Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика10 августа 2017 5:25

Кто виноват, что делать и где мои очки

Наш колумнист увидел резервы экономического роста
Александр Бузгалин в студии радио "Комсомольская правда".

Александр Бузгалин в студии радио "Комсомольская правда".

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Два из трех вынесенные в заглавие вечных вопросов российской интеллигенции уже изрядно приелись. А вот очки пригодятся – чтобы лучше разглядеть проблемы отечественной экономики. Их все чаще пытаются свалить на ошибки экономического блока правительства. Но берусь утверждать, что особых ошибок у него нет. Дело в том, что в экономике, как и в римском праве, главным является ответ на вопрос: «Кому это выгодно?».

Для того, чтобы понять, почему у нас много лет продолжается стагнация, надо прежде всего, ответить на вопрос: а не стоят ли за этим чьи-то интересы? Кому выгодно, чтобы мы уже третье десятилетие сидели на нефтяной игле, чтобы у нас росло социальное неравенство, сохранялась ситуация, при которой 20 миллионов человек получают меньше 10 тыс. рублей в месяц и при этом мы занимаем первые места в мире по числу долларовых миллиардеров.

Мы все знаем, чьи это интересы – это интересы тех, кто когда-то за несколько лет из цеховиков и секретарей райкомов превратился в миллионеров, а сейчас, оседлав обильные богатства нашей страны, сменил малиновые пиджаки на дизайнерские костюмы и создал устойчивую систему власти новой номенклатуры. Для того, чтобы выйти из тупиков стагнации, их надо как минимум заставить поделиться. Направить хотя бы часть своих ресурсов, собственности, доходов на развитие российской экономики и решение эко-социо-гуманитарных проблем нашего общества.

Подчеркну: не на подачки, а на финансирование развития. Что и как в этом случае нужно делать? Начнем с основ – с материального производства. Воссоздание в стране современного высокотехнологичного производства, интегрированного с наукой и образованием, требует не только рыночных стимулов инноваций (которые у нас, кстати, тоже не работают), но и стратегического планирования, подкрепленного активной промышленной политикой.

Страна определяет несколько производственных приоритетов, и в этой области концентрируются государственные ресурсы. Плюс каждый предприниматель знает: если он работает в рамках государственно-частного партнерства над реализацией стратегической программы – у него низкие налоги, дешевые кредиты, гарантированная средняя прибыль и… жесткая (вплоть до тюрьмы) ответственность за расходование получаемых от государства средств (кредитов, инвестиций и т.п.). Если занимается посредничеством, вывозит сырье и т.п. – налоги высокие, государственная поддержка отсутствует.

Среди целей среднесрочных планов России нужны не просто задачи роста, о темпах которого (1% или все же 2%?) спорят в правительстве, а качественно новые постановки задач. России нужен не просто рост – его можно получить, продавая больше нефти, вырубая больше леса и активнее спекулируя на финансовых рынках, – а развитие. Развитие же – это прогресс человеческих качеств и технологий, гарантии социальных, гражданских и других прав человека, обеспечение солидарности в обществе, рекреация природы и очистка общества от социальной грязи – нищеты, безработицы, паразитизма…

Такая постановка вопроса о целях развития подводит нас к необходимости ответа на следующий вопрос: что можно и должно сделать, чтобы сократить вопиющее неравенство (у нас оно даже по официальным подсчетам в два с лишним раза выше, чем в развитых странах Европы) и добиться более справедливого распределения дохода.

Сначала о том, что это даст. Если мы даже при том же совокупном доходе страны, что имеем сегодня, введем систему налогообложения, сходную с австрийской и финской, мы получим повышение вдвое (до 15 тыс. руб. в месяц) минимальной заработной платы, до 45 тыс. руб. в месяц - средней заработной платы, в полтора раза вырастут пенсии. Правда, при этом доходы 1% богатейших граждан России сократятся как минимум в два раза, а у 10% богатых – в полтора.

Механизмы такого перераспределения хорошо известны – прогрессивный подоходный налог, налог на роскошь, налог на наследство. Подчеркну: для бедных в этом случае налоги снизятся до нуля, для тех, кто получает средние доходы, они останутся прежними, для самых богатых возрастут в разы. И если мне скажут, что богатые такие налоги платить не будут, я в ответ укажу на неиссякаемое стремление некоторых наших собственников капитала получить британское (немецкое и т.п.) гражданство и платить там 40-50% подоходный налог вместо 13% в России.

Деньги от паразитически-используемых доходов сверхбогатых пойдут на решение задач развития – прогресс в сфере образования и здравоохранения, достойную оплату труда инженера и учителя, инвестиции в науку и технологии.

Таковы лишь первые шаги в решении проблемы, что делать. Общее направление понятно: российский полуфеодальный капитализм надо как минимум реформировать. И реформировать, не только борясь с феодальным консерватизмом – бюрократией и коррупцией, волюнтаризмом и чиновничьим произволом. Скажу прямо: реформы российской экономики требуют все более активного использования элементов социализма.

Эти элементы с успехом используют в Китае и Финляндии, в Индии и в Швеции. Их можем и должны использовать и мы.

Так что, пора найти наши очки и, посмотрев на окружающую нас жизнь вооруженным взглядом, начать всерьез задумываться над тем, что же на самом деле надо делать. А там, глядишь, и до реальных дел дозреем. И начнем искать ответы на новые вопросы: как нам изменить жизнь в России должным образом. И кто это сделает. Может быть мы сами?