Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Политика5 апреля 2017 22:00

Как снимали главу Удмуртии

Наш обозреватель Владимир Ворсобин отправился в Ижевск и узнал, что руководителей регионов теперь меняют быстро: мешок на голову - и за решетку в Москву [видео]
В республике спорят – где именно фатально ошибся губернатор Соловьев, но «момент невозврата» знают все. Даже точное число – 19 сентября 2016 года. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

В республике спорят – где именно фатально ошибся губернатор Соловьев, но «момент невозврата» знают все. Даже точное число – 19 сентября 2016 года. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Узнав о задержании за взятку главы Удмуртии, наш спецкорр Владимир Ворсобин срочно отправился в Ижевск. И вот что там увидел.

В МОСКВУ ВЕЗЛИ С МЕШКОМ НА ГОЛОВЕ

Москва, оказывается, неплохо набила руку на арестах губернаторов. Теперь они получаются лучше. Они красивы, легки и стремительны.

А ведь только-только - в прошлую пятницу - глава Удмуртии 66-летний Александр Соловьев по-хозяйски бодро сидел в ижевской редакции «Комсомольской правды» и общался с читателями. Шутил. Смеялся. И на вопрос «что самое сложное в вашей работе?» тяжело-тяжело, по-губернаторски вздыхал, мол, «как же жаль расставаться с сотрудниками». Соловьев ведь был еще и председателем местного антикоррупционного комитета. Рассказывал - приходится, дескать, чистить правительство – человек, допустим, хороший, жалко, а надо убирать – вор…

За несколько часов до ареста Соловьева один из местных редакторов позвонил помощнику губернатора, дескать, прошел нехороший слух…

Губернатора взяли в понедельник вечером. В его богатом особняке

Губернатора взяли в понедельник вечером. В его богатом особняке

- Да вы что, с ума сошли? – удивился помощник. - Какая отставка?!

С Соловьевым я разминулся в Ижевске на считанные часы. Губернатора взяли в понедельник вечером. В его богатом особняке. Говорят, Соловьев был раздавлен. И на прощанье сказал родным только: «Прощайте».

Утром следующего дня властитель Удмуртии летит обычным авиарейсом в Москву в наручниках и с черным мешком на голове - чтобы другие пассажиры не узнали. В самолете, говорят, мешок сняли. И народ ахнул. Как-никак Соловьев избрался в губернаторы с фантастической народной поддержкой - 85% голосов. И только вчера большинство местных СМИ души не чаяли в губернаторе…

Кстати, когда я в тот же день прилетел в Ижевск, в аэропорту клубилась орава моих коллег. Оказывается, пока я прохлаждался в воздухе, Владимир Путин успел снять с должности арестованного. И даже назначить нового исполняющего обязанности губернатора. Удмуртия ожидала назначенца - главу Общественной палаты Александра Бречалова. Его вечером того же дня (возможно, на том же самолете, на котором увезли старого губера) - доставят в Ижевск.

Утром в среду все было закончено - Бречалова представили местным депутатам.

Обычно муторная процедура арест-отставка-высылка-назначение-приезд-воцарение прошла в рекордные сроки - полтора дня.

И представитель президента в Приволжском округе Михаил Бабич, подвинув к Бречалову еще не остывшее губернаторское кресло, удовлетворенно кивнул:

- Можно было, конечно, по-другому поступить (со старым губернатором – В.В.). Но мы поступили по закону. Что есть серьезное достижение власти.

А на крик шального журналиста:

- Когда же закончатся аресты губернаторов?

Улыбнулся и сказал просто:

- Когда все будут работать честно.

Местный парламент

Местный парламент

Фото: Владимир ВОРСОБИН

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

Мне тоже эта история сначала показалась простой, двумерной. Эдакой детской сказкой.

Жил-был в Удмуртии, простите за упрощение, вор-губернатор, который за три года правления расставил на хлебные должности родственников, знакомых («и собутыльников» – подсказывают мне тут в Ижевске его недруги). А так как Соловьев всю свою жизнь был или десантником (в молодости) или дорожником, то, став главой республики, с солдатской простотой решил «подоить» главную дорожную стройку региона – возведение моста через реку Каму. Ничего особенно не камуфлируя. Младшую дочку сделал замминистра дорожного хозяйства. У старшей дочери в гору пошел ее гражданский муж, получивший многомиллионные строительные заказы. Ну и так далее: близкие, дальние родственники, односельчане, старые сослуживцы.

О мосте в последние дни написали много

О мосте в последние дни написали много

Если эту очень знакомую историю перевести на житейский русский язык (уж простите, честные следователи СК), то можно воскликнуть: а чего тут особо криминального? Ну то есть для Руси необычного? Банальный передел собственности – когда приходит новый начальник, и отнимает куски бюджетного пирога у окружения старого…

Разумеется, появляется много обиженных. Появляются сайты, беспрестанно говорящие чистую правду о проделках губернатора. (В Коми, например, эти сайты лет шесть трубили о коррупции, затем их придушили, а губера Гайзера посадили на седьмой). То есть в Ижевске, как это обычно бывает в регионах, о коррупционном клане Соловьева во власти знали все. В деталях! Знали в фатальной уверенности – что это все равно ничего не изменит.

И тут бац! - арест, дело о взятке на 140 миллионов – по которому сомнений у местных политиков (ставших, кстати, очень смелыми после ареста губернатора) нет.

- Этот вор, - обычно перечисляют они региональных чиновников. - Этот старый вор, этот начинающий…

И с одной стороны хочется, конечно, пожать руки смелым московским следователям, натянувшим на голову подозрительного начальника мешок, с другой – при погружении в удмуртскую жизнь, история о губернаторе-взяточнике оказывается не такой уж простой.

Соловьев всю свою жизнь был или десантником (в молодости) или дорожником, то став главой республики – с солдатской простотой решил «подоить» главную дорожную стройку региона

Соловьев всю свою жизнь был или десантником (в молодости) или дорожником, то став главой республики – с солдатской простотой решил «подоить» главную дорожную стройку региона

- Взятка в 140 миллионов?! – смеется мой ижевский приятель, знающий местный чиновничий мир изнутри. - Ты представляешь себе болвана, (кроме небожителя Улюкаева, конечно) кто будет брать взятку так примитивно, чемоданом денег? Или самоубийственно бросать миллионы на счет? Есть тысяча и один способ безопасного вознаграждения, доказать которые невозможно…

- А если болван? – задумываюсь…

- Не исключено, - кивает. - Вот только, боюсь, дело не в этих деньгах…

ПРЕЗИДЕНТ СРАЗУ ПОНЯЛ — ДЕЛО НЕЧИСТОЕ

В республике спорят – где именно фатально ошибся губернатор Соловьев, но «момент невозврата» знают все. Даже точное число – 19 сентября 2016 года, когда Владимир Путин прилетел с визитом в Удмуртию открывать злополучный мост через Каму.

О мосте в последние дни написали много. Что эту первую в России «мостовую» концессию между частным бизнесом и государством взлелеял предыдущий губернатор Волков. Но как-то подзабыли, что мост Соловьеву оставалось достроить и торжественно сдать в сентябре в присутствии главы государства.

Губернатор по своей фирменной простоте спохватился поздно, за несколько месяцев до срока, когда строительная экспертиза обнаружила странные отклонения от проекта.

Например, он оказался не… железобетонным. А состоял из более дешевых и менее прочных металлических конструкций. Кто-то (это я, надеюсь, пойму чуть позже) выиграл на разнице миллиард рублей (а общая стоимость моста — 14 миллиардов!).

Да и местные жители, обнаружив, что плата за проезд по мосту составит 500 рублей взроптали так, что цена тут же волшебно съехала до 350.

Говорят, президенту доложили об удмуртских чудесах, и реакция была жесткой.

Мост, конечно, по-русской традиции быстро покрасили, припудрили дорожную разметку, но Путин отказался ехать на липовое открытие и изменил свой маршрут по Удмуртии. Причем в свою машину президент посадил не губернатора Соловьева, а главу местного МВД…

Уже через месяц начнутся обыски у дочерей Соловьева, родственников, односельчан…

За решеткой окажется дальний родственник губернатора – замминистра транспорта - тоже Соловьев. Он и станет ключевым свидетелем обвинения.

- Губернатора много раз предупреждали, – скажет потом представитель президента Михаил Бабич. - Но он ничего не захотел менять…

Продолжение читайте в ближайших номерах "КП".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Громкое «дело дорожников»: офшоры, семейные связи и арест экс-главы Удмуртии

Своеобразной точкой многочисленных обысков, которые прошли в компаниях Удмуртии в конце прошлого года, стало задержание бывшего главы республики Александра Соловьева. Во вторник, 4 апреля, ранним утром уже все знали, что экс-главу доставили самолетом в наручниках в Москву. (подробности)