Авто2 сентября 2017 1:00

Старый водитель статистику не испортит

Гаишники пугают: в скором будущем жертв аварий станет больше. Разбираемся, откуда взялись эти страшилки
Уже после 2018 года количество жертв ДТП может вырасти с нынешних 20 тысяч в год до примерно 30 тысяч.

Уже после 2018 года количество жертв ДТП может вырасти с нынешних 20 тысяч в год до примерно 30 тысяч.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Чиновники решили активнее бороться с дорожной аварийностью, для этого готовят целую стратегию безопасности дорожного движения до 2023 года. Проект этой стратегии, подготовленный Госавтоинспекцией, обсуждали на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Вот в нем и содержится прогноз, что уже после 2018 года количество жертв ДТП может вырасти с нынешних 20 тысяч в год до примерно 30 тысяч, вернувшись к состоянию 10-летней давности. Причины этого называют такие: старение автопарка, отсутствие серьезного контроля за техническим состоянием машин, неконтролируемый рост автомобилизации населения и повышение среднего возраста водителя.

И вот тут уже хочется порассуждать, а так ли это? Прямо по пунктам.

1. С чего вдруг рост среднего возраста водителя - это зло? Всю жизнь считалось, что опыт - это хорошо. Человек с опытом меньше суетится, не рискует попусту, зато у него больше практики и здравомыслия. Если разработчики стратегии намекают на старость, то нет такой болезни, а при наличии серьезного заболевания в любом возрасте за руль нельзя - справку не дадут.

- Чем выше возраст водителя, тем ниже риск попадания в аварию. Загляните на сайт любой страховой компании, вы увидите, что при расчете цены полиса автострахования всегда учитывается возраст, чем он выше - тем ниже тариф. Главное, чтобы водительский стаж соответствовал возрасту и тоже был большим, - говорит Никита Ситников, специалист страховой компании.

2. Почему автомобилизация населения - неконтролируемая? Кто ее должен контролировать, как? В последние 20 лет при активном участии правительства иностранные автопроизводители строили у нас заводы по сборке машин и производству комплектующих, теперь создана целая отрасль, способная производить до трех миллионов новых автомобилей в год. Собственный автопром - это не зло, а добро. Деньги в казну, рабочие места и так далее. Да и любой автомобилист - как кормилец. Платит налоги и сборы, покупает бензин тоннами, дает заработать продавцам запчастей, ремонтникам, автомойщикам, шиномонтажникам. И он-то как раз под контролем, все машины регистрируются в ГИБДД, парковки постепенно становятся платными, камеры висят повсюду, чуть что - штраф. Куда еще больше контроля?

3. Говорить про рост автомобилизации - это вообще не про нас. 10 лет назад - может быть, но никак не сейчас. Тогда старые машины тащили в страну эскадры паромов, а новые продавались по 2,5 миллиона штук в год. В прошлом году в России новых машин было продано меньше полутора миллионов, в автобизнесе - кризис. Только-только что-то зашевелилось в продажах минувшим летом, не спугнуть бы.

По данным на июль этого года, в стране зарегистрировано около 42 миллионов легковушек. Это меньше 300 машин на каждую тысячу человек населения, совсем мизерная автомобилизация. Для сравнения: в США и Австралии - около 800 машин на тысячу человек, в Италии и Канаде - более 600, в Германии - более 500. Мы по этому показателю где-то в районе 50-го места в мире, недотягиваем пока до Тринидада и Тобаго, с Суринамом соревнуемся, и это не шутка. Вот будет в стране 80 миллионов машин, тогда и поговорим об автомобилизации.

4. Раз говорится о росте автопарка - то с чего он стареет? В последние годы автохлам к нам почти не везут - слишком высоки таможенные пошлины, то есть рост возможен только за счет новых машин. Что противоречит старению. Но мы уже поняли, что роста почти нет, так что реальность - действительно старый автопарк. По данным агентства «Автостат», средний возраст легковушки сейчас - 12,5 года, 32% всех машин в России - старше 15 лет. И если в Татарстане и Москве средний автомобиль чуть моложе 10 лет, то на Камчатке - старше 20! Вот только аварий из-за неисправностей машин происходит совсем мало, а из-за плохих дорог - много. До 40% ДТП случается на «не соответствующих режимам движения» участках, такой вывод сделали в прошлом году ученые экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Может, на асфальте проблему поискать, а не под капотом?

5. Почему вдруг в следующем году аварийность должна начать расти? По последним данным ГИБДД, она сокращается. Число погибших в прошлом году уменьшилось более чем на 10%.

- Запугивание - не способ привлечь внимание к ситуации, - считает Константин Крохмаль, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения». - И возмутительно, что делается вывод, будто увеличение возраста водителей приведет к росту аварийности. Просто посмотрите вокруг, мы же видим и без всякой статистики, что чаще всего аварии устраивают молодые люди.

Надеемся, когда стратегия безопасности дорожного движения до 2023 года станет не проектом, а утвержденным документом, в ней точно отразят угрозы для людей на дорогах и предложат правильные меры, как эти угрозы побороть.

СКАЗАНО

- Очевидно, что постоянное усиление административной ответственности за те или иные деяния, предусмотренные 12-й главой КоАП РФ (в ней перечислены наказания за нарушения правил дорожного движения. - Ред.), может иметь краткосрочный положительный результат, а потом у участников дорожного движения наступает эффект привыкания, - так считает Ансар Низаметдинов, начальник факультета подготовки и переподготовки кадров Московского университета МВД России.

И уж точно в рамках борьбы с аварийностью не будут снова реформировать государственный техосмотр и винить нас в том, что мы покупаем много машин.