Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Звезды16 ноября 2016 16:59

Театральные деятели поддержали нехитрую мысль, что не каждый гей — Чайковский

Руководители московских театров продолжили дискуссию о цензуре
На заседании Союза театральных деятелей России говорили о цензуре.

На заседании Союза театральных деятелей России говорили о цензуре.

Фото: YouTube

В Союзе театральных деятелей России руководители московских театров продолжили дискуссию о цензуре. Получилось довольно сумбурно. Камертоном беседы стало недавнее выступление на съезде СТД худрука театра «Сатирикон» Константина Райкина о цензуре в искусстве. Камень был брошен, круги пошли во все стороны. Теперь с этим надо разбираться и разрабатывать стратегию. Хотя с самого начал стало понятно: спорить в общем-то не о чем, никакой государственной цензуры нет. Она отменена официально. «А если кто и пользуется недозволенными методами, совершая безобразия на спектаклях и на выставках, так это хулиганы. Они нарушают закон», - сказал в преамбуле председатель СТД Александр Калягин. Его выступление одновременно могло бы стать и эпилогом собрания. Но публика пришла. В зале собралось много камер и пишущей братии. Журналисты ждали «продолжения банкета»… После вступительного слова Калягин передал бразды правления экс-министру культуры и ведущему программы «Культурная революция» Михаилу Швыдкову, а сам удалился по каким-то неотложным делам.

Михаил Швыдкой

Михаил Швыдкой

Фото: YouTube

- Коллеги, кто начнет разговор? Марк Григорьевич, давайте с вас, - обратился Швыдкой к худруку театра «У Никитских ворот» Марку Розовскому. - Марик, иди уж к микрофону.

Розовский вышел и прочел с выражением притчу Пушкина «Сапожник», мол, негоже сапожнику судить о чем-либо, что свыше сапога. А потом — и статью Козьмы Пруткова «Проект о введении единомыслия в России». Всем стало понятно, кого он имел ввиду: тех самых хулиганов, которые беспредельничают на спектаклях и выставках.

Худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.

Худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.

Фото: YouTube

- Вообще цензуры нет ни для кого, кто действует в рамках конституционного поля, - пояснил Швыдкой. - Будь то либерал или консерватор, или человек, исповедующий любую религию. Но есть некоторые озабоченные граждане, которые влияют на художественный процесс.

- Одни подбрасывают свиные головы, другие обливают картины мочой. Или история с оперой «Тангейзер», - театральный продюсер Давид Смелянский вспомнил скандал в Новосибирском театре. - Суд признал отсутствие состава преступления в показе спектакля. Но директора театра Бориса Мездрича уволили с «волчьим билетом». А это запрет на профессию. Что с этим делать?! Без эксперимента искусство не может развиваться. Государство должно поддерживать эксперимент. Вот мы сейчас боремся с гомосексуализмом. А как же Чайковский? Что делать с Мусоргским, беспробудным пьяницей?

Tеатральный продюсер Давид Смелянский.

Tеатральный продюсер Давид Смелянский.

Фото: YouTube

- Лично я к современному искусству отношусь как Лев Толстой к евреям, - поддержал дискуссию Швыдкой. - Толстой написал у себя в дневнике: «Еврея любить трудно, но нужно». Вот так и современное искусство. Его не повесишь дома, оно не доставляет радости, но без него нельзя. Союзу театральных деятелей надо задуматься над пропагандой современного искусства, объяснять народу, как смотреть спектакли.

- У многих возникло ощущение, что сейчас будут бить, - взял слово первый заместитель председателя СТД народный артист Евгений Стеблов. - А никто не бьет. И бить не собирается. Из-за этого очень некомфортно становится...

Hародный артист России Евгений Стеблов.

Hародный артист России Евгений Стеблов.

Фото: YouTube

- Жень, уже бьют, - выкрикнула с места руководитель театра «МодернЪ» Светлана Врагова. У нее в театре начались финансовые проверки из-за низкой посещаемости.

- Света, не надо вступать в дискуссию. Нас еще никто не бьет, а мы уже кричим: «Не трогайте меня, не трогайте». Как психопаты. Выступление Кости Райкина на съезде - это была истерика. Многие были в недоумении. Мы с ним попили чаю в антракте, он был в хорошем настроении. А потом вышел к микрофону и закатил истерику, которая мотивирована личными проблемами с его театром. Думаю, уважаемый нами Аркадий Исаакович Райкин никогда и не думал, что в Москве появится «Райкин-плаза». У Кости всегда были приоритетные возможности. Ему ли жаловаться?..

Зал одобрительно загудел.

- Зачем сейчас хаять Костю, когда его здесь нет? - встал на защиту Райкина режиссер Иосиф Райхельгауз.

- Его никто не хает.

- Нет, хает…

- Знаете ли, Иосиф Леонидович, вы не у Соловьева на ток-шоу, - поставил режиссера на место Стеблов. - Теперь - о другой тенденции... Тут историю с «Тангейзером» вспомнили. Почему, мол, митрополит вмешивается в дела театра, какое право имеет церковь? Я немножко знаком с этой средой: у меня сын, единственный, в монастыре. А мы все жуткие атеисты. Мы нападаем на церковь даже, когда она нас не трогает. Все это называется бесовщиной. Надо спокойнее высказывать свою точку зрения. Корректней, бережней друг к другу относиться, без митинговщины, без обвинений все можно решить.

В советское время была идеологическая цензура, которую мы научились обходить. Я помню, как Андрей Тарковский ликовал, когда запретили его картину «Андрей Рублев». Он радовался, хотя это покажется странным. Запрет - лучшая реклама фильму не только в стране, но и в мире. Сейчас нет никакой злонамеренности со стороны госаппарата. Правда появилась цензура денег, а ее уже не обойдешь. Успех спектакля нельзя обосновать только экономическими показателями. Эстетические категории недоказуемы. Или по простому: на вкус и цвет товарища нет. Нельзя всех под одну гребенку, под общую схему. Например, есть расхожее мнение насчет геев и Чайковского. Что тут скажешь? Во-первых, никто свечку не держал. Во-вторых, не всякий гей Чайковский…

- И не всякий натурал Станиславский, - подхватил мысль Швыдкой.

- Вот именно, - согласился Стеблов.

- Если возникает ощущение, что сейчас будут бить, если человек ждет, что ему дадут по морде, то по закону жанра, ему и дадут. Поэтому не надо ждать, дайте по морде первыми. Это продуктивней, - подытожил Швыдкой. - Поскольку среди нас есть инвалиды, ветераны жертвенной борьбы, давайте им дадим слово. Борис Мездрич, тот самый «Тангейзер» нашего искусства, прошу вас.

- У меня уже псевдоним - Тангейзер, - немного смущенно признался Мездрич.

- Боря, не расстраивайся. Тангейзер — хорошая еврейская фамилия.

Экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич напомнил, что уже полтора года истории с «Тангейзером». Свобода вероисповедания и свобода творчества у нас одинаково защищены Конституцией. Но события в Омске, где запретили рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», в Новосибирске, закрытие выставок свидетельствуют о том, что продолжают действовать аффилированные с церковью организации, некие гражданские комитеты. Он лично слышал, как эти люди говорили, что Мездрича надо повесить.

Экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич.

Экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич.

Фото: YouTube

- Я что-то плохо понимаю, что здесь происходит, - вышел к микрофону режиссер Райхельгауз. - Не был здесь двадцать лет, с тех пор, как вышел из Союза театральных деятелей. Не плачу членские взносы. С Костей Райкиным я не со всем согласен. По сравнению с советскими временами мы живем вне политической цензуры, хотя у нас есть цензура финансовая.

Мне жаль, что здесь нет многих моих коллег, которые определяют сегодня театральный процесс. (На встрече не было не только возмутителя спокойствия — Константина Райкина, но и руководителей театра им.Вахтангова. Накануне театр отмечал 95-летие и на следующий день вахтанговцы отдыхали после праздника и достойного, как говорят, банкета. Не было Галины Волчек — в «Современнике» на выходе новый спектакль. По этой же причине отсутствовал Марк Захаров, у которого на носу премьера долгожданного «Дня опричника». Олег Павлович Табаков вместо себя делегировал своего нового зама — Игоря Золотовицкого - Ред.) Полгода назад департамент культуры Москвы собрал всех худруков и выбрал художественный совет. Это верное дело. Худсовет должен давать оценку художественного и финансового качества нашей работы. Но почему-то этот совет собрался всего один раз?..

- Иосиф, ты сказал, что не платишь членские взносы. А я взносы плачу, хотя бы из уважение к Александре Яблочкиной, - обиделся за основательницу всероссийского театрального общества Швыдкой.

- Извини, но я ее в глаза не видел. Мы все-таки с тобой из разных поколений, ты старше, - отбился от нападок Райхельгауз с такой интонацией, будто Швыдкой не только Яблочкину помнит, но и Ленину помогал нести бревно на первом субботнике.

На этом прения сторон прекратились. Театралы блеснули красноречием и разошлись. На прощание обнялись Швыдкой с Райхельгаузом. Хотя справедливости ради, надо сказать, что они ровесники с разницей в один год. Причем Райхельгауз старше...