Звезды18 апреля 2017 15:10

Новая «Анна Каренина»: Все о его матери

В новом сериале Карена Шахназарова по роману Льва Толстого все не так, как мы привыкли. Хорошо получилось или так себе?
Кадр из телеэкранизации романа "Анна Каренина" канала Россия.

Кадр из телеэкранизации романа "Анна Каренина" канала Россия.

Ничего хорошего от «Анны Карениной» Карена Шахназарова я не ждал. Чем не угодили сто пятьдесят предыдущих экранизаций? Лишь бы не снимать о сегодняшних героях. К тому же нравоучительный подтекст романа Льва Николаевича, на мой взгляд, был откровением лишь тогда, в конце 19 века, а сейчас генеральная идея произведения слишком очевидна.

Так что телевизор я включил только по долгу службы. И залип.

Сомнительная идея отбросить все лишнее, чтобы сконцентрироваться на рефлексии постаревшего Вронского, которого расспрашивает о своей матери возмужавший Сережа Каренин, вдруг оказалась блестящей. Прежним экранизаторам, чтобы охватить роман целиком, приходилось жертвовать нюансами и выбрасывать «неважные» сцены с главными героями. У Шахназарова все наоборот: отношения двоих выпуклы и подробны, зато некоторых линий нет совсем. Например, исчез Лёвин. И правильно: этот зануда мне никогда особо не нравился (хоть он и транслятор сокровенных воззрений автора, как принято считать).

Уместна и русско-японская война, которая не просто оправдание новой сюжетной коллизии. Пожалуй, это война еще и в метафизическом плане - с самим собой, когда телесные раны, увы, не лечат те, что в душе. Режиссер сделал все, чтобы вся эта история не выглядела «преданьем старины», справившись без переодевания персонажей в современные одежды и переноса действия в наши дни. В результате ты не слишком отвлекаешься на рассуждения о нравственности общества и конкретных его членов (чего, безусловно, желал Толстой), а видишь, простите за возможную пошлость, только чудо любви.

Елизавета Боярская тонка и деликатна, равно как и Максим Матвеев. Виталий Кищенко в роли Каренина многослоен и неоднозначен. Сериал снят на нюансах, когда молчат, но говорят; на будоражащих полунамеках - словом, так, как для нашего телевидения практически не снимают (а я думал, и не умеют).

Революционное толстовское полотно с обнажением множества проблем превращается в камерную психодраму, где вопрос всего один: где расположена точка невозврата, после чего главное чувство, на которое только способен человек, превращается в напалм, уничтожающий все вокруг в значительном радиусе? В такой трактовке за 140 лет, прошедших с момента первой публикации романа, ответ не стал очевиднее. То ли к ужасу, то ли к счастью для всего человечества.

Трейлер многосерийного фильма "Анна Каренина"
Премьера 17 апреля в 21:00 на канале "Россия 1".

«Россия 1»

«Анна Каренина»

Среда-четверг, 21.00.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Новая экранизация "Анны Карениной": И я на шпалах, опять на шпалах...

Артем ГУСЯТИНСКИЙ

Когда искусственно (и не очень убедительно) состаренный Максим Матвеев начинает рассказывать сыну женщины, которую любил, об истории этой любви, невольно возникает вопрос - кто, собственно, здесь сын, а кто мамин друг? Играющий Каренина-младшего актер Кирилл Гребенщиков выглядит явно старше Вронского, которому лишних лет не добавляют ни нарочито усталый взгляд, ни фальшивая седина (подробности)

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Стоит ли бесконечно переснимать классику?

Владимир СОЛОВЬЕВ, тележурналист:

- Переснимать много раз стоит не только классику, но и все талантливые произведения. Прежде чем судить эту «Анну Каренину», ее нужно посмотреть. Мне повезло - я сериал видел. И могу сказать: режиссер фильма войдет в золотой фонд отечественного кинематографа.

Ярослав БОЙКО, актер (сыграл Вронского в экранизации Сергея Соловьева 2009 года):

- Почему нет? Разные художники, разное видение классики. Творчество Льва Николаевича не стареет. Мне очень интересно будет посмотреть новый фильм!

Евгений ГЕРАСИМОВ, народный артист России:

- На то она и классика, чтобы ее переснимали бесконечное количество раз. Такие фильмы привлекают внимание молодежи.

Николай БУРОВ, директор музея «Исаакиевский собор»:

- «Анну Каренину» переснимать можно до бесконечности. Пока я видел крохотный кусочек. Но вижу, что это интересная работа. Каждое поколение имеет свой взгляд на классику, она тем и хороша, что не умирает в своем веке.

Александр ПОКРОВСКИЙ, писатель-маринист:

- Перечитывать точно стоит. А вот переснимать - не уверен.

Евгений ЕРШОВ, слесарь локомотивного депо:

- Переснимать стоит, чтобы молодежь привлечь. Но волевая Боярская - совсем не сомневающаяся Самойлова из черно-белого кино. Лиза так играет, что, кажется, паровоз на ходу остановит.

Юрий СЫЧЕВ, сценарист, завлитчастью Молодежного театра, Челябинск:

- Нужно обязательно создавать фильмы на основе классических произведений, которые априори превосходят по художественным качествам даже самые лучшие произведения современных драматургов. Но иметь свежий взгляд.

Василич, читатель сайта KP.RU:

- Не скажу про кино, но на афишах всех провинциальных театров все те же «Гроза», «Бесприданница», «Горе от ума»… Хотелось бы что-нибудь современное уже.

Ирина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- А зачем? Неужели мало других историй и пьес, которые еще не экранизированы?