2016-12-06T09:09:44+03:00

Марк Захаров вонзил теллуровый гвоздь в голову опричнины

В московском театре «Ленком» прошла премьера спектакля «День опричника» по произведениям Владимира Сорокина
Поделиться:
Комментарии: comments10
Опричник в исполнении Виктора Ракова прибыл по государственной надобности к гадалке (актриса Татьяна Кравченко).Опричник в исполнении Виктора Ракова прибыл по государственной надобности к гадалке (актриса Татьяна Кравченко).Фото: Екатерина Цветкова
Изменить размер текста:

Режиссер Марк Захаров готовился к этой постановке обстоятельно, объявив о ней лет семь назад. Так что даже Сорокин успел усомниться в своевременности спектакля, мол, острота темы ушла. Но Захаров оказался настойчивее. «Злая, эпатажная сатира Сорокина обладает целебными свойствами, - настаивал режиссер. - Он открывает самые темные стороны человеческого естества». Ну а светлое в нашей душе театр приоткрыл собственными силами. И выкупил у Сорокина права на сценическую версию, добавив от себя реплики и сюжетные линии.

Начинается спектакль с посвящения-монолога Демьяна Златоустовича (актер Иван Агапов) из сорокинского романа «Теллурия». Судя по парчовому костюму и клобуку на голове, он крупный церковный иерарх. Парадоксальным образом Златоустович обращается и к православным коммунистам, квасным патриотам, протекционистам и даже к смартфону седьмого поколения, воспевая КПСС и всех святых для счастья народа, агитируя за БАМ и ГУЛАГ, за империализм и коровье вымя, за синий туман и за батьку Махно, за вертикаль власти и за надлежащее хранение общака. Получается витиеватое словотворчество, где каждое слово в отдельности понятно, но вместе образуют восхитительный коктейль абсурда.

Как и в романе Сорокина, коренной опричник Комяга (Виктор Раков) получает задание от государя Платона Николаевича совершить наезд и уничтожить главного врага - столбового банкира Куницына, а заодно отжать его собственность, устроить круговуху его жене, а детеныша отдать в приют. В этом месте Марк Захаров позволил себе вольное отступление от сюжета: никакой круговухи со вдовой (Александра Захарова) в спектакле нет. Наоборот, Комяга влюбляется в нее по-настоящему.

Спектакль построен по принципу эффектных и быстро меняющихся мизансцен, где у каждого значимого персонажа есть свой бенефисный номер. Правителя футуристического княжества Московского, отгородившегося от Запада стеной, блистательно играет Дмитрий Певцов (в другом составе - Виктор Вержбицкий). Он постоянно меняет обличие: то диктатор, то аристократ. В его России, где можно вонзить в мозг подданных теллуровый гвоздь (эффектный элемент сценографии), надлежит изъясняться изысканно. Для народного языка, которым так славится проза Сорокина, подыскивать синонимы. Хотя как ни старайся, авторский текст за эвфемизмами не спрячешь, нет-нет да и сорвется с языка какая-нибудь бздя.

Еще один ключевой персонаж смутного времени - ясновидящая Прасковья Мамонтовна (неподражаемая Татьяна Кравченко). Она топит печь русской классикой, гадает на шаре судьбы и норовит накормить Комягу супом из кота. Кстати, кот в спектакле настоящий и на удивление спокойный, видно, одурманенный сорокинским текстом.

У Леонида Броневого роль небольшая, но духоподъемная. Фото: Екатерина Цветкова

У Леонида Броневого роль небольшая, но духоподъемная.Фото: Екатерина Цветковаtrue_kpru

Появление на сцене воеводы в отставке князя Собакина в исполнении Леонида Броневого вызывает бурные аплодисменты зрителей. Захаров считает Броневого своим талисманом. И столь важный для «Ленкома» спектакль не мог состояться без его участия. Да и кто лучше Леонида Сергеевича с его неповторимой интонацией посулит надежду на светлое будущее?

В финальной сцене Куницына вместе с Комягой и его адъютантом Федькой (Антон Шагин) убегают из мрачной Московии в неведомое.

В программке к спектаклю точно указано время, о котором идет речь. Действие происходит через сто лет после ленкомовской премьеры. Но сколько ни двигай время вперед, все намекает на не столь отдаленное будущее. Но еще большим предостережением звучат слова самого режиссера, обращенные к зрителям, о том, как фантасмагорические видения в романах Сорокина могут материализоваться в нашем Отечестве, если мы разучимся отличать болезненный садизм от светлых сторон русской души, если мы будем воспевать тиранов и ставить им памятники.

Театр «Ленком»

«День опричника»

Смотрите 3, 9, 15, 27 декабря, 4, 25 января, 3, 14, 22 февраля.

 
Читайте также