Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды11 июня 2016 22:33

«Кинотавр», дни четвертый и пятый: Главное - хвост

Наш корреспондент в Сочи рассказывает о фильмах главного российского кинофестиваля [видео]
Сергей Безруков и Анна Матисон представили свой новый фильм.

Сергей Безруков и Анна Матисон представили свой новый фильм.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пока в Москве идут ледяные дожди, в Сочи уже который день стоит идеальная погода: температура в районе 22 градусов, солнце как в Неаполе, свежий ветер с моря - и никакой свойственной иногда городу духоты (из-за которой пожилые артисты, бывало, по несколько дней не могли покинуть гостиничный номер). Но если где-то прибавляется, где-то и убавляется: показана уже половина конкурсных фильмов, и пока это самая вялая программа за последние лет пять, а может, и все десять. Винить организаторов нелепо — сами они фильмы не снимают и сценарии не пишут, а работают с тем, что есть. А ничего выдающегося в ассортименте, похоже, нет. Даже страшно подумать, что останется фестивалям рангом пониже, которые обычно берут фильмы, не приглянувшиеся программному директору «Кинотавра» Ситоре Алиевой.

На общем фоне вполне достойно выглядит фильм «После тебя» с Сергеем Безруковым (режиссером стала жена актера Анна Матисон). Многие критики поспешили объявить картину «телевизионной», но на самом деле «После тебя» - вовсе не стандартное телемыло. Безруков играет артиста балета Алексея Темникова, человека с почти невыносимым характером, патологически упрямого, безумно гордого, требовательного к себе и окружающим. По всем этим причинам он 20 лет назад покинул балет, насмерть рассорившись с коллегами. Теперь у него сеть аптек, которая приносит деньги и возможность ездить на «Феррари», только радости не дает никакой. «Я был как Моцарт, а стал как гребаный Сальери!» - восклицает Темников, который боится, что загубил талант и не оставит после себя ничего. А это «после» уже приближается: из-за последствий старой травмы герой Безрукова скоро потеряет возможность ходить. И ему смертельно хочется напоследок осуществить мечту — поставить балет на музыку Стравинского.

«После тебя» - напоминание о том, что Сергей Безруков великолепный актер.

«После тебя» - напоминание о том, что Сергей Безруков великолепный актер.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«После тебя» - картина по-честному мелодраматичная, откровенно зрительская, и при этом в ней виден авторский почерк. Ну да, Анна Матисон находится под явным влиянием «Бердмэна» и чересчур увлечена длинными сценами, снятыми одним планом (иногда это выглядит очень круто, но все же трудно понять - зачем). Да, последние 20 минут выглядят несколько, гм, сомнительными. Но эта картина — напоминание о том, что Сергей Безруков великолепный актер, которого кинематограф слишком часто использовал в не самых удачных проектах (есть, например, ощущение, что многие до сих пор не могут простить ему сериал «Есенин»). Возможно, просто отнюдь не все режиссеры снимали его с той любовью и заботой, с какой снимает Анна Матисон.

* * *

Фильм Алексея Красовского «Коллектор» только что приобрела компания Disney — в октябре она его выпустит в широкий прокат. Нет, логотипа с диснеевским замком в начале не будет — хотя в принципе он пришелся бы к месту, потому что по степени реалистичности и правдоподобия «Коллектор» отчетливо напоминает какую-нибудь «Малефисенту».

Герой Константина Хабенского, как легко догадаться, профессионально выбивает долги из тех, кто не желает вовремя возвращать их банкам. Но это особенный коллектор: не крыса, по триста раз в день звонящая человеку с угрозами из серии «Не вернешь бабло, сука — обольем твою мать кислотой». Нет и еще раз нет! Он работает в роскошном офисе; он — коллектор-селебрити, которого ждут на открытие выставок в художественных галереях; чтобы выбить из людей деньги, он разыгрывает по телефону изощренные и безумные постановки — кого-то доводит до инфаркта сообщением «Ваша дочь беременна от моего сына», кому-то ненавязчиво намекает, что во время очередного прыжка с парашютом тот может не раскрыться. Но вот звонят ему самому: какая-то женщина сообщает, что выложила в интернет шокирующее видео с его участием, и теперь он, негодяй, будет наказан.

Куда она выложила видео, на какой сайт? Да сразу выложила "везде" — конкретика режиссера Красовского мало волнует, и даже про содержание ролика нам останется только догадываться. Но оно, видимо, настолько ужасно, что к офису со всей Москвы сбегаются толпы разъяренных людей, посмотревших леденящий маленький фильм и жаждущих расправы. Как, интересно, они узнали адрес?

Невероятно надуманный, искусственный сюжет спасает Константин Хабенский — единственный актер, появляющийся на экране за все 74 минуты, что идет «Коллектор» (все остальные, будь то Евгений Стычкин, Татьяна Лазарева или Полина Агуреева, присутствуют только как голоса в телефонной трубке или за закрытой дверью). Мало того, что Хабенский как нечего делать тащит на себе весь фильм — он его тащит с видимым удовольствием. Эта роль не имеет ничего общего с амплуа мятущегося алкоголика, в котором ему не было равных, но от которого он не мог отвязаться годами («Географ глобус пропил», мхатовская «Утиная охота», «Ночной дозор», да хотя бы и «Особо опасен» или "Ирония судьбы" Бекмамбетова или сериал Юрия Быкова "Метод"). Хабенский, к слову, снялся в еще одном конкурсном фильме — «Хорошем мальчике», и снова в неожиданной, комедийной роли отца главного героя-подростка, мужчины серьезного, но бесконечно занимающегося всякими глупостями типа изобретения новых режимов сна и бодрствования.

Мало того, что Хабенский как нечего делать тащит на себе весь фильм — он это делает с видимым удовольствием.

Мало того, что Хабенский как нечего делать тащит на себе весь фильм — он это делает с видимым удовольствием.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

* * *

На пятый день в конкурсе «Кинотавра» показали черную абсурдистскую комедию Ивана И. Твердовского «Зоология». Твердовский два года назад представил здесь свой дебют «Класс коррекции», многих очень впечатливший. Вкусив оваций, он снял типичный "второй фильм", со всеми типичными для второго фильма недостатками.

Речь на этот раз идет о сотруднице зоосада из приморского городка — женщине немолодой, неухоженной, затюканной и, вероятно, девственной в самом прямом, сексуальном смысле. Свиноподобные и жабообразные коллеги откровенно ее презирают и в глаза называют идиоткой. Единственные существа, которые ей милы — тигры и обезьяны: они определенно привлекательнее и честнее, чем те пародии на них, которыми выглядят окружающие. И однажды у нее самой вырастает хвост.

Конечно, это несколько непривычно — но зато теперь героиня начинает гулять и обниматься с молодым рентгенологом, который сделал ей снимок копчика в поликлинике (бедняжка и не догадывается, что на самом деле ему нужна не она, а только то, что у нее выросло). Вроде бы она становится смелее и свободней - но по городу ползут зловещие слухи о хвостатой женщине-демоне, которой нельзя смотреть в глаза (иначе все, сразу онкология). Кое-кто утверждает, что хвостов у нее даже три — одним она забирает у встречных жизнь, другим душу, а третьим, кажется, память. Священник в местной церкви, занявшей здание универмага, не допускает ее к причастию.

«Зоология» сюжетно очень пересекается с симпатичным мультфильмом «Почему банан огрызается», вышедшим пару лет назад (не поленитесь, кстати, найдите его в YouTube). Но к «Зоологии» эпитет «симпатичная» применить трудно — Твердовский вполне осознанно делает ее очень неприятной. Рассказывают, что сценарий читала Изабель Юппер, и проявляла к нему немалый интерес, но выбор был сделан в пользу импортозамещения: героиню прекрасно сыграла Наталья Павленкова. «Зоология» отобрана для участия в конкурсе Карловарского кинофестиваля и мы, конечно, из спортивных соображений желаем Ивану успехов — тем более, что вряд ли он дождется какого-то особенного триумфа на «Кинотавре», где половина зрителей вышла из зала весьма озадаченной и где жюри возглавляет автор «народных» хитов «Легенда № 17» и «Экипаж» Николай Лебедев.

Да и вообще, Твердовскому, похоже, хочется быть ядовитым сатириком вроде Луиса Бунюэля - но есть плохие новости: он не Бунюэль, не был им и никогда не будет, и мечту эту лучше сразу смять и выбросить.

* * *

Показанная вслед за «Зоологией» картина «Рыба-мечта» вполне могла бы называться «Ихтиологией». Герой, тихий петербургский корректор Роман (Владимир Мишуков), приезжает в Эстонию, чтобы спокойно подготовить к печати книгу крупного исследователя Балтийского моря. Пустившись на надувном матрасе в море (он хочет найти морского таракана и сосчитать у него количество ножек), Роман внезапно с матраса соскальзывает — и чуть не тонет. Спасает его красивая голая девушка (Северия Янушаускайте), выплывшая не пойми из каких глубин. Как вскоре выяснится, девушка эта питается только сырой рыбой; ее отец - «большой человек» в океане; своим пением она приводит мужчин в экстаз, заставляя их терять над собой контроль; и, наверное, нет нужды специально пояснять, кто она такая. Беда в том, что корректору влюбленная в него сирена скоро надоедает (возникает чувство, что она, как многие сирены, намерена в том или ином смысле утащить его на дно и отвлечь от работы).

Этот не лишенный обаяния фильм — дебют в режиссуре Антона Бильжо, сына известного художника (который во многом обеспечил финансирование проекта, а также сыграл небольшую роль). С "Зоологией" "Рыба-мечта" перекликается тем сильнее, что у героини прекрасной Янушаускайте нет хвоста - надо думать, для русалки это такая же патология, как наличие хвоста для сотрудницы зоопарка. Но она не прекращает искать счастье - и мы чувствуем, что оптимизм русское кино покинул еще не окончательно.

«Кинотавр», день первый: Рената с брильянтами и Боярский с бубном

«Кинотавр», дни второй и третий: Путешествие Гоши Куценко в мозг

Корреспондент «КП» Мария Ремизова ведет прямую трансляцию с «Кинотавра».

КСТАТИ

Пять самых заметных фильмов «Кинотавра»

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин делится впечатлениями о картинах главного национального кинофестиваля (подробности)