Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды20 сентября 2016 11:00

Андрей Кончаловский: Я хотел снять кино не о Холокосте, а о природе зла

Награжденный в Венеции фильм «Рай» выдвинут на премию «Оскар» от России
Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая представили фильм на кинофестивале в Венеции

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая представили фильм на кинофестивале в Венеции

Фото: REUTERS

Картина «Рай», снятая при поддержке телеканала «Россия 1» и Министерства культуры Российской Федерации, посвящена жертвам Второй мировой войны, являя собой, что очень важно, попытку нового взгляда на трагические события ХХ века. Как ясно уже из названия, «Рай» Кончаловского смотрит на эти события из вечности, из которой и судьба образованного немца-аристократа, знатока Чехова, вынужденного служить Гитлеру, и судьба молодой русской женщины, брошенной в концлагерь и жертвующей собой ради детей, представляются страшными, скорбными и трагическими. Картина вдохновлена судьбами реальных героических русских женщин - эмигранток, погибших в фашистских концлагерях, спасая еврейских детей.

Отказавшись от участия в «оскаровской» компании два года назад, когда его картина «Белые ночи почтальона Тряпицына» получила такой же, как и в этом году, приз за режиссуру в Венеции, Кончаловский на этот раз принял предложение участвовать в гонке за призом Американской киноакадемии. Шансов с черно-белым, снятым на трех языках «Раем» у него действительно гораздо больше, чем с полуимпровизированной деревенской историей. Да и сама тематика Холокоста неизбежно привлекает внимание киноакадемиков, как показывает их выбор в номинации «лучший фильм на иностранном языке» последние два года.

Вот как сам Андрей Кончаловский говорил об этом на своей венецианской пресс-конференции:

- Тема Холокоста сейчас ужасно банализирована. Если видишь двести очень худых людей еврейской внешности в полосатых пижамах, то это выглядят сейчас как опера Верди «Набукко». Я хотел снять кино не о Холокосте, а о природе зла, потому что зло вечно, и большинство людей, которое его творит, думает, что они творят добро. Достаточно вспомнить Савонаролу или Жанну Д'Арк, или бомбардировки Ливии, Ирака и Сербии, чтобы понять, что зло всегда прикрыто словами о свободе, счастье и демократии. Фраза «Прости их, Господи, они не ведают, что творят» - для меня вечная. Сейчас мало кто хочет смотреть на концлагеря, и я могу это понять - я тоже не хочу. Но в этом фильме мы говорим о насилии над душой, а страшнее этого ничего нет, об этом писали Данте и Достоевский, они тоже показывали не страдания плоти, а страдания души, и это действительно очень сложно передать. Я хотел показать трагедию самообмана людей, которые творили зло, хотя были уверены, что творят добро.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр Роднянский, продюсер, член Американской киноакадемии, член российского «оскаровского» комитета:

У Кончаловского серьезное имя и нет конкурентов от России

Мы задали изветному продюссеру закономерный вопрос - почему именно фильм «Рай» выбрали для представления на приз «Оскар»?

- У фильма уже есть «Серебряный лев» за режиссуру в Венеции и хорошая западная пресса - это важно для академиков. Кроме того, в пользу «Рая» говорит и отчетливо выраженная гуманистическая идея фильма и тематический контекст, напрямую связанный с Холокостом (вспомним два последних «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» - «Ида» и «Сын Саула»). У самого Андрея Кончаловского серьёзное международное имя, его хорошо знают в Америке. Он более, чем достойный кандидат от России. В этом году конкурентов ему не было.

Наши на «Оскарах»

Российские фильмы шесть раз входили в шорт-лист премии «Оскар». В последние годы от страны выдвигались такие картины, как «Урга», «Сибирский цирюльник», «12», «Утомленные солнцем 2: Цитадель» и «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Мусульманин» Владимира Хотиненко, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Вор» Павла Чухрая, «Молох» Александра Сокурова, «Дневник его жены» и «Край» Алексея Учителя, «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова, «Возвращение» и «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Дом дураков» Андрея Кончаловского, «9 рота» и «Сталинград» Федора Бондарчука, «Русалка» Анны Меликян, «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «Белый тигр» и «Палата №6» Карена Шахназарова. Но с 1992 года в номинации выбились только «Урга», «Кавказский пленник», «Вор», «12» и «Левиафан».

Одна российская картина получила "Оскар" - Никита Михалков с «Утомлёнными солнцем» взял награду Американской киноакадемии в 1994 году.

Советские фильмы девять раз входили в шорт-лист, среди них: «Братья Карамазовы» (1969) Ивана Пырьева, «Чайковский» (1971) Игоря Таланкина, «А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Черное Ухо» (1978) Станислава Ростоцкого, «Частная жизнь» (1982) Юлия Райзмана, «Военно-полевой роман» (1984) Петра Тодоровского.

Три советские игровые картины получили «Оскара»:

«Война и мир» (1967) Сергея Бондарчука

«Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы

«Москва слезам не верит» (1980) Владимира Меньшова.