Общество17 января 2017 1:00

Напрыгала на двойку

Что делать, если педагог ставит явно несправедливую оценку
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

На днях бывший корреспондент «КП» Елена Ардабацкая на своей страничке в соцсети опубликовала показательную запись. О школьных оценках и справедливости. Откликов на нее было множество. Поэтому мы посчитали возможным опубликовать пост встревоженной мамы у нас. А вы можете подключиться к его обсуждению.

«На днях у меня был большой и содержательный спор с нашим учителем физкультуры. Дочь Маргарита принесла двойку по физкультуре. Больше не напрыгала, как ей сказали. Буквально. Через скакалку. Я уже не говорю о том, что у нее есть справка от педиатра, в которой указано, что у нее не общая группа по физкультуре в связи с ее заболеванием. И об этом мы с учителем говорили, еще в прошлом году обсуждали, что нагрузку ей давать по самочувствию. И вот - двойка.

Как, скажите мне, можно наказывать человека за то, что он физически не может? Я понимаю, забыла сделать домашнее задание по французскому, ей поставили в тетради двойку карандашом. Маргарита на следующий день домашку быстро написала, в дневник пошла - с учетом забывчивости - не пятерка (за уровень исполнения), а четверка - нечего, мол, тормозить. Согласна. Но двойка за то, что не напрыгала?!

Учитель физкультуры со мной согласился, что девочка не лентяйка, а труженица, что просто больше сейчас напрыгать не может. И объяснил, что двойку он поставил для стимула. Для какого стимула? В чем стимуляция? Если ребенок знает, учитель знает и другие дети знают, что Маргарита больше напрыгать не может!

Говорит, что, мол, стимуляция и для других. На пятерку, кстати, надо напрыгать во втором классе 80 раз. Ни я, ни моя мама в детстве прыгучестью не отличались. Я легко плавала и на коньках бегала на золотой значок ГТО. Ни разу в жизни не перепрыгнула нормально через коня и ни сантиметра не подтянулась по канату. Я хорошо бегала на лыжах, но обычный кросс добегала, когда все уже отдыхали. Помню, как спасали меня с этим мальчишки в классе. Когда я добегала и взять высоту уже не могла, они отвлекали учителя своими криками, а потом хлопали, будто я перепрыгнула, хотя я огибала препятствие. Кстати, я рассказала об этом Маргарите. Она сказала, что это нечестно, сразу, без раздумий. Я немного растерялась, но ответила, что, с одной стороны, да. С другой стороны, это история о дружбе, взаимовыручке и о том, что невозможно делать все идеально.

Разговор учитель физкультуры закончил выводом: для вас двойка - это болезненно. Вывод не совсем правильный. Болезненно не потому, что двойка, а потому что несправедливо».

СПРАВКА «КП»

Можно ли поставить оценку «просто так»?

Вообще-то критерии выставления оценок очень жестко прописаны. Поставить двойку просто так или за поведение учитель не может. Для каждого предмета критерии свои, так что в контрольной по математике и сочинении по литературе оценки будут выставляться по-разному.

ОЦЕНКА 5. В целом пятерка ставится, если ребенок не сделал ни одной ошибки, максимум, допустил один недочет.

ОЦЕНКА 4. Четверку ставят за 2 - 3 ошибки или 4 - 6 недочетов, ну или если ученик использовал нерациональное решение или немного нарушил логику изложения материала.

ОЦЕНКА 3. Тройку можно получить за 4 - 6 ошибок или 10 недочетов, а также за неполный ответ на вопрос.

ОЦЕНКА 2. Двойку учитель ставит, если ребенок сделал более 6 ошибок или 10 недочетов, не раскрыл вопроса или не привел верных аргументов. Что считается ошибкой, а что недочетом, также прописано отдельно.

Такая система оценивания была введена еще в советских школах в 40-е годы. Сейчас школы могут сами решать, какую систему использовать - пяти- или десятибалльную. Но, понятно, почти все по привычке используют пятибалльную, от которой, положа руку на сердце, осталось всего четыре балла.

КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ НЕ СОГЛАСЕН С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

- Поговорить с учителем: чаще всего оценку можно исправить.

- Подойти к директору: если педагог не прав, отметку аннулируют.

- Обратиться в окружное управление образования: если оценки систематически занижают, а дирекция бездействует.

- Поговорить с ребенком: возможно, дело вовсе не в «плохом» учителе.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Да убоится ученик учителя своего

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

В девятом классе к нам пришел новый учитель русского языка и литературы. Скуластый, решительный. По привычке - а учился я не в самом образцово-показательном классе с литерой В, были у нас ребятишки разные - класс решил проверить учителя «на слабо». Когда он впервые зашел в класс, по аудитории, выписывая пируэты, полетели бумажные самолетики, кто-то на последней парте устроил небольшую потасовку. Гам стоял неимоверный. Юрий Константинович, казалось, на шум и беспорядки не обращал внимания. Он спокойно открыл журнал и стал по очереди по алфавиту поднимать учеников и задавать вопросы по пройденному в 8-м классе материалу. Двух сказанных в замешательстве слов хватало на то, чтобы в журнал уходила жирная двойка или - удача - тройка. За двадцать минут был «обилечен» весь строптивый класс. Мы прижали уши.

На следующем уроке в классе стояла тишина с того самого момента, как в коридоре утих звонок. Потом мы узнали: до прихода в школу Юрий Константинович преподавал в колонии для малолетних преступников.

Столько лет прошло, а я иногда вспоминаю этот эпизод и размышляю - насколько педагогично поступил учитель? Ставить поголовно двойки, да еще в журнал в первый день своей работы - это подставить и самого себя, и учителя, который работал в классе до тебя. С другой стороны, как утихомирить подростков, находящихся в самом расцвете гормонального всплеска? Потом класс с учителем подружился. Его эмоциональные, яркие уроки запоминались. Ео рассказы слушали, открыв рот.

Значит, все-таки иногда оценки могут быть способом воспитания и поддержания дисциплины?