Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды21 июля 2016 22:00

Иван Охлобыстин: Когда в графе «род занятий» пишу все, меня считают сумасшедшим

Сегодня актеру, режиссеру, сценаристу, драматургу исполняется 50 лет
Актер, режиссер Иван Охлобыстин на радиостанции `Комсомольская правда`.

Актер, режиссер Иван Охлобыстин на радиостанции `Комсомольская правда`.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Жизнь отца шестерых детей и временно отстраненного от служения священника православной церкви настолько разнообразна и многогранна, что в полвека ее события как раз и уложить. Хотя, глядя на живого и современного Ивана Ивановича, никогда не назовешь его взрослым мужчиной. А послушаешь - да, задор и блеск в глазах оттеняет жизненная мудрость. В эфир радио «Комсомольская правда» народный кумир пришел накануне юбилея, чтобы поговорить о работе в кино и своем отношении к миру.

«Когда исповедовал, восхищался, как люди могут так себя инспектировать»

- Иван Иванович, ваше последняя большая работа - фильм «Иерей-сан», в котором вы били и автором сценария, и актером. После него исполнитель главной роли Кэри-Хироюки Тагава принял православие. Это вы на него повлияли или его роль православного священника?

- Я очень деликатно отношусь к выбору этого прекрасного актера. Надо знать его историю. Кэри-Хироюки Тагава родился на Гавайях, его мать была японкой, потом они приехали в Калифорнию. Он достиг успехов в каратэ и его все-время использовали, для того чтобы играть проходные роли плохих азиатских парней, а Тагава - широкий драматический артист. И тут ему присылают сценарий, он понимает, что денег особо не заработает, потому что русские много не платят, но материал серьезный – все-таки священника сыграть... Он приехал, погрузился по Станиславскому, как полагается. По вопросам веры я только однажды с ним разговаривал. Он говорит: вот у вас православие, а я во всех богов верю. Отвечаю: это клево, верить во всех богов, но мне непостижимо. Вот ты, по моему мнению, уже готовый православный. Тагава два года думал. За эти два года съездил в Японию со съемочной группой, где испытал культурный шок от общения с японскими православными священниками. И понял, что готов.

- Раз мы заговорили об «Иерей-Сан», откуда к вам приходят истории? Не все основаны на реальности.

- С «Иерей-Сан» так получилось. Стою в храме на службе, напротив - епископ с раскосыми азиатским глазами. Я спрашиваю у стоящего рядом священника: он откуда, из Монголии? Нет, отвечает, японец. И этот необычный даже эстетически факт сразу натолкнул на сюжет. Если они имеют право канонически служить у нас, а мы у них, если знаем японский, что было бы, если б японский священик попал в центр нашего хаоса? Такой «Левиафан», но со знаком плюс.

- А можете писать истории на заказ, за деньги?

- Могу, я - профессионал, во ВГИКе шесть лет на это потратил. Знаете, как должен выглядеть идеальный текст? В нем должны быть представлены все чувства – тактильные, визуальные, аудиальные, обонятельные. Примерно так: он шел, погружаясь по щиколотку в черную теплую грязь в направлении виднеющегося впереди соснового бора, в воздухе явственно пахло жженной резиной и где-то оглушительно звенел коростель...

- Когда появится следующий фильм, чтобы вы были сценаристом и режиссером?

- Я написал для «Ленфильма» сценарий «Запах фиалки». Мне показалось, что в нашем кино очень мало картин, которые могли бы быть откровенно идеологичны и качественны с точки зрения художественной критики. «Запах фиалки» - это о войне в Сирии: молодой человек в силу определенных обстоятельств попадает в Дамаск, и на фоне внешнего начинается его внутреннее становление как личности.

- В большинстве ваших киногероев чуть-чуть харизмы, чуть-чуть цинизма, чуть-чуть наглости сочетаются благородством и какой-то мужской деблестью. А вы встречали таких людей?

- В обыденной жизни меня окружает много таких, если не большинство. Просто часть из них находится в раковине своей. Но в силу того, что мы живем довольно активно, много форс-мажорных ситуаций, иной раз так человек откроется, что начинаешь восхищаться. Когда я исповедовал, я всегда восхищался, как люди умеют себя терзать. Не в плане садомазохизма, а как люди умеют себя внутренне инспектировать, до какой степени у них высока объективность и безжалостность по отношению к себе. Я думал: как я могу их исповедовать, они должны меня исповедовать. Надо стремиться достичь христианского идеала, в каждом человеке видеть Бога.

«Детей нужно бить - тактильный контакт важен»

- Иван, скоро выйдет фильм «Птица» с вами в главной роли. Союз кино и рок-культуры всегда дает такой необычный результат. В картине очень музыки, несколько композиций вы даже сами исполнили. Как вам работалось над проектом?

- Режиссером там была дочь Валерия Михайловича Приемыхова, моего доброго друга и наставника. Знаете, как отличают особенных людей? Неважно, что ты с ними обсуждаешь, важно, что он рядом. Господь не обидел его дочь Ксению Баскакову талантом и коллектив она собрала под стать себе. Я не знаю, как примет фильм зритель, это всегда парадокс. Вообще эта история – рефрен к отцу, рассказ об очень талантливом, но глубоко больном и одиноком человеке и такой же одинокой, оставленной, талантливой девочке, которые находят друг друга.

- На съемках «Птица» вы познакомились с Евдокией Малевской, финалисткой шоу «Голос. Дети». Это первая роль Дуси в кино. Как работалось с дебютанткой?

- Я ее крестил. У них очень хорошая семья, милейшая мама, папа с глазами многодетного отца. Я всегда могу в толпе найти многодетного отца - это волчий взгляд. Все дети крещеные были, а она поздний ребенок - руки не доходили. Мы как-то с ней на съемках сидим, рассуждаем, а рядом храм. Слово за слово, она говорит: я не крещеная. Говорю: давай тебя покрестим. Договорился с другом - настоятелем кафедрального собора. А там был музей, и недавно начали отцы служить и мы ее крестили. Это первые крестины в Исакие были за 200 лет. Я ее советовал: «Дуся, настаивай на том, чтобы тебе оставили детство. У тебя должна быть Барби, ты не должна думать как взрослая». Она девочка умная, обещала двумя руками держаться за Барби.

- Иван, вы и сами многодетный отец. В воспитании детей должен быть здоровый родительский тоталитаризм или нужно максимально прислушиваться к ребенку?

- Вообще от природы тоталитаризм был задан. Можно с этим играть, конечно, но все равно должны оставаться фундаментальные основы. Закладывать их надо личным поведением. Потому что дети не верят ничему, чего не видят сами. Если мы звоним бабушке каждый день, они будут звонить нам каждый день. Дети - ленивые существа, заниматься спортом, музыкой, да чем угодно - их надо заставлять. Им потом будет нравиться.

- А как вы орноситесь к закону, который фактически запрещает телесные наказания детей?

- Били и будем бить. Главное, судьи кто? Я уверен, тот, кто принимал этот закон, треснет избалованного ребенка, если он горячий кофе ему на коленки пролил. Сажать за это в тюрьму - бред. Тактильный контакт ведь очень важен.

- Может, вам стоит задуматься о политической карьере? В Госдуме, например?

- Спасибо, вы меня переоцениваете. К тому же, меня окружают гораздо более достойные дядьки.

«И в пятьдесят могу лизнуть дверную ручку на морозе»

- Иван Охлобыстин времен «ДМБ», «Даун Хауса» и нынешний чем-то отличаются друг от друга?

- Особо ничем. Вот мне полтинник. Я себя вспоминаю в 12 лет, мы бежим рвать бузину, чтобы ею стрелять в соседних деревенских мальчишек... Сейчас у меня побольше опыта, немного разочарований, много откровений, но в сути - все то же самое. Как я в детстве не мог пройти мимо дверной ручки зимой – обязательно лизну и вишу потом, так и сейчас: дверная ручка для меня – вечное искушение.

- А как бы вы сами себя охарактеризовали?

- Всегда проблемой было заполнение графы в аэропорту «род деятельности»: если я писал все, меня считали сумасшедшим. Приходилось выбирать. На самом деле, все комфортно сосуществует. Никак кузнечное дело не конфликтует с моей литературной деятельностью, более того, даже питает чем-то. Сейчас телеканал к юбилею (у них так принято: вдруг помрет, а у нас и фильм есть) решили снять фильм и тоже столкнулись с проблемой, что в привычном формате обо мне рассказать невозможно, потому что получится брехня. Мне кажется, что большинство людей по тому же принципу существуют: личная жизнь – это отдельно, огромная легенда, которая меня сформировала. Отношения с друзьями, профессиональнвя жизнь – то же отдельная легенда.

- Есть у вас жизненный принцип один на все случаи жизни?

- Я могу сказать что-то оригинальное, но это будет неправдой.

- Лучше правду...

- Я всегда говорю правду - это принцип.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Родился 22 июля 1966 года в семье врача и экономиста. Отслужил в ракетных войсках, окончил режиссерский факультет ВГИК. Монархист. В 2001 году рукоположен в священослужители росской православной церкви, но с 2009 года по собственной просьбе временно отстранен от служения из-за работы в кино. 71 кинокартина и телесериал, в которых снялся актер, запрещены к показу на Украине из-за его потриотической позиции. Ему запрещен въезд в Латвию и Эстонию. Один из самых популярных актеров среди российских зрителей, автор сценария 23 фильмов. Женат 21 год на актрисе Оксане Арбузовой. В семье растут шестеро детей: сыновья Василий и Савва, дочери Анфиса, Евдокия, Варвара и Иоанна.