Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды18 апреля 2017 12:10

Новая «Анна Каренина»: Все о его матери

В новом сериале Карена Шахназарова по роману Льва Толстого все не так, как мы привыкли. Хорошо получилось или так себе? [видео]
Кадр из телеэкранизации романа "Анна Каренина" канала Россия.

Кадр из телеэкранизации романа "Анна Каренина" канала Россия.

Ничего хорошего от «Анны Карениной» Карена Шахназарова я не ждал. Чем не угодили сто пятьдесят предыдущих экранизаций? Лишь бы не снимать о сегодняшних героях. К тому же нравоучительный подтекст романа Льва Николаевича, на мой взгляд, был откровением лишь тогда, в конце 19 века, а сейчас генеральная идея произведения слишком очевидна.

Так что телевизор я включил только по долгу службы. И залип.

Сомнительная идея отбросить все лишнее, чтобы сконцентрироваться на рефлексии постаревшего Вронского, которого расспрашивает о своей матери возмужавший Сережа Каренин, вдруг оказалась блестящей. Прежним экранизаторам, чтобы охватить роман целиком, приходилось жертвовать нюансами и выбрасывать «неважные» сцены с главными героями. У Шахназарова все наоборот: отношения двоих выпуклы и подробны, зато некоторых линий нет совсем. Например, исчез Лёвин. И правильно: этот зануда мне никогда особо не нравился (хоть он и транслятор сокровенных воззрений автора, как принято считать).

Уместна и русско-японская война, которая не просто оправдание новой сюжетной коллизии. Пожалуй, это война еще и в метафизическом плане - с самим собой, когда телесные раны, увы, не лечат те, что в душе. Режиссер сделал все, чтобы вся эта история не выглядела «преданьем старины», справившись без переодевания персонажей в современные одежды и переноса действия в наши дни. В результате ты не слишком отвлекаешься на рассуждения о нравственности общества и конкретных его членов (чего, безусловно, желал Толстой), а видишь, простите за возможную пошлость, только чудо любви.

Елизавета Боярская тонка и деликатна, равно как и Максим Матвеев. Виталий Кищенко в роли Каренина многослоен и неоднозначен. Сериал снят на нюансах, когда молчат, но говорят; на будоражащих полунамеках - словом, так, как для нашего телевидения практически не снимают (а я думал, и не умеют).

Революционное толстовское полотно с обнажением множества проблем превращается в камерную психодраму, где вопрос всего один: где расположена точка невозврата, после чего главное чувство, на которое только способен человек, превращается в напалм, уничтожающий все вокруг в значительном радиусе? В такой трактовке за 140 лет, прошедших с момента первой публикации романа, ответ не стал очевиднее. То ли к ужасу, то ли к счастью для всего человечества.

«Россия 1»

«Анна Каренина»

Среда-четверг, 21.00.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Новая экранизация "Анны Карениной": И я на шпалах, опять на шпалах...

Артем ГУСЯТИНСКИЙ

Когда искусственно (и не очень убедительно) состаренный Максим Матвеев начинает рассказывать сыну женщины, которую любил, об истории этой любви, невольно возникает вопрос - кто, собственно, здесь сын, а кто мамин друг? Играющий Каренина-младшего актер Кирилл Гребенщиков выглядит явно старше Вронского, которому лишних лет не добавляют ни нарочито усталый взгляд, ни фальшивая седина (подробности)

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Стоит ли бесконечно переснимать классику?

Владимир СОЛОВЬЕВ, тележурналист:

- Переснимать много раз стоит не только классику, но и все талантливые произведения. Прежде чем судить эту «Анну Каренину», ее нужно посмотреть. Мне повезло - я сериал видел. И могу сказать: режиссер фильма войдет в золотой фонд отечественного кинематографа.

Ярослав БОЙКО, актер (сыграл Вронского в экранизации Сергея Соловьева 2009 года):

- Почему нет? Разные художники, разное видение классики. Творчество Льва Николаевича не стареет. Мне очень интересно будет посмотреть новый фильм!

Евгений ГЕРАСИМОВ, народный артист России:

- На то она и классика, чтобы ее переснимали бесконечное количество раз. Такие фильмы привлекают внимание молодежи.

Николай БУРОВ, директор музея «Исаакиевский собор»:

- «Анну Каренину» переснимать можно до бесконечности. Пока я видел крохотный кусочек. Но вижу, что это интересная работа. Каждое поколение имеет свой взгляд на классику, она тем и хороша, что не умирает в своем веке.

Александр ПОКРОВСКИЙ, писатель-маринист:

- Перечитывать точно стоит. А вот переснимать - не уверен.

Евгений ЕРШОВ, слесарь локомотивного депо:

- Переснимать стоит, чтобы молодежь привлечь. Но волевая Боярская - совсем не сомневающаяся Самойлова из черно-белого кино. Лиза так играет, что, кажется, паровоз на ходу остановит.

Юрий СЫЧЕВ, сценарист, завлитчастью Молодежного театра, Челябинск:

- Нужно обязательно создавать фильмы на основе классических произведений, которые априори превосходят по художественным качествам даже самые лучшие произведения современных драматургов. Но иметь свежий взгляд.

Василич, читатель сайта KP.RU:

- Не скажу про кино, но на афишах всех провинциальных театров все те же «Гроза», «Бесприданница», «Горе от ума»… Хотелось бы что-нибудь современное уже.

Ирина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- А зачем? Неужели мало других историй и пьес, которые еще не экранизированы?