2017-03-18T14:19:49+03:00

Век грядущий нам готовит поиск нравственных путей

Так считает вице-президент Российской криминологической ассоциации, доктор философских наук, профессор Игорь Сундиев, с которым беседовал наш спецкор
Поделиться:
Комментарии: comments16
Доктор философских наук, профессор Игорь Сундиев.Доктор философских наук, профессор Игорь Сундиев.Фото: Николай ВАРСЕГОВ
Изменить размер текста:

- В одной из ваших публикаций, Игорь Юрьевич, прописано: «противоядием расчеловечиванию может служить государственная поддержка высших нравственно-этических потребностей у населения как доминирующих в иерархии человека и социума». Поясните сие, так чтобы и школьнику было ясно, о чем тут речь.

- Замечательный американский психолог А. Маслоу в свое время предложил модель мотивации поведения человека в виде пирамиды. Чтобы выжить у нас есть горизонтальный слой, это витальные потребности, они в основании пирамиды. Дальше потребности в общении, в безопасности, в достижении социального статуса, а потом уже идут высшие потребности - потребности в самореализации, потребность в духовном росте. Кстати, любая мировая религия говорит - человек, который не растет духовно, не является до конца человеком. За последние 20 лет капиталистическое общество обрезало эту пирамиду ровно до уровня достижения статуса и витальных потребностей. В обществе потребления духовные ценности, как абстрактные понятия, мешают продажам, значит – должны быть дезавуированы.

ЧТО СЫТОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДЕЛАТЬ?

- Как бы оно не обрезало, но если в самом индивидууме заложена потребность к духовному росту, то он все равно будет кверху карабкаться.

- Да, это есть у каждого человека, ведь каждый создан по образу и подобию…

- Но в разной степени…

- В разной. Но если мы в человеке не будем развивать от рождения стремление к духовному развитию, то и ждать от него каких-то духовных подвигов невозможно. Это во-первых, во-вторых, для чего, собственно, нужно государство? Накормить, напоить…, сейчас очень легко и дешево это сделать, благодаря современным технологиям. Если 100 лет назад это являлось колоссальной проблемой, и первые революции были на тему решения элементарных витальных потребностей то сейчас проблема другая – что делать дальше сытым, одетым и обутым? К чему им стремится? К новой модели айфона каждые полгода? Капитализм не может дать выхода. Выход только один: двигаться вверх, развиваться. В современных условиях решающее преимущество получат государства, способные в своей политике подняться выше уровня витальных потребностей.

- У нашего государства нет такой задачи, по моим наблюдениям, или я ошибаюсь?

- Наше государство говорит о всестороннем развитии всех и каждого.

- Говорит, но не более.

- Наше государство, в данном случае поступает несколько своеобразно, считая, что главные духовные потребности можно свести к церковным. Но современная церковь не та организация, которая бы эту задачу могла решать.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

- Да Бог с ней, с церковью. А как бы вы, например, решали эту задачу, если бы на то власть имели?

- Человек без достаточного образования, воспитания не может быть и достаточно развитым духовно. Поэтому развитие должно быть комплексным, включая эстетическое, физическое и т.д. воспитание. В советские времена это все можно было получить бесплатно, а теперь, если хочешь развивать своего ребенка, плати.

- Я бы в этом месте поспорил. В СССР, да, было всем доступное образование, но не было системы должного воспитания человека. Как пример тому мы видим дикое количество образованных по-советски больших чиновников, включая губернаторов, генералов, министров…, которые воруют без зазрения совести.

- Видно достали вас министры и губернаторы… .

- Ещё бы! Когда ворует директор рынка, то объяснимо. Но губернатор, по сути аристократ…, это за пределами моего разума.

- Возвращаясь к теме: предыдущая власть просуществовала всего 70 лет. За это время она успела создать должную систему воспитания от рождения и до смерти человека. Но не успела ее закрепить.

- Но советское воспитание началось не с нуля, а базировалось и на прежних традициях.

- Да, у нас были педагогические системы Ухтомского, Монтессори и многие другие педагогические традиции. Но то воспитание сводилось к тому, чтобы сформировать человека для достаточно стабильного общества. А та система, которая начала формироваться при советской власти, с ее очень нестабильным временем, была рассчитана на высокий темп изменений. Можно говорить, что она являлась недостаточно хорошей, но обратите внимание, она была последовательной и эффективной от яслей и до пенсионного возраста.

ТЕСНОТА - МАТЬ КУЛЬТУРЫ

- Давайте упростим разговор. Вот есть, например, страна Япония, где уровень коррупции в разы ниже нашего, а уровень культуры, включая производственную, в разы выше нашего. Вот по какой причине японцы такие, а мы наоборот?

- На 90 процентов это зависит от историко-географического фактора. Япония очень мала по площади, а населения там, примерно, как у нас. Поэтому вся культура жизни Японии, которая складывалась тысячелетиями, предполагала формирование очень своеобразной системы отношений между людьми, которые постоянно находятся в вынужденном контакте друг с другом. В японской тесноте все у всех на виду, и это сформировало их определенное поведение, мышление, культуру.

- Получается, что в Москве, которая становится с каждым днем теснее, скоро мы заживем по японским культурным традициям?

- Да, примерно так через тысячу лет. Россия страна огромная. Поэтому психология здесь другая.

- Но ведь есть, например, культурные скандинавские страны, где просторы на душу населения почти российские. Возьмите Швецию…

- А когда Швеция стала культурной? Так, и какой критерий культуры для вас наиболее важен?

- Для меня культура понятие разнообразное, но основанное на чувстве собственного достоинства. Как меня посвящали сами японцы – нас с колыбели воспитывают в самоуважении: ты японец, это значит ты самый честный, трудолюбивый, воспитанный и т.д. И вот этакая мораль не позволяет большинству из них воровать, делать брак, потому как бьет по самолюбию.

- Это японская версия для внешнего пользования. На самом деле, когда всякий японец видит чем занимается его сосед, это создает очень мощные ограничители в любом противоправном поведении. Ну а на производстве, если допустишь брак, это не только моральные страдания, а угроза, что тебя выгонят с волчьим билетом и ни одна приличная компания уже не примет работать.

И если вернуться к критерию культуры, то для меня, например, это прежде всего развитие человека по вертикали к духовным ценностям.

ВЫХОД ЕСТЬ – ПОИСК НРАВСТВЕННОСТИ

- Хорошо, был такой губернатор Никита Белых, человек высокообразованный, прошел огромный по вертикали духовный путь до аспиранта в Оксфорде. К чему этот путь привел, мы знаем.

- Есть понятие Востока и Запада. Для Запада власть обретает богатый человек (пример - Трамп). На Востоке наоборот. Возьмите Китай, вспомните Циньскую династию. Цинь Шихуанди говорил, что каждые три года будет отрубать головы своим чиновникам, и выстраивалась очередь занимать эти должности. Так как за три года чиновник успевал сколько наворовать-то. То есть, если для Запада власть это функция богатства, то для Востока – богатство произрастает из власти. В данном случае наши так называемые либеральные губернаторы они абсолютно восточные люди, несмотря на свои Оксфордские дипломы!

- Что получается, Игорь Юрьевич, раз «азиаты мы с раскосыми и жадными очами», так и никакой духовный рост не избавит нас от коррупции во власти? Или выход какой-то есть?

- И азиатам, и западникам при капитализме от коррупции не избавиться, так как коррупция есть системный признак капитализма. Современная коррупция, с ее наиболее уродливыми формами – признак остановки развития на зоопопуляционном уровне. Предстоящий переход к не только новой форме, но и уровню развития, который называют сингулярностью, обычно связывают с развитием технологий. На наш взгляд – его надо связывать с духовно-нравственным развитием. То есть, грядущая сингулярность будет не технологической, а нравственной.

Что ж, я благодарю Игоря Юрьевича за интересную беседу, которая, несомненно, растревожит умы читателей. И те, в свою очередь, могут как согласиться, так и поспорить с философом на нашем форуме.

 
Читайте также