Экономика

Питер станет столицей моды России!

В городе на Неве создают кластер для развития легкой промышленности
Эльгиз Качаев.

Эльгиз Качаев.

- Идея создания модного кластера созрела в правительстве Санкт-Петербурга, - рассказывает председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев. - К нам часто обращались владельцы малых и средних предприятий с просьбой о помощи и содействии в развитии. Мы провели анализ: в чем проблемы? Выяснилось: рынок очень раздроблен, его участники не умеют взаимодействовать. Дизайнеры не могут разместить заказ на производстве. А в это время производственники не могут наладить выпуск дизайнерских коллекций. Недели моды не являются местом заключения сделок с байерами (закупщиками).

В основном работают небольшие предприятия или мастерские. Их возглавляют дизайнеры. И они же закупают материалы, фурнитуру, организуют изготовление своих изделий и пытаются наладить их продажу.

Поэтому решили создать в Санкт-Петербурге Центр индустрии моды как генератор развития легкой промышленности. Сформирован план мероприятий («дорожная карта»). Одним из пунктов проекта стало создание модного кластера для объединения участников рынка в эффективные цепочки.

- Кто составит ядро кластера?

- Мы планируем провести мониторинг состояния предприятий легкой промышленности, определиться с концепцией кластера, изучить лучшие практики (аналоги в России и за рубежом). Мы понимаем, что для первоначального толчка требуется административная и финансовая помощь администрации города. Но после выхода предприятий на проектную мощность предполагается выпуск рентабельной и конкурентоспособной продукции под брендом «Сделано в Санкт-Петербурге». Ядро кластера составят успешные и неравнодушные к судьбе отрасли и города предприятия - представители индустрии моды.

Решено так. На первоначальном этапе предприятия кластера могут выполнять некоторые (не ключевые или требующие уникального оборудования) работы на стороне. Но в конце концов кластер должен стать самодостаточным. Все нужные работы должны проводиться вместе со стратегическими партнерами и на современном оборудовании.

- Как вы планируете продвигать модный кластер?

- В основе продвижения продукции будет лежать разработка «зонтичного» бренда «Санкт-Петербург - столица моды», брендов ведущих и начинающих дизайнеров, брендов инновационных производств, коллекций. Для того чтобы через некоторое время Санкт-Петербург стал одним из мировых центров моды, необходимо знать последние тренды в развитии мировой индустрии моды. И по этому поводу тоже будет проводиться исследование.

В индустрии моды сейчас происходит смена бизнес-моделей, потребительского поведения, используемых инновационных технологий и материалов, и мы должны упреждая двигаться вперед, а не повторять весь пройденный мировыми конкурентами путь.

- Какие преференции получат предприятия модного кластера?

- Город будет помогать на этапе создания и развития кластера. Это касается как создания инфраструктуры в целом, так и отдельных предприятий, в него входящих. Помощь сфокусируем на стратегических направлениях. Это и субсидии на аренду, лизинг оборудования, кредиты и многое другое, что успешно опробовано в различных отраслях. Предполагается и привлечение федеральных субсидий, которые предусмотрены законодательством о кластерах.

- Кластер будет в первую очередь работать на жителей северо-запада страны или его продукцию можно будет купить в других регионах?

- Развитие кластера будет идти поступательно. Логично, что в первую очередь будет охвачен рынок северо-запада, после будут реализованы планы выхода на национальный рынок в сотрудничестве с аналогичными образованиями в других субъектах Российской Федерации. А успех на родном рынке закладывает основу успеха на международном рынке.

- Какую отдачу вы ожидаете получить от работы модного холдинга?

- Мировой рынок индустрии моды оценивается больше чем в 3 триллиона долларов, и мы надеемся, что с нашими талантливыми дизайнерами и производственниками сможем занять на нем достойное место.

Ближайшие эффекты для города - это создание новых рабочих мест, увеличение производства и продажи высококачественной продукции, повышение компетенций занятых в отрасли специалистов и, конечно же, налоговые поступления от успешно и быстро развивающихся предприятий. Помимо материальных аспектов, немаловажной для города и страны является имиджевая составляющая. Широкое распространение в мире приобретает событийный туризм. Мы надеемся, что туристам, приехавшим в наш город, будут интересны не только уникальные памятники и достопримечательности Санкт-Петербурга, но и модные показы петербургских дизайнеров с возможностью приобрести уникальные изделия, произведенные в знаменитом городе.

КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА

Беремся за сложный рынок

Евгений Рыжов.

Евгений Рыжов.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- Сегодня по ряду сегментов легкая промышленность показывает уверенный рост. Но это в большей степени касается рынков в2в и в2G, - считает директор Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга Евгений Рыжов. - Сейчас настало время перейти на стадию импортоопережения в создании разработок с последующим массовым выпуском потребительских изделий. То есть беремся за самый трудный для управления, но, наверное, наиболее интересный для молодых творцов, дизайнеров, менеджеров рынок в2с. Поэтому идея создания в Санкт-Петербурге и Ивановской области дизайнерских кластеров заслуживает серьезной поддержки. Главное, что появились профессионалы, которые знают, что будет востребовано покупателями. И хотя сейчас продукция в большинстве своем производится в Китае, уже подписана инвестпрограмма по развитию отечественных фабрик. Вместе все эти меры помогут нам добиться реальных результатов и отвоевать на суперконкурентном рынке свою долю.

КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА МОДЫ

Продолжаем традиции

Наталия Козлова.

Наталия Козлова.

- Именно в Северной Пальмире была проведена в 1902 - 1903 годах первая грандиозная Международная выставка исторических и современных костюмов и их принадлежностей, - говорит историк моды Наталия Козлова. - Таврический дворец принимал моду Франции, Германии, Австрии, Сербии, Румынии, Швеции, Абиссинии, Персии и Индокитая.

Россия показала костюмы разных губерний. А современную моду представляли лучшие Дома - Ламановой, Бризак, Ивановой. Аристократки и богема, все были одеты в платья русских портных. Это внимание Царского двора к моде дало толчок быстрому развитию текстильной отрасли Российской империи. Русский стиль стал проникать в Европу.

Во-вторых, Санкт-Петербург сохранил в своих музейных фондах значительное количество исторических костюмов и аксессуаров. В-третьих, пора наводить порядок с бесчисленными Неделями моды, которые порой превращаются в шоу «денег», а не талантов. Новая программа даст возможность сдружить производителей и дизайнеров, чтобы отечественная мода вышла из ателье и превратилась в достойные, конкурентные, тиражируемые на производстве оригинальные вещи.