Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество9 июня 2016 15:10

Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов: Нам удалось переломить ситуацию!

12 июня - День работников легкой промышленности
Валерия ТУЧКОВА
.

.

Россия всеми силами стремится вернуть себе статус промышленной державы. Принят закон о промышленной политике, предпринимаются беспрецедентные меры поддержки, на возрождение промышленности тратятся миллиарды рублей. Понятно, авиация, судостроение, ВПК… Но неужели есть шанс, что Made in Russia массово появится и на товарах легкой промышленности?

Несмотря на нелегкую судьбу, наша легкая промышленность смогла пережить кризис. В первую очередь за счет глубоких производственных традиций и энтузиазма тех, кому она небезразлична. Сегодня благодаря уверенности министра Дениса Мантурова в успешное возрождение отрасли удалось коренным образом переломить ситуацию в лучшую сторону. Почему мы так боремся за легпром? Об этом мы спросили Виктора Евтухова, заместителя министра промышленности и торговли.

Не только кофточки

- Виктор Леонидович, о легкой промышленности как об отрасли в последнее время много говорят и зачастую в нетипичном для обывателей контексте. Например, упоминая строительство, автопром, медицину. А что вообще такое «легкая промышленность» в XXI веке? На память приходят только ситцевые советские кофточки.

- Замечу, что ситец весьма полезная ткань, как, впрочем, и все натуральные продукты, которыми так богата Россия. И вполне согласен с пожеланием известного автора «в березовые ситцы нарядить бы белый свет». Но это поэзия. Мы же сегодня говорим о суровой сфере производства и применения продукции отрасли. Глобально, в мире такие страны, как Америка, Китай, Евросоюз к легкой промышленности относят текстиль, одежду и обувь, причем от сырья до готовой продукции.

За последние 30 - 40 лет технологии в производстве не только оборудования, но и тканей, способов обогащения и обработки, в том числе ненатуральных волокон, шагнули так далеко, что границы применения продукции легпрома как никогда широки. Судите сами - теплоизоляция, акустическая и влагоизоляция, всевозможные фильтры, кровельные покрытия, ремни и подушки безопасности, корды шин, напольные покрытия для спортивных площадок, искусственные газоны, тенты, палатки, пластыри, бинты, вата. И это далеко не полный перечень продукции легкой промышленности. Известно, что уже сегодня в Европе один из уважаемых производителей оборудования для ткачества работает над созданием корпуса самолета на основе синтетических материалов. Каждого из нас и в быту, и на работе окружает продукция легпрома: матрацы, одеяла, подушки, постельное белье, полотенца, шторы, ковры, обивка мебели, одежда, предметы, женской гигиены, памперсы, и этот список можно долго продолжать.

Справедливо сказать, что легкая промышленность сегодня - стратегическая отрасль.

Производство возвращается в страну

- А есть ли в этой отрасли тенденции, которые обобщали бы производство и потребление такой совершенно разной продукции?

- Безусловно, есть - потребление продукции легкой промышленности ежегодно растет в России и в мире. Постоянно увеличивается роль высокотехнологичных материалов и инновационной продукции легпрома в смежных отраслях, особенно в авиастроении, строительстве, медицине, сельском хозяйстве и всем, что касается спорта и военной тематики. Отрадно, что в нашей стране в производстве одежды тоже наметился тренд - многие ретейлеры начали возвращать свое производство в Россию.

- Уже есть такие смельчаки?

- Бизнес быстро реагирует на любое изменение конъюнктуры. Если производить продукцию дешевле в Азии, то производство переносится туда. Так происходило последние 15 лет. Но сейчас процесс стал обратным. Уровень жизни в странах Азии растет, и как следствие, растет себестоимость производства. Аутсорсинг в этих странах становится менее привлекательным. Также все более важную роль играет возможность оперативной поставки продукции к рынку сбыта. Например, минимальная средняя длительность ж/д поставки из Китая в Польшу составляет 15 - 20 дней, а из России - 7 - 10 дней.

- Какие еще факторы способствуют возвращению производства в Россию?

- Во-первых, из-за разницы курсов валют производить вещи в России стало экономически интересно. Во-вторых, дешевизна китайского производства - отчасти миф. Многие компании идут на занижение инвойсов при ввозе товаров, чтобы сократить НДС и таможенные пошлины.

Но самым важным является тот факт, что за последние два года в России, помимо пошива, появилось качественное предложение по современным высокотехнологичным и синтетическим тканям - начали работу сразу несколько крупных текстильных заводов в Ростовской и Вологодской областях, ведут технологическую модернизацию текстильные заводы в Костромской, Ивановской, Московской областях, Алтайском и Пермском краях. Это дает возможность крупным ретейл-брендам, у которых есть собственные марки, не только отшивать в России, но и заказывать ткани для пошива изделий. Например, «Спортмастер» с прошлого года начал работу с российскими фабриками, домашний текстиль, который представлен в IKEA, на 25% российский, аналогичная ситуация и с ZARA HOME. Основной посыл понятен - чем ближе производство, тем легче контролировать процесс и следить за качеством изготавливаемой продукции. Более того, запуск производства высокотехнологичных тканей, развитие кожевенного ассортимента, который также является частью легпрома, стимулировали интерес авиастроителей, автомобильные концерны.

- А что касается готовой одежды - есть ли у России положительные результаты и хватит ли у нас ресурсов - фабрик, персонала, чтобы одеть страну в российское?

- Рынок готовой одежды и обуви в России сегодня второй по объему после продовольственного в потребительском сегменте, а из непродовольственного - самый крупный и оценивается на уровне трех триллионов рублей. Фабрик в стране достаточно. Сегодня порядка 320 тыс. человек заняты в индустрии, которая включает в себя 14 тысяч предприятий. На них производят ткани, кожу, делают обувь, шьют. Особенность заключается в том, что предприятия находятся по всей территории России. Практически в каждом регионе страны есть свои фабрики. Открываются новые производства.

КОНКРЕТНО

Поддерживаем своих

- Надеюсь, министерство не только словом, но и делом поддерживает отечественного производителя?

- 1,4 млрд. рублей в этом году на поддержку отрасли выделено только по антикризисному плану. Плюс существует целый пакет мер финансовой поддержки. Речь идет о перечне субсидий на погашение кредитов на покупку сырья и техперевооружение.

Заработал Фонд развития промышленности, готовый выдавать кредиты под 5% годовых на период от 5 до 7 лет. По итогам 2015 года им одобрено выделение льготных займов на сумму свыше 1,5 млрд. рублей по шести проектам легпрома. Это, кстати, самый высокий показатель среди обрабатывающих отраслей.

Действует специнвестконтракт, который предлагает инвесторам налоговые льготы, госимущество, земли, результаты интеллектуальной деятельности и упрощает их администрирование. Налоговые льготы также возможны и для новых комплексных инвестиционных проектов. Кроме того, у нас действуют свободные экономические зоны, территории опережающего развития и индустриальные парки, которые предоставляют комплексные меры поддержки производителям: от преференций по оплате коммунальных услуг до логистических затрат и т. д.

Сейчас у нас есть весьма серьезный шанс в корне изменить облик российской легкой промышленности. Надо воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы встроиться в мировые тенденции, суметь подготовить предложение на запрос глобального рынка, поддержать наших производителей, не просто нагнать упущенное, а двигаться вперед со временем и больше не отставать.

Полный обзор отрасли смотрите ЗДЕСЬ.