Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество28 февраля 2017 15:25

Профессия на всю жизнь

Недавно президент Владимир Путин в режиме видеоконференции запустил два новых нефтепровода - Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет
Елена ГОЛУБЕВА
Нефтепроводы проходят через всю страну. Фото: Архив АО «Транснефть - Медиа»

Нефтепроводы проходят через всю страну. Фото: Архив АО «Транснефть - Медиа»

Николай Токарев, глава компании «Транснефть», которая построила эти магистрали, подчеркивая уникальность проектов, сказал, что они позволят создать более 2300 новых рабочих мест.

Большая часть специалистов для обслуживания этих нефтепроводов была подготовлена на месте, но многие, в первую очередь инженерный состав, приехали из других регионов России. Это особенности кадровой политики компании «Транснефть». Мало в какой компании сегодня можно пройти путь от рядового работника до генерального директора одного из подразделений. Об этом и многом другом рассказывает Елена Щурова, директор департамента управления персоналом ПАО «Транснефть».

От слесаря до вице-президента

- «Транснефть» - большая компания, которая работает во многих российских регионах и играет заметную роль в экономике страны. В каких специалистах она сегодня нуждается? И легко ли найти профессионалов?

- У компании сложилась репутация ответственного работодателя, и это очень привлекательно в глазах работников. Наверное, поэтому укомплектованность кадрами в среднем составляет 98%. А текучесть - всего 4%. Но ее показатели меняются в зависимости от региона: например, в Дальневосточном регионе картина менее оптимистичная. Наибольшая потребность - в рабочих профессиях (оператор товарный, электромеханик и электромонтер).

Но основа нашей кадровой политики - не поиск, а воспитание профессионалов. Для этого выстроена корпоративная система обучения и повышения квалификации рабочих и инженерно-технических кадров.

Рабочие обучаются в корпоративных образовательных учреждениях или на основании соглашений в государственных колледжах и техникумах.

Специалистов готовят в том числе по целевому набору в рамках соглашений о долгосрочном сотрудничестве компании с вузами. Конечно, это не значит, что в компании работают только те, кто обучался в корпоративных учебных заведениях. На интернет-ресурсах организаций системы «Транснефть» (ОСТ), а также на официальном сайте компании размещаются сведения о вакансиях, на которые можно привлечь специалистов без опыта работы и знаний в сфере трубопроводного транспорта.

Елена Щурова. Фото: Архив АО «Транснефть - Медиа»

Елена Щурова. Фото: Архив АО «Транснефть - Медиа»

- Чем, на ваш взгляд, может привлечь молодежь профессия нефтепроводчика?

- Процесс транспортировки нефти и нефтепродуктов объединяет 650 профессий и должностей, из них 112 являются специфичными и применяются только в сфере транспортировки и хранения углеводородов. Значительная часть (80%) - это так называемые сквозные профессии, но и они предполагают необходимость знания специфики технологического процесса.

Поэтому каждый может выбрать занятие по душе - и с техническими, и с гуманитарными способностями. Весь вопрос в модели восприятия мира, построенной для себя каждым человеком. Если хочется жить в городе с большими огнями, работать, ожидая окончания рабочего дня, и получать высокую заработную плату - это не к нам. А вот если хочется иметь сложную, подчас тяжелую работу в небольших городах и поселках, достойную оплату труда (значительно превышающую средние региональные уровни), заботу о здоровье, жилищных условиях и досуге со стороны работодателя - тогда работу в системе организаций «Транснефть» можно назвать привлекательной.

И мы рады, что второй вариант предпочитает немалая часть российской молодежи. Средний возраст работников компании составляет 41 год. Молодые специалисты и рабочие в возрасте до 30 лет составляют 20% численности.

- Говорят, что в «Транснефти» хорошо работает так называемый социальный лифт - можно построить в компании хорошую карьеру, начав с самых низов.

- Это действительно так, но хочу поправить - не с низов, а с рабочих профессий. Вице-президент компании, курирующий строительный блок, Алексей Сапсай начинал свою карьеру с изолировщика, вице-президент Павел Ревель-Муроз, курирующий блок эксплуатации, - со слесаря по ремонту технологических установок. С этой же профессии началась карьера генерального директора АО «Транснефть - Западная Сибирь» Олега Чепурного.

Чаще всего стартуют к карьерным высотам с позиции трубопроводчика линейного. Это начало пути от Пойменской нефтеперекачивающей станции генерального директора АО «Транснефть - Центральная Сибирь» Юрия Мосолова, от Альметьевска - генерального директора ООО «Транснефть - Порт Козьмино» Рустама Гамберова, от Нефтеюганска - главного инженера АО «Транснефть - Приволга» Валерия Сокирки, от Тихорецка - главного инженера АО «Транснефть - Север» Андрея Тащилина.

Понятие «социальный лифт» красиво звучит с приведением конкретных примеров: машинист компрессорных установок в Тобольске - генеральный директор АО «Транснефть - Приволга» (Андрей Сюмак), слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике в Тихорецке - генеральный директор АО «Транснефть - Восток» (Александр Пузиков), мастер линейной производственно-диспетчерской станции в Туймазах - генеральный директор АО «Транснефть - Север» (Рустэм Исламов), мастер аварийно-ремонтной службы в Альметьевске - генеральный директор АО «Транснефть - Урал» (Тимур Безымянников).

Но если представить, что стоит за этими тире, то назвать карьеру руководителей системы «Транснефть» лифтом можно очень условно. Я специально упомянула города с диапазоном расстояний от Балтики до Находки. А еще надо учесть, что движение имело промежуточные остановки длиною в годы опять же с учетом географии расположения объектов трубопроводной системы. На самом деле это трудный путь.

Где получить профильное образование.

Где получить профильное образование.

Заработать на жилье и достойную пенсию

- Работа нефтепроводчика нелегкая. Достойно ли она оплачивается?

- Средняя заработная плата в месяц составляет около 88 тысяч рублей. Это почти в 2 раза выше, чем в целом по стране. У нас выстроена 20-разрядная единая тарифная система с дифференциацией на структурные подразделения, должности и профессии работников, тарифные разряды.

Мы постоянно проводим мониторинг, сравниваем зарплаты в региональном и профессиональном разрезе. По их результатам в некоторых регионах присутствия компании устанавливается территориальный коэффициент. Только так можно сохранить конкурентное преимущество на рынке труда.

- Кроме зарплаты, есть еще какой-то социальный пакет для сотрудников компании? Например, жилье, доступный отдых, корпоративные пенсии?

- Социальный пакет достаточно большой. Но так как это один из видов мотивации, то по отдельным направлениям является адресным, а предоставление ряда льгот и компенсаций имеет условия.

Корпоративные квартиры предоставляются по договорам коммерческого найма с частичной компенсацией стоимости аренды для определенных групп работников. Помимо этого, частично компенсируется стоимость жилья, арендуемого работниками самостоятельно. Еще работникам организаций системы «Транснефть» предоставляются беспроцентные займы. Такая форма показала себя наиболее эффективной, она позволяет обеспечить жильем большее количество работников.

Корпоративная негосударственная пенсия назначается в зависимости от размера оклада и стажа работы в организациях системы, но только при наличии стажа не менее пяти лет.

Сотрудники «Транснефти» имеют медицинскую страховку в рамках корпоративного личного страхования. В программы добровольного медстрахования включено в том числе рассмотрение и согласование обращений по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в профильных стационарах Москвы, Санкт-Петербурга, в клиниках Европы.

Сотрудники компании могут отдыхать в корпоративных и сторонних санаториях с частичной компенсацией.

Резюмируя, скажу: по большей части работа сотрудников компании сложная, в нелегких условиях. Но она компенсируется возможностью профессионального развития, хорошей зарплатой и устойчивыми социальными гарантиями.

КАДРОВЫЙ ВОПРОС

Где найти квалифицированных рабочих?

Это головная боль для многих компаний. Но не для «Транснефти» - рабочих она готовит самостоятельно.

Ильсур Назмутдинов. Фото: kantet.ru

Ильсур Назмутдинов. Фото: kantet.ru

Корпоративные учебные центры рассыпаны по всей стране. Мы расскажем лишь о работе одного - Канашского транспортно-энергетического техникума в Чувашии, где с 2006 г. обучили и направили для трудоустройства в «дочки» холдинга более 1000 электрогазосварщиков, линейных трубопроводчиков, электромонтеров и специалистов других рабочих профессий.

- Корпоративные учебные центры - очень качественное образование, поскольку предприятие может непосредственно влиять на процесс обучения, - пояснил директор Канашского ТЭТ Ильсур Назмутдинов. - Вчерашнего студента не надо доучивать или переучивать: он получил именно те знания, которые необходимы для работы. Больше того, он даже практику проходит на том рабочем месте, где впоследствии, скорее всего, будет трудиться.

Весь процесс обучения в чувашском техникуме соответствует стандартам ПАО «Транснефть». Представители компании выстраивают под свои корпоративные интересы образовательную программу, принимают участие в приеме выпускных экзаменов. Условия обучения близки к идеальным: свое общежитие, мощная обучающая база - рабочие места, оборудованные как на реальном производстве, высококвалифицированные педагоги, которые ежегодно проходят практику на производстве, та же стажировка. А еще для студентов проводятся научно-технические конференции, слеты с участием молодежи предприятий-смежников, тренинги и экскурсии.

Немалая часть студентов приходит по целевому набору. В соответствии с трехсторонним договором студенту ежемесячно выплачивают стипендию от 4 до 6 тысяч рублей, гарантируют практику и трудоустройство. Студент, в свою очередь, обещает отработать в организации системы «Транснефть» не меньше 3 лет.

В последние годы в Канашском ТЭТ создали мощный центр повышения квалификации действующих сотрудников компании: с 2009 г. через него прошло уже больше 7 тысяч человек. И если раньше здесь обучались только рядовые рабочие, то теперь и управленцы среднего звена: бригадиры, мастера и другие.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа-судьба

В конце 1950-х годов рядом с нефтеперерабатывающей станцией в Хворостянском районе Самарской области вырос поселок «Прогресс». Михаил Астапов вспоминает, как в 60-х им в квартиру установили ванну - в то время она считалась роскошью!

Кажется, что профессиональная судьба юноши была предрешена. Но сын педагогов окончил сельскохозяйственный институт и многие годы отработал агрономом. Лишь во второй половине 90-х, когда зарплату на селе перестали платить совсем, пришел на нефтеперекачивающую станцию. Устроился охранником, его повысили до начальника караула, на третьем году работы в «Транснефти» он перевелся в операторы НПС.

Михаил Астапов.

Михаил Астапов.

Фото: Личный архив

- К тому времени мне уже было порядочно - под 40 лет, - уточнил Михаил Александрович. - В организации обучили новой специальности. И я абсолютно не жалею, что забросил диплом агронома.

В 2016 г. оператор НПС Михаил Астапов победил в производственном конкурсе «Лучший по профессии» компании «Транснефть - Приволга».

Сейчас жизнь семьи Михаила Астапова связана с «Транснефтью». Жена проводит медицинские осмотры водителей, сын - в охране, как когда-то начинал отец. Начинается еще одна династия, что очень приветствуется в компании. Да и почему здесь не работать? Зарплату выдают четко, соцпакет внушительный: путевки в санаторий каждые два года, гранты на обучение детей работников...

Дорогу молодым!

Морозы на НПС-11 между Ленском и месторождением Талакан в Якутии временами достигают 60 градусов. Но даргинца Руслана Курбаналиева они не пугают.

- Я вырос в Томской области, - уточняет он.

Руслан Курбаналиев.

Руслан Курбаналиев.

Фото: Личный архив

Руслан родился в 1983 г. в солнечной Махачкале. Вскоре его родители переехали в Западную Сибирь - в Томскую область по контракту с компанией «Западная разведка», которая занималась разработкой нефтяных месторождений. Школу юноша окончил в деревне Новый Васюган, потом - архитектурно-строительный университет. После вуза и механиком работал, и тренером. Ему пора была семьей обзаводиться, но разве этим на квартиру заработаешь?..

Пять лет назад он пошел на курсы линейного трубопроводчика.

- Взял направление от компании, отучился в Томске, - говорит Руслан Курбаналиев. - Товарищи по курсам позвонили с вопросом: в Якутии вакансия освободилась, пойдешь?

И уже через пару месяцев Руслан отправился на первую вахту. Сейчас он регулярно пересекает три часовых пояса между Томской областью и Якутией. Обслуживает участок нефтепровода. Живет, как и его товарищи, на станции - это автономный городок, где есть все необходимое для жизни, включая библиотеку и спортзал.

В Томске Руслана ждет семья: женился через полгода после начала работы в «Транснефти», сыну Алану уже два года.

- Карьера? - уточняет мужчина. - Я хотел бы дальше расти. Но не перешагивать через товарищей, а расти мозгами. У нас все сотрудники ценные. Как говорится, на Севере плохих людей не бывает.

Женщина в мужской профессии

Осенью нынешнего года календарь отсчитает 35 лет трудового стажа начальника товаро-транспортного отдела Тюменского управления магистральных нефтепроводов акционерного общества «Транснефть - Сибирь» Людмилы Рахимовой.

- Я родилась в семье нефтяника в самарском городе Похвистнево. И жила на улице Нефтяников, которые всегда были для меня героями. В результате после 8-летки поступила в нефтяной техникум на отделение проектирования и строительства нефтегазопроводов... Торгилинская нефтеперекачивающая станция. 40 км от областного центра.

- Нас, трех выпускниц техникума, в Торгилях встретили сеть комаров, непролазная грязь, похожие на скелеты пять бамовских домиков... Ужас! - вспоминает Людмила Николаевна.

Людмила Рахимова.

Людмила Рахимова.

Фото: Личный архив

Первая запись, которая появилась в 1981-м в трудовой книжке Людмилы Николаевны, - машинист насосного зала Торгилинской НПС.

- Поселок теперь не узнать - городского типа, благоустроенный, красивый. Но я успела полюбить Торгили еще тогда, когда он был бесприютным. Здесь я встретила своего будущего мужа, это место рождения нашего первого сына. Торгилинская НПС дала старт моему будущему карьерному росту.

В 2007-м Людмила Николаевна Рахимова была назначена начальником товаро-транспортного отдела Тюменского управления магистральных нефтепроводов, который отвечает за планирование системы диспетчерского контроля по нефтепроводам Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск, Нижневартовск - Курган - Куйбышев и Шаим - Тюмень. Почти полстраны!