Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды13 июня 2017 9:10

«Кинотавр», дни четвертый и пятый: Заскоки Ильича

Наш корреспондент продолжает рассказывать о фильмах конкурсной программы крупнейшего российского кинофестиваля
Кадр из картины "Жги" Кирилла Плетнева.

Кадр из картины "Жги" Кирилла Плетнева.

Среди режиссеров-дебютантов, представивших свои работы на «Кинотавре» – Кирилл Плетнев, актер, исполнивший в кино больше 80 ролей. На позапрошлом «Кинотавре» он получил приз за короткометражку «Настя», и тогда же его сценарий «X Factor» привлек внимание сразу нескольких продюсеров. Два года спустя из «X Factor»’а получилась полнометражная мелодрама «Жги» - и на показ в Зимний театр пришло, кажется, больше зрителей, чем на любой другой фильм конкурсной программы.

Постер драмы режиссера Кирилла Плетнева "Жги".

Постер драмы режиссера Кирилла Плетнева "Жги".

«X Factor», как мы помним – британский телевизионный конкурс вокалистов (его русская версия называлась «Фактор А»). Победить в нем может даже пожилая некрасивая домохозяйка – при условии, что у нее великолепный голос: возможно, вы помните Сьюзен Бойл. Алевтина Романова, героиня «Жги» - не домохозяйка, а надзирательница в женской колонии. Она немолода, она не обаятельна, ее работа не предполагает ни женственности, ни деликатности, но голос у нее – божественный. Правда, поет она редко и в основном спьяну: после мрачного инцидента, случившегося в детстве, Алевтина запретила себе даже думать о сцене. Но однажды в колонию попадает молодая женщина, получившая срок за убийство мужа: она тоже певица, но профессиональная, с консерваторским образованием. Долго ли, коротко, а заключенная становится наставницей поющей надсмотрщицы, разучивает с ней арию из «Тоски» Пуччини и готовит к поездке в Москву, на музыкальный телеконкурс. И, конечно, в обмен на это хочет выхлопотать себе УДО.

«Жги» - обаятельная картина, причем обаяние ее держится в первую очередь на превосходных актрисах Инге Оболдиной и Виктории Исаковой (компанию им составляют Владимир Ильин, Татьяна Догилева, Анна Уколова, Александра Бортич, а также легион звезд, играющих самих себя – Лариса Долина, Дима Билан, Ольга Бузова и так далее). Ну кто бы сомневался, что у актера Плетнева получится очень «актерское» кино? Как сценарист и режиссер, он держится достаточно уверенно – но держится, увы, не до конца: сюжет о превращении кикиморы в принцессу и о странной женской дружбе в последней трети принимает несколько диковатый вид. Впрочем, это не помешало аудитории искупать Плетнева в овациях; пока что «Жги» - самый «зрительский» из показанных в конкурсе фильмов.

Кадр из картины "Жги".

Кадр из картины "Жги".

«Турецкое седло» Юсупа Разыкова – скромный фильм, который был снят за 10 дней и идет всего 76 минут – вызвал у критиков неожиданно бурное обсуждение. Герой «Седла» - бывший гэбэшник, которого все зовут просто Ильич - переквалифицировался в охранника. Каждый день с утра он варит себе шесть крутых яиц, съедает их, аккуратно кладет скорлупу в баночку и отправляется на работу. А после работы занимается тем, что когда-то лучше всего у него получалось: следит за людьми. За обычными прохожими или посетителями кафе, которые по той или иной причине привлекли его интерес. Своей жизни у него, в общем, нет – так что он проживает чужие, составляя представление о них из подсмотренных жестов и взглядов, из подслушанных обрывков разговора, дополняя все это собственными фантазиями. Положение, впрочем, меняется, когда соседкой Ильича становится молодая певица; он теряет голову от божественного сопрано, которое каждый день раздается с верхнего этажа, и теперь следит преимущественно за этой юной особой.

Это неровный и несовершенный фильм. Название, похоже, взято с потолка, просто потому что режиссеру понравилось словосочетание «турецкое седло» (это участок черепа, в котором находится гипофиз; герой страдает «синдромом пустого турецкого седла», которое иногда приводит к личностным расстройствам, но это распространенная аномалия, и всерьез искать в ней причины заскоков Ильича не намерен и сам Юсуп Разыков). Несмотря на скромный хронометраж, в картине этой хватает длиннот. Наконец, остается не раскрытой тайна банки со скорлупой (после показа кинокритики горячо спорили о символике яиц, но на утренней пресс-конференции выяснилось, что скорлупа, равно как и яйца, не несут в себе примерно никакого особенного смысла). И все-таки там есть хороший актер Валерий Маслов (сценарий писался специально под него), несколько очаровательных моментов и блестящий, неожиданный и очень остроумный финал.

Дебютная полнометражная работа 30-летнего Вадима Валиуллина «Мертвым повезло» была взята в конкурс, видимо, из соображений какой-то странной благотворительности по отношению к молодым постановщикам. Это черная трэш-комедия, название которой в титрах написано примерно тем же шрифтом, что и название «Мачете» Родригеса; но даже тени родригесовского остроумия не просматривается в этой мертворожденной картине. Герой (Дмитрий Богдан – фанаты «Шапито-шоу» помнят его по роли пионера Сени) вынужден стать участником банды киллеров, к которой давно уже примкнул его старший брат. Запасшись ножами, огнестрельным оружием, гарпуном и приспособлением, которое в фильме именуется «пальцерез», они отправляются в лес, чтобы там, в избушке, подкараулить и зверски ликвидировать очередного клиента. Клиент оказывается не один – и дело оборачивается резней. Беда, конечно, не в том, что на экране льются тонны кетчупа, а в том, что ни одна фраза, ни один кадр не кажутся смешными.

Черная трэш-комедия "Мертвым повезло" не впечатлила кинокритиков.

Черная трэш-комедия "Мертвым повезло" не впечатлила кинокритиков.

Фото: YouTube

Я свалил с этого фильма через сорок минут. Мой приятель-кинокритик, рядом с которым я сидел, этого не заметил, потому что уснул. На выходе из Зимнего театра я встретил еще двух кинокритиков, девушек, с озабоченными лицами спешивших к выходу; они придумали концептуальную фотографию. Улеглись на красной дорожке, дали мне смартфон, попросили сделать кадр и через час опубликовали его в фейсбуке с подписью "Живым не повезло".

Не повезло и «Трем сестрам» Чехова: Юрий Грымов снял по мотивам классической пьесы весьма сомнительный фильм. Действие теперь разворачивается в современной российской глубинке, героини – не молодые женщины, а особы пенсионного возраста, в руках у персонажей мобильники, в классические реплики вплетаются слова «интернет» и «глобальное потепление». Ничего не работает. Мешает сам чеховский текст (который, если не считать постоянного упоминания интернета, остался неизменным): невозможно представить, что люди, живущие в XXI веке, так выстраивают фразы. Да и вообще современные пенсионеры, ностальгирующие по молодости, СССР и группе «Машина времени», никак не сочетаются со смыслом и настроением «Трех сестер». Наверное, нужно было тогда уж переделывать пьесу целиком, переписывать от начала до конца – но на это смелости у Юрия Грымова не хватило. Хорошие актеры (Людмила Полякова, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Максим Суханов, Игорь Ясулович) делают, что могут, не догадываясь, что участвуют в заранее обреченном мероприятии.