Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество17 ноября 2016 16:57

Геннадий Онищенко: ...А я за то, чтобы вернуть «трудовое детство»!

Депутат Госдумы, экс-главсанврач страны предлагает снова ввести в школах уроки труда [аудио]
Геннадий Онищенко

Геннадий Онищенко

Фото: Евгения ГУСЕВА

Вы знаете, что такое «ДИП-100?»

И я не знал, когда Геннадий Онищенко огорошил меня таким вопросом. Оказалось, так назывался токарный станок в те времена, когда Геннадий Григорьевич учился в школе.

- Это -1966-67-й учебный год, я был учеником 9 класса, и на уроках труда мы работали на таких токарных станках в нашей школьной мастерской.

Кстати, аббревиатура переводится так: «Догоним и перегоним». Это лозунг такой в те годы был: «Догоним и перегоним Америку».

- Я читал. Что-то и сам тоже помню...

- И по окончании школы я, как и мои одноклассники, получил документ о том, что являюсь токарем третьего разряда. Это было трудовое воспитание. Реальное, причем, не какое-то там, а по существу - профессия. В обычной средней школе....

А мы сегодня на заседании комиссии по образованию обсуждали вопросы возможности привлечения школьников даже не к общественно-полезному труду, а к самообслуживанию. И такие дикие, на мой взгляд, вещи в этой сфере творятся…

- А можно подробнее?

- Как-то неожиданно за последние вот эти десятилетия нашей бурной жизни вырос целый частокол международных, национальных обязательств, которые довели, мне кажется, нашу жизнь до абсурда. Когда для того, чтобы, утрированно говоря, предложить ученику подойти к доске, взять влажную ветошь или губку и стереть мел, - нужно получить разрешение родителей.

- Да ладно...

- Иначе это может быть расценено как насилие, как эксплуатация детского труда! И это все на полном серьезе.

Конечно же, это уже не просто абсурдная, но и вредоносная ситуация. Так считаю не только я. Такая же позиция, слава Богу, и у многих выступавших (на заседании комиссии. - А. Г.) депутатов из регионов, и у многих педагогов. И во многих регионах стали самостоятельно вводить трудовое воспитание, занятость школьников на тех работах, которые возможны.

- А так можно, да? Без всякого разрешения...

- Мне кажется, есть только один ограничитель, из которого мы должны исходить. Прежде всего, - это оценка состояния здоровья ребенка, то есть, соответствие работы, которую он выполняет, его психологическому и физическому развитию.

Это уже давно медиками отнормировано, мы знаем, какие виды работ, когда, в каком объеме, с каким режимом можно разрешать детям. Все остальное - это уже квазилюбовь, квазизащита детей и, мне кажется, здесь не только вопрос обучения школьника элементарному уходу за собой, возможностью помогать родителям и так далее. Это еще и вопрос дееспособности общества, полноправными гражданами которого станут сегодняшние дети.

Вот я наблюдаю за США, где истеричные инфантильные «обломовы», не умеющие и не желающие трудиться, живущие на социальные пособия, проводят митинги, демонстрируя невероятную нетерпимость к чужому мнению, топают ногами, кричат… Причем, это не дети, это - не вышедшие из детства взрослые!

Меня лично тревожит подобное затянувшееся детство населения, я не хочу видеть таким наше молодое поколение. Меня беспокоят эти западные стандарты «нетрудового» детства. А у нас тоже эта зараза распространяется: посмотрите, как мамочки дружно протестуют, когда в школе предлагают их детям, скажем, протереть свои столы или помыть пол в классе после уроков!

- Что же теперь, нарушать инструкции?

- Нет, надо прагматично, разумно, вернуть в школы систему трудового обучения и самообслуживания. Вплоть до того, что поднять старые, давно известные старшему поколению педагогов документы по трудовому воспитанию. Конечно же, если мы допускаем ребенка до какой-то работы, а тем более, связанной с некими рисками, то нужно и обучение соответствующее провести, и предварительный инструктаж, в том числе и по технике безопасности.

Но детей нужно вовлекать в полезный труд, только обязательно - в полном соответствии с их возрастам, физическими возможностями, в соответствии с их развитием.

Потому что не могут быть воспитаны полноценные взрослые люди, если они в детстве, в школе не могут взять губку влажную и стереть пыль с подоконника.

- Я к вам присоединяюсь, потому что, например, с удовольствием вспоминаю уроки труда, и особенно нашего трудовика Александра Ивановича, который нас учил не только рабочим навыкам и ставил за это отметки, но и рассказывал о жизни.

- Это были, как правило, или бывшие рабочие, или отставные военные, или фронтовики. Они учили строгать, делать элементарные поделки какие-то, ремонт. В 9-10 классе я стоял у станка, вытачивал какие-то детали, нам давали задание. Сложная работа и, тем не менее, мы все справлялись.

- Теперь вот после опубликования этой колонки многие поймут, почему Онищенко и Гамов такие трудоголики ненормальные.

- Вы думаете, люди мучаются от этой загадки?

- Ну, я не знаю. Поставим многоточие…