Общество

Кто пытался раздуть скандал вокруг умершей на борту самолета собаки?

Принадлежавший москвичке бульдог не перенес 5-часового путешествия из Дубая в Москву
Игорь ФЕКЛИСТОВ
Кто пытался раздуть скандал вокруг умершей на борту самолета собаки?

Кто пытался раздуть скандал вокруг умершей на борту самолета собаки?

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

В ленты российских информагентств эта история, как водится в последнее время, попала из Фейсбука. Москвич Юрий Белоусов 3 сентября написал на своей страничке (орфография и пунктуация сохранены): «Сестра жены сегодня прилетела из ОАЭ в Москву рейсом SU 525 Аэрофлота. Собаку в салон, очевидно, не пускали, поэтому был заказан специальный карго для животных. В Шереметьево ей выдали перевозку с трупом. Заключение врача - собаку заморозили в карго. Ps: по правилам авиаперевозок, за несколько дней до вылета здоровье животного проверяет врач. У пса было все ок, соответствующее подтверждение есть. Более того, один раз он уже летал»…

СЛУЖЕБНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Пса звали Толстый. По происхождению он был французским бульдогом. Давнишнее фото Толстого с пронзительно трогательными, как только у бульдогов бывает, глазами, буквально за полдня набрало в соцсетях несколько тысяч перепостов. Понятно, что для многих домашние питомцы - почти как члены семьи. Поэтому терять их очень грустно. Поэтому поначалу народ зашумел в комментариях. Мол, собаку угробили!

В свою очередь, «Аэрофлот» оперативно провел служебное расследование и уже на следующий день выступил с опровержением.

«На указанном рейсе SU525 в багажно-грузовом отсеке в отдельных клетках перевозились две собаки, - заявили представители пресс-службы крупнейшей российской авиакомпании. - Все нормы перевозки животных были соблюдены, багажно-грузовой отсек был абсолютно исправен. Температура в отсеке на протяжении полета всего лишь на 1 - 2 градуса отличалась от температуры в салоне самолета. При выгрузке клеток в Москве одна из собак была обнаружена без признаков жизни. На место для ее осмотра были вызваны сотрудники ветеринарного контроля. Врачи НЕ установили, что смерть животного произошла в результате обморожения. Вторая собака в нормальном состоянии здоровья передана хозяевам сразу же после полета…»

В Сети комментаторы ломали друг о друга воображаемые копья. Многие обвиняли авиакомпанию, что недоглядели за животным. Но когда стали выступать владельцы других бульдогов, общественное мнение развернулось в диаметрально противоположную сторону.

«Никто из владельцев никогда не задумывается: а позволяет ли состояние здоровья собаки вообще летать? - написал в Фейсбуке радиоведущий «Серебряного дождя» Александр Бунин. - Если пес умер, это исключительно проблема его индивидуальной переносимости полета и смены климата».

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ПАЦИЕНТЫ ВЕТКЛИНИК

Дотошная интернет-публика разобрала исходное заявление с обвинениями в адрес «Аэрофлота» буквально по косточкам.

Во-первых, насчет фразы «заключение врача - собаку заморозили в карго».

«Я не понял, прямо в аэропорту на выдаче багажа дежурит ветеринар и проводит вскрытие за минуту, определяя причину смерти?» - удивляется Борис Критик.

«Это интересный вопрос, потому что изначальных причин смерти мы не знаем доподлинно. Есть версия, что животное замерзло, есть версия, что это невозможно», - размышляет пользователь Иван Кузнецов.

Много комментариев по поводу заявления автора поста, что «за несколько дней до вылета здоровье животного проверяет врач. У пса было все ок». Читатели справедливо замечают, что перед перелетом сотрудники ветслужбы аэропорта проверяют только справки о прививках, сведения об обработке от паразитов, ну максимум еще температуру могут проверить. И уж, конечно, никто не делает собачкам кардиограммы или рентген. Тогда чем подтверждается информация, что у погибшего пса было железобетонное здоровье?!

Но главное - в другом. Бульдоги относятся к так называемым брахицефалическим породам. Брахицефалами называют животных, у которых укороченный лицевой отдел черепа. В народе таких еще называют «с приплюснутой мордой». Из-за такого нестандартного строения черепа у бульдогов очень короткие и узкие дыхательные пути. Поэтому многие собаки этой породы страдают одышкой и сердечно-сосудистыми болезнями. Перегрузки им вообще противопоказаны!

- Брахицефалические породы собак - пожалуй, самые частые пациенты ветклиник, - говорит ветеринар Евгения Олялина. - Именно из-за особенностей строения черепа и проблем с дыхательными путями. Они наиболее восприимчивы к перепадам давления, температур и стрессу. В такой ситуации в разы повышается риск, что у животного может начаться асфиксия, удушье. Поэтому специалисты на самом деле не рекомендуют хозяевам брахицефалов перевозить их самолетами. Есть гораздо менее опасные способы передвижения - машиной, поездом.

Многие пользователи недоумевают: зачем таскать за собой по миру собаку, которая в силу своей анатомии плохо переносит перегрузки?!

«Я летаю только «Аэрофлотом», - пишет Lala Yakubova. - Это лучшая компания, которая следит абсолютно за всеми нюансами. Все всегда на высоте. Безумно жаль собачку, но здесь нет вины авиа-

компании. Согласна с тем, что здесь ответственность на хозяевах! У меня есть друзья - хозяева двух прекрасных собак и шикарного кота, они никогда не берут их с собой, хотя могли бы. Это стресс для животных, и нельзя их ему подвергать».

В таком случае история, о которой пошумели информагентства, разворачивается на 180 градусов. Да, собака погибла, и это плохо. Но виновата ли в этом авиакомпания?

«При наличии всех документов, подтверждающих соблюдение правил перевозки собак, юристы компании должны обратиться в суд с иском на этого пользователя за предоставление информации, не соответствующей действительности и порочащей имидж компании, - это комментарий пользователя Igor Orlov. - Владельцы животных должны понимать, какие риски берут на себя, перевозя животных в самолете. Нельзя списывать безалаберность хозяев на авиакомпанию».

В комментариях Юрия Белоусова спрашивают, будет ли он извиняться перед «Аэрофлотом» за дезинформацию. Молодой человек настойчиво хранит молчание.

ВЛАДЕЛЬЦЫ ПСА ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ВСКРЫТИЯ

Впрочем, спустя три дня, 6 сентября, в Сети появилось сообщение девушки, которая представилась владелицей погибшего бульдога.

«Всё, что написал «Аэрофлот» в официальном заявлении, - ложь, каждое слово, кроме самого факта, - заявила Tipa Detka. - Не было никакого протокола, не было выдано ни одного документа, не было экспертизы и заключения о смерти… На борту не было второй собаки, кроме моей (достаточно было обратиться не в дубайский офис «Аэрофлота», а в сам аэропорт, подтвердивший, что никакого другого животного, зарегистрированного на рейс, не было)… Зато был ветеринар «Шереметьево», которая негромко, но разборчиво сказала фразы: «Собака абсолютно здорова», и «Переохлаждение, возможно недостаток кислорода», - и потом исчезла…»

Новый поворот истории? Мы снова обратились за комментариями в «Аэрофлот».

- Дополнительных документов со стороны «Аэрофлота» действительно выдано не было, так как они не предусмотрены внутренними регламентами, - объяснили нам в пресс-службе компании. - Акт по передаче не составляется и не подписывается. Основанием для получения багажа, в данном случае клетки с собакой, является корешок багажной бирки, а клетка с собакой - багажом. Внутренних процедур по освидетельствованию умерших животных не предусмотрено. Правила воздушной перевозки пассажиров и багажа опубликованы на нашем сайте. Там есть пункт: «5.3.1. Животные, перевозимые в салоне или багажном отсеке воздушного судна: …Прием к перевозке комнатных животных (птиц) производится при условии, что пассажир берет на себя всю ответственность за них до времени вылета рейса, указанного в расписании. ПАО «Аэрофлот» не отвечает за телесные повреждения, заболевания или смерть таких животных и птиц». Но при этом нужно отметить, что случаи смерти животных от переохлаждения на рейсах «Аэрофлота» никогда не фиксировались.

- Была ли все-таки на борту вторая собака?

- Была. И это подтверждается историей бронирования и регистрации в системе Сейбр.

- А ветврач, которая, со слов хозяйки собаки, заявила о гибели животного из-за переохлаждения?

- Мы отправили запрос в ветеринарный пункт и получили ответ от специалиста, который дежурил в тот день и осматривал погибшего животного. Вот дословный ответ: «При выгрузке трупа животного был проведен документальный контроль ветеринарных документов у владельцев. Все необходимые прививки у животного были действующие и обработка животного от эндо- и эктопаразитов была своевременно сделана. Претензий к документам не было. Осмотрев клетку с трупом животного, никаких словесных заключений сделано не было. На вопрос владельцев о причинах смерти животного им было разъяснено, что ветслужба аэропорта не уполномочена давать таких заключений, и будет вызвана служба, которая заберет труп животного на вскрытие и тогда предоставит им официальные результаты вскрытия. На что владельцы отреагировали отказом отдавать куда-либо труп своей собаки».

Крупнейшая авиакомпания мира отказалась от бульдогов

У нас часто любят кивать по поводу и без: а вот за границей, а вот на Западе!.. Для справки: многие американские, европейские и крупные ближневосточные авиакомпании давно ввели на своих рейсах полный запрет на перевозку брахицефалических пород собак и кошек, включая метисов. Потому что для этих животных путешествия на самолетах - никому не нужный риск.

Открываю сайт American Airlines. Это компания с крупнейшим в мире пассажирским авиа-

флотом. И там - черным по белому: «Пассажиры могут перевозить только кошек и собак, за исключением животных определенных пород. Не принимаются к перевозке в качестве зарегистрированного багажа собаки-брахицефалы». И далее список. В нем, помимо всех разновидностей бульдогов (а их с полдюжины), еще 17 пород, включая весьма распространенные в мире боксеры, пекинесы, мастифы, мопсы, питбули, шарпеи, ши-тцу.

- Пожалуй, опаснее всего для брахицефалов - жаркая погода с повышенной влажностью, - говорит ветврач Олялина. - За несколько дней собака может получить отек гортани, что очень сильно затрудняет дыхание. А самая распространенная причина гибели тех же бульдогов - тепловой удар.

Вспомните, откуда везли собаку. Из Дубая в Москву. (А до этого она вслед за хозяйкой совершила перелет из российской столицы в ОАЭ. - Авт.) В Эмиратах - и жарко, и влажно. Условий хуже для «сплющенномордых» сложно себе представить. Так кто все-таки виноват в гибели бульдога Толстого?

При этом не секрет, что на рейсах «Аэрофлота» всегда довольно много животных. Руководство авиакомпании всегда шло навстречу своим клиентам, устанавливая низкие тарифы на перевозку питомцев. Например, до 17 мая они вообще были намного ниже среднерыночных. О постепенных незначительных повышениях пассажиров информировали заранее. Многие хозяева собак-кошек признавались: дешевле взять с собой любимца на отдых, заплатив за его перелет, чем тратиться на содержание в гостинице для животных. Люди экономят, а их питомцы рискуют жизнью.

Тут и спорить нечего: смерть существа, которого обожала вся семья, - это прискорбно. И можно себе представить состояние человека, который через пять часов перелета получает в багаже мертвого пса. Но… Что в остатке? В остатке - очередная история из Фейсбука, которая оказалась совсем не такой, как ее пытались представить.

ВАЖНО!

Многие крупнейшие зарубежные авиакомпании установили на своих рейсах полный запрет на перевозку собак. В этом списке - British Airways, Cathay Pacific, Emirates, Gulf Air, Swiss, Thai, Qatar.

Многие компании отказываются возить собак в багажном отсеке самолетов. Такой запрет действует в Aeromexico, Air Europa, Air France, China Southern, Delta, KLM, Iberia, Aegean, American Airlines, Air Canada, Alaska Airlines, Austrian Airlines.