Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика10 марта 2017 12:10

Точки роста экономики в регионах России

Корпорации развития кардинально изменили инвестиционный климат в стране
Павел ЧЕРНЫШОВ
Индустриальные парки Свердловской области привлекают потенциальных инвесторов выгодными условиями развития предприятий. Фото: ­КРСУ

Индустриальные парки Свердловской области привлекают потенциальных инвесторов выгодными условиями развития предприятий. Фото: ­КРСУ

Экономика России прекратила падение. Теперь, как говорят эксперты, нашу страну ждет достаточно непростой и долгий выход из кризиса. И чем активнее регионы готовы привлекать инвестиции, тем быстрее национальной экономике удастся отыграть потери. Как участники этого процесса Корпорации развития регионов заявили о себе уже достаточно давно - некоторые из них созданы более 10 лет назад. Но, наверное, только сейчас с полным правом можно сказать, что методом проб и ошибок найдет тот самый верный механизм их работы, которые позволяет говорить о реальных и ощутимых результатах.

«ПАЗЛ» ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Инвестиции — кровь экономики. Создал бизнесмен предприятие. В регионе появились новые рабочие места, увеличились налоговые отчисления в бюджеты, появились деньги на развитие социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник... И чем больше в городе или поселке предприятий, тем больше в них жизни. Очевидная история, да не очевидно ее стимулирование.

Раньше, на заре, так сказать, развития владельцу инвестиционных денег приходилось не только заниматься непосредственными вопросами организации новых проектов, но и борьбой с ветряными мельницами, поиском иглы в стоге сена и преодолением других неожиданных стихийных трудностей. Вообщем, полный эффект участия в квесте был обеспечен. Странно ли, что в такой ситуации наиболее удобными для вложения денег становились районы Москвы и ближайшего Подмосковья. Тут хотя бы «грабли» многократно опробованные.

«Бизнес начал адаптироваться к кризису, что будет способствовать снижению рискованности вложений на местах, - говорится в федеральном рейтинге инвестиционного потенциала регионов, составленном RAEX в 2016 году. - Главная зона ответственности региональных администраций сейчас – создание приемлемой инвестиционной среды. Других ресурсов для активизации инвестиций в регионах нет».

Непростая задача привлечь инвестора в регионы требовала комплексного понимания ситуации и комплексного же решения. Мало создать некий орган поддержки и повесить флаг над входом. Надо научиться создавать для предприятия с деньгами тот самый удобный климат, когда основные проблемные точки закрыты и решены изнутри. Причем самим же хозяевами, которые действительно рады гостям. Объединить усилия различных сторон процесса можно было только созданием специальной структуры, которая и взяла на себя все хлопоты по инвестиционному гостеприимству: от формирования простого и понятного пути входа в регион до координации действий всех государственных и частных структур, необходимых для скорейшей организации работы нового производства. Вопрос курировался на самом высоком уровне.

«Для обмена опытом и наилучшими практиками привлечения инвестиций в 2016 году при Минэкономразвития России создана рабочая группа по привлечению инвестиций. Ее основными задачами являются выработка предложений по улучшению качества оказываемых агентствами услуг по работе с потенциальными инвесторами, проведение обсуждений и консультаций, а также оказания административной поддержки, - уточнили «КП» в пресс-службе Минэкономразвития России.

За живыми примерами работы мы обратились в регионы.

Открытие завода "Хайер" в Набережный Челнах в июне 2016 года. ФОТО tida.tatarstan.ru

Открытие завода "Хайер" в Набережный Челнах в июне 2016 года. ФОТО tida.tatarstan.ru

ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ

Возьмем в качестве примера Свердловскую область, одного из старожилов рынка, которая в свежем рейтинге RAEX занимает пятое место. Аналитики агентства отмечают высокие трудовой, потребительский, производственный, институциональный и туристический потенциал региона. Причем, в рейтинге инвестклимата Свердловская область занимает второе место в группе регионов с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лидерство лишь Москве.

- В советское время Урал считался опорным краем державы, - напоминает руководитель Корпорации развития Среднего Урала Сергей Киселев. - Да, по инвестиционной привлекательности Свердловская область стабильно входит в десятку лучших. Сейчас перед нами стоит амбициозная задача войти в тройку лидеров.

При этом в КРСУ усиливают роль отдела, который занимается решением проблем инвесторов в продвижении проектов. Проще говоря, это те люди, которые помогают преодолеть административные барьеры и подсказывают наиболее удачные пути решения задач — вплоть до этапа перерезания ленточки.

Работа корпорации стала точечной и более продуманной с точки зрения стратегии: от гонки за «любым рублем» переходят к привлечению инвестиций в «якорные» для региона отрасли экономики — металлургию, машиностроение, химические и связанные с ними отрасли.

И такая стратегия оправдана, по итогам 2016 года инвестиции в основные фонды металлургии и лесопереработки региона выросла в 1,8 раза. Однако подтягиваются и непрофильные направления, то же сельское хозяйство выросло на 15%.

Больше того, корпорация все больше планирует исполнять функции агрегатора, который соединяет инвесторов с различными институтами: государственными структурами, фондами развития малого и среднего бизнеса, компаниями-смежниками, переобучающими организациями и даже банками. Потенциал для развития сотрудничества огромный. Так, за последние годы более 50% вложенных в Свердловскую область инвестиций — это собственные средства бизнеса, а на долю кредитов приходится всего 18% от всех вложений. Следовательно, если инвестору помочь грамотно «упаковать» проект, то перспективы роста инвестиций увеличатся.

Опыт Татарстана — многолетнего лидера по созданию привлекательных инвестиционных условий также весьма показателен.

«Комплексно Татарстан сейчас занимает первое место по благоприятности инвестиционного климата в России. Но по отдельным позициям коллеги из других регионов нас обходят. Над зонами роста мы активно работаем, - призналась «КП» руководитель Агентства инвестиционного развития республики Татарстан Талия Минуллина.

В республике принята программа с планом мероприятий по устранению преград для бизнеса, где указаны конкретные люди, ответственные за исполнение своей части проектов. На разработку ряда документов предусмотрено финансирование. Борьба за деньги инвесторов среди регионов обостряется. Власти готовы вкладывать условный рубль в развитие бизнес-среды сегодня, чтобы завтра выручить сто.

Инвесторы меняют экономический облик городов. Фото: ­КРСУ

Инвесторы меняют экономический облик городов. Фото: ­КРСУ

«КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА» БИЗНЕСА

Эксперты достаточно позитивно оценивают современный уровень работы институтов развития в регионах. Хотя еще несколько лет назад ситуация была кардинально хуже. Это становится понятно, если изучить опыт «контрольных закупок» Агентства стратегических инициатив (АСИ), которые вот уже несколько лет под видом частных инвесторов изучают состояние рынка.

«Еще три-пять лет назад от корпораций регионального развития хотелось одновременно и смеяться, и плакать: где находится офис — не понятно, вывесок нет, строгий пропускной режим, предусматривающий запись чуть ли не за неделю, инвесторов держат на табуретках, английским не владеют, оперируют не самой свежей информацией — с «плесенью», - вспоминает корпоративный директор — заместитель гендиректора АСИ Марика Коротаева. - Главное же, что люди были ориентированы в работе на процесс, а не на результат — размещение бизнеса в регионе. Но в настоящее время ситуация существенно изменилась в лучшую сторону.

АСИ активно тиражирует факторы успеха: популяризирует лучшие практики региональных институтов развития, разрабатывает целевые модели, на которые необходимо ориентироваться в устранении «узких мест» в улучшении инвестклимата, задают цели, мотивирующие исполнителей для работы на результат. В результате даже во время нынешнего кризиса и санкционного противостоянии отдельным регионам удается привлекать новых инвесторов.

КИТАЙ — НЕ САМОЦЕЛЬ

Сегодня инвесторы достаточно охотно размещают новые производства в областных центрах. В региональных столицах не трудно найти квалифицированные кадры, производственную площадку, транспортную инфраструктуру. А в глубинку не торопятся, хотя населения и здесь предостаточно. Задача корпораций развития показать бизнесу сильные стороны малых городов и поселков, где его работа будет иметь бОльший эффект.

Вспомним туже Свердловскую область. В регионе 17 моногородов. Руководство области уже намекало, что неплохо, чтобы пять из них получили статус территории опережающего социально-экономического развития, который позволит за счет различных региональных и федеральных льгот поднять местный бизнес на новый уровень.

«Принято считать, что моногород — это проблема, хотя он может быть точкой роста для целого кластера экономики, - говорит Сергей Киселев. - Наша задача привлечь именно такого инвестора, которому будет интересен профиль и возможности конкретного моногорода.

Да и зарубежный инвестор - не панацея».

«Факторы, ранее поддерживавшие региональное развитие, сейчас носят негативный характер, - уточняют эксперты RAEX . - Например, ориентация на локализацию иностранных производств потребительских товаров, особенно в автомобилестроении, сегодня одна из важнейших причин падения отдельных регионов в рейтинге.

Руководство корпораций развития в Казани и Екатеринбурге на паспорте инвестора стараются не акцентировать внимания: привлекают и региональных, и федеральных, и иностранных. Достаточно активно работают с бизнесменами из Китая (ряд проектов запущено в обоих регионах). Но стараются не превращать работу с инвесторами из Поднебесной в фетиш. Так, в апреле планируется road show (серия встреч - «КП») по ряду городов Китая с презентацией возможностей Свердловской области. В лесной отрасли региона китайский бизнес уже создал крупную лесоперерабатывающую компанию. Но лес они не вывозят, а производят фанеру, клееный брус и другую продукцию высоко уровня передела. России нужны именно такие инвесторы.

И кто знает, может быть, уже скоро заработают новые производства в некогда брошенных городах, построенных в свое время специально для промышленности, пустующие земли снова будут засеяны хлебом, а морские пути – оживут новыми торговыми судами. Пафосно? А может, долгожданно?