустом месте: Беляев на себе прочувствовал все то, что пережил парализованный с детства Спиридонов (подробности)

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Пересадка головы русского программиста - научный прорыв или ложная надежда?

Наш корреспондент попросила эксперта прокомментировать сенсационную новость о пересадке головы мужчине, страдающему от спинальной амиорофии Верднига-Гофмана (подробности)