2016-12-26T16:53:17+03:00

Mobile Auto Doctor: Малый бизнес в России от первого лица

Авторы нового для отечественного авторынка малярного сервиса «Мобайл Авто Доктор» рассказали о сложностях и проблемах малого бизнеса в России
Поделиться:
Комментарии: comments2
Джек Сорокин, директор и учредитель сервиса «Мобайл Авто Доктор».Джек Сорокин, директор и учредитель сервиса «Мобайл Авто Доктор».Фото: Предоставлено "Комсомолке"
Изменить размер текста:

Собственное дело – мечта многих, если не каждого. Но решиться на погружение в мир отечественной экономики с головой, бросить насиженное место и рискнуть нажитым благосостоянием решаются единицы. Обозревателю «Комсомольской правды» удалось найти людей, которые открыли не только собственное дело, но и целое направление в автомобильном бизнесе несмотря на сложную экономическую обстановку. С чем предстоит столкнуться и сколько нужно времени и терпения auto.kp.ru узнал у создателя уникального для России предприятия Джека Сорокина, директора и учредителя сервиса «Мобайл Авто Доктор».

КП: Джек, вы избрали для себя достаточно необычный путь. Как вы пришли к необходимости открыть собственное дело?

ДС: Предыстория у нашего предприятия довольно долгая. Я 20 лет прожил в США, из которых 8 занимался малярно-кузовными работами. Бизнес мой располагался в знаменитой на весь мир Силиконовой долине, где средний годовой доход населения составляет 220 000 долларов. Автомобили у людей соответствующие, а, значит, и качество предоставляемых услуг должно быть на высшем уровне. Иначе дело загнется, не успев расправить крылья. Сюда же следует добавить и чудовищную конкуренцию: в городке, где я жил, был лишь один кластер, на территории которого можно было открыть автосервис. Малярных мастерских, кроме нашей, там было еще пять. И каждая минимум с двадцатилетней историей. Так что приходилось включать мозги на полную или закрывать предприятие.

КП: И какой выход из такой ситуации? Замкнутый круг на лицо!

ДС: Постоянно придумывать и реализовывать конкурентные преимущества. Проводить акции. Без креативного подхода и мышления вне стандартных рамок в нашей сфере не обойтись, приходилось регулярно придумывать что-то новое. Мы старались выявить своего клиента, его потребности, понять, что мы можем ему предложить. И вокруг этого знания строить свой бизнес.

КП: Как быстро удалось поставить проект «на рельсы»?

ДС: В итоге это заняло около трех лет. Для России – слишком долгий срок. Для Америки – терпимый. Хотя сегодня, с позиции полученного опыта, все, конечно, делали бы иначе и намного быстрее.

КП: Опыт работы, полученный в США, подходит для российских реалий?

ДС: Лишь в некоторых аспектах. В России ключевым фактором являются знания и навыки, полученные на месте. Поэтому я потратил несколько лет на работу в крупных компаниях, прежде чем заняться реализацией дела своей жизни: довелось потрудиться в крупной немецкой авиакомпании на руководящей должности, потом руководить авиаремонтным предприятием в Швеции, изучать специфику обслуживания частной и коммерческой авиации, управлять большой сетью автосервисов в Санкт-Петербурге. Одним словом, американский опыт был в дополнен и разбавлен европейской и отечественной спецификой. Но собственный проект я давно держал в голове, десять лет вынашивал. И в какой-то момент понял, что время пришло.

КП: В чем ключевое отличие американского бизнеса от российского?

ДС: В отношениях между потребителями и поставщиками. Между конкретным человеком и компанией. Существуют огромные, просто невероятные зазоры, которые можно и нужно заполнять. И проблема тут не в людях: изначально все было построено таким образом. Новый капиталистический строй тяжело давался российской коммерции.

КП: А в чем сложность-то?

ДС: Проще разобрать на примере. Решил человек открыть свое дело, выбрал для себя интересную сферу и направление. Начинает смотреть на конкурентов, с которых начинает копировать методику ведения бизнеса. Понятно, что нужны преимущества: материалы подороже, место расположения поинтереснее. В итоге получается тоже самое, потому что человек неосознанно скатывается в туже яму, где находятся его конкуренты. И начинает с ними, уже существующими, бороться за одного и того же клиента.

КП: «Мобайл Авто Доктор» родился иначе?

ДС: Конечно. У нас нет ни одного конкурента в России. Уже на начальной стадии мы избрали для себя и нашего детища другой, обособленный путь. За основу взяли не готовую модель бизнеса, а потребность клиента. И вырастили вокруг нее, потребности этой, свое дело.

«Мобайл Авто Доктор» - это мобильный автосервис с «доставкой на дом». Фото: Предоставлено "Комсомолке"

«Мобайл Авто Доктор» - это мобильный автосервис с «доставкой на дом».Фото: Предоставлено "Комсомолке"

КП: Тут без подробностей не обойтись: как выбрать своего клиента? Как узнать его потребности? Как изучить рынок на предмет конкурентов?

ДС: Сегодня с этими вопросами куда легче, чем еще пять лет назад. Социальные сети уже настолько глубоко пустили корни в нашу жизнь, что выявить потребности рынка или провести любое маркетинговое исследование можно с мобильного телефона, не вставая с кресла. Главное – это исследование никогда не прекращать, постоянно изучать рынок и потребности. Это живой организм, который постоянно меняется. Сегодня ему требуется одно, а завтра – совсем другое.

КП: Интересно. И что выявил ваш мониторинг?

ДС: Услуга должна занимать мало времени и быть максимально мобильной, способной подстроиться под график клиента. В малярном деле что самое неприятное? Автомобиль надо сначала отогнать в мастерскую, потом оттуда выбираться пешком или на такси, а затем еще и забрать свою машину. Ключевая проблема любой «малярки» - логистика. Если расположить свой СТО около метро, то стоимость работ будет запредельная из-за высокой арендной ставки. Как решить вопрос? Правильно, привезти малярный цех в удобное для клиента место и время. Считаю, что это готовая бизнес-модель. Осталось написать план и найти компаньонов.

КП: А разве с этого не стоит начинать?

ДС: Начинать стоит всегда с генерации идеи. Но грамотный выбор партнеров – ключ к успеху. Мне, будем откровенны, крепко повезло на этой стадии. Ввязаться со мной в авантюру под названием «частный бизнес в России» решился мой друг Дмитрий Шашуков, который взял на себя ответственность за имидж и создание бренда, маркетинг и продвижение, а также часть операционной деятельности. Перед запуском нам удалось заручиться поддержкой третьего партнера: Вячеслав Уланов согласился на дальнейшее финансирование проекта, а так же помощь в создании организационной структуры. Вот и вся история. Никаких секретов и тонкостей, как видите, нет. Все на виду.

КП: Если это настолько просто, лежит, как говорится, на поверхности, то почему этим никто раньше не решил заниматься?

ДС: Никто не захотел связываться. Намного проще использовать обкатанные годами технологии и решения, чем бороться с общественным мнением, параллельно вкладывая деньги в разработки и обучение людей. В России не принято развивать новые направления. Ведь наш проект подразумевает принципиально новый подход, инвестиции и время. Проще работать постаринке, накатанной дорогой. А искать новые пути, изобретать велосипед – сложно, дорого. Только настоящим фанатикам своего дела под силу. Известные и общедоступные технологии держат малярный бизнес на коротком поводке, намертво приковав его к стационарному расположению. Дело в материалах, которые очень чувствительны к температурам, климатическим изменениям и другим факторам: к воздействию ветра, воды, выхлопным газам проезжающих машин. Стандартные материалы непригодны к использованию вне стационарного сервиса.

КП: Опять замкнутый круг!

ДС: Нет, это не так. Нужно искать и экспериментировать, выбирать и тренироваться. Мы начали с того, что скупили целый арсенал современных разработок химической промышленности. Сначала решили сделать ставку на американские компоненты, посмотреть на их продуктивность в наших условиях. Оказалось, что использовать их нельзя, климат слишком суровый, да и цвета не подходят совсем.

КП: И тут мы подходим к следующему вопросу: материалы, что использует «Мобайл Авто Доктор» - уникальны? Или их может купить любой желающий в автомагазине?

ДС: Конкретных решений нет в природе. Только методом проб и ошибок можно подобрать тандем компонентов, которые позволят добиться искомого результата. Главная проблема – это кратеризация. Лак, которым покрывают только что окрашенную деталь, структура очень чувствительная к внешним факторам. К ней липнет все подряд: от пыли до насекомых. На ранних стадиях бизнеса мы столкнулись с проблемой: красим час – полируем пять.

КП: И как удалось преодолеть этот рубеж?

ДС: Мы нашли такой набор запатентованных компонентов от разных западных производителей, который позволил нам избавиться от кратеров. Эластичный лак, который затягивается сам, дорогие немецкие краски, уникальный набор технических приспособлений. Выбрали все лучшее, что сейчас доступно, соединили их воедино и получили искомый результат. Как я уже говорил, готовой микстуры не существовало.

КП: А как испытывали свои решения?

ДС: На себе. На собственных автомобилях. А как иначе? Если себе сделаешь плохо, для клиента хорошо покрасить не сможешь. В нашем случае формула «сапожник без сапог» не работает.

КП: Сколько времени заняла подготовка к выходу на рынок?

ДС: Шесть месяцев мы проверяли наши решения в разных условиях. Шесть месяцев наши личные автомобили страдали в ежедневном режиме, испытывая нашу идею.

КП: Расскажите про своего первого клиента, он, наверняка, запомнился.

ДС: Конечно запомнился. На всю жизнь. Это был желтый Porsche Cayman с царапиной до металла на крыле. Американская система подбора цвета не подошла для европейского автомобиля, пришлось делать колеровку вручную. Но мы справились. После «Порше» пришлось начинать все сначала, полностью переосмыслить подход и найти новые решения. Это был очень хороший урок, который дорого нам стоил, но без него нам бы не удалось добиться тех достижений, которые есть сегодня.

КП: Кстати, с какими еще проблемами столкнулись на ранней стадии?

ДС: Сначала мы решили спроектировать «борт» - автомобиль, который будет перевозить бригаду мастеров и нести на себе все оборудование. По замыслу, в рабочем отсеке должны были поместиться все агрегаты, необходимые для проведения работы и один человек. Когда купили все и сложили рядом с машиной, а мы специально выбрали «каблучок» для мобильности и возможности беспрепятственно заезжать в любой подземный паркинг, выяснилось, что оборудования у нас больше, чем вся машина в целом. Пришлось здорово поработать, чтобы грамотно и удобно разместить инструмент.

Вторым фактором, с которым столкнулись, стала команда. Мало того, что нам необходимы были мастера с начальными знаниями в области малярного дела, так мы еще и сразу договорились, что хотим видеть в своей мастерской только настоящих «гиков», фанатиков своего дела, честных и порядочных людей, увлеченных работой. С этим пришлось попотеть вдвое больше. В результате мы нашли двоих парней, которые до сих стали основой, фундаментом команды и лидерами большого коллектива мастеров, которые есть сегодня Любой сервисмен вам без раздумий скажет: команда – ключевой и важнейший фактор успеха. Все основано на людях, а не на инструментах.

КП: Какой проект был самым сложным?

ДС: В самом начале у нас появился клиент, которому нужно было выправить и покрасить кузовщину всего авто. По кругу. Из целых деталей был только лючок бензобака. Стационарные сервисы согласились выполнить работу за две недели. Мы договорились, что сделаем работу за 48 часов. Причем наша цена была на треть меньше. Для «Мобайл Авто Доктор» этот проект был вопросом принципа: сможем/не сможем. В результате сразу три экипажа были брошены на этот проект. Мы не только уложились в куда меньший срок, потратили чуть больше суток, но еще и успели нанести на автомобиль керамическое покрытие. Команда выложилась на 146 процентов, проведя полтора дня без сна и отдыха. Сегодня мы с гордостью можем говорить, что аналогичных проектов было уже несколько, но тот был самый первый. Проверка сил боем.

КП: Что сегодня происходит с компанией?

ДС: Более современное оборудование, разработанный и обкатанный регламент проведения всех работ, полностью готовая технология. Методика обучения разработана «от и до» - сегодня на подготовку мастера мы тратим от силы месяц, тогда как вчера могли не уложиться и в три. Теперь есть чек-лист и маршрутный лист, которые позволяют нам в офисе контролировать время и качество работ.

КП: Что будет завтра?

ДС: У нас очень много планов. Компания будет развиваться, мы хотим расти, изучать и привозить на отечественный рынок новые продукты, решения и компоненты. Мы уже приступили к проектированию собственного уникального оборудования, которое позволит ускорить процессы. Так же идет плодотворная работа по разработке линейки собственной химии, которая позволит «Мобайл Авто Доктор» подняться еще на ступень выше. Мы хотим создать сегмент рынка, который на данный момент отсутствует, нишу, которая со временем станет таким же обыденным решением кузовного вопроса, как стационарные малярки. Мы не только готовы к появлению конкурентов, мы даже ждем их. Готовы обучить, рассказать, показать. Добро пожаловать! Ведь расти и развиваться в формате монополии невозможно.

КП: В завершении нашего диалога, не могу не задать вопрос: а как вы планируете бороться с главным тормозом всего рынка услуг – общественным мнением. Ведь на российских дорогах бытует твердое убеждение, что красить авто можно только в камере?

ДС: То, что мы начали – это революция. В будущем весь бизнес будет сфокусирован на доставке услуг в руки клиенту. Если пицца – то доставка квадракоптером прямо в окно, а если сервис или услуга – то в удобное время и место. Компании, которые сейчас работают по ГОСТам СССР 50-х годов сами уйдут с рынка или перестроятся на нашу методику, если мы будем выдавать результат на постоянной основе. Только довольный клиент обратит общественное мнение в нашу сторону. Так что все зависит только от нас, от «Мобайл Авто Доктор».

КП: Чего пожелаете коллегам по нелегкой стезе предпринимательской деятельности в новом 2017 году?

ДС: Желаю найти в себе силы продолжать свое дело, несмотря ни на какие кризисы и бури, а так же научиться строить бизнес вокруг клиента, а не собственного сиюминутного обогащения. Такой навык – лучший парус в штиль, и лучший якорь в шторм.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Автобизнес»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также