Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Недвижимость17 октября 2017 11:45

Батареи плохо греют - требуйте уменьшения квартплаты

На горячие вопросы об отоплении в эфире Радио «КП» (fm.kp.ru) ответила Светлана Разворотнева, исполнительный директор «ЖКХ Контроль»
Елена МАКСИМОВА
- Можно мне тоже шапку?

- Можно мне тоже шапку?

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Как понять, должны ли включить отопление?

Существуют санитарно-эпидемиологические нормы, в соответствии с которыми отопление должны включить, если среднесуточная температура в течение пяти дней не превышает 8 градусов тепла. Раньше регионы все строго дожидались такого момента. Но несколько лет назад им дали право самим решать, когда включать отопление. И некоторые стараются это сделать пораньше. Но санитарные нормы никто не отменял. То есть раньше, чем полагается по санитарно-эпидемиологическим нормам, вам отопление включить вправе, а позже - нет, это уже нарушение, и вы можете бить тревогу.

В первую очередь можно обратиться в Государственную жилищную инспекцию. Это тот орган, который контролирует содержание многоквартирного дома, условия проживания в нем. И он должен выяснить, в чем же дело, почему тепла нет.

Отопительный сезон начался, а дома холодно. Что делать?

- Есть правила предоставления коммунальных услуг. Там записана норма о том, что в квартирах должна быть температура не ниже плюс 18 градусов (а если угловая комната, то 21) днем и не ниже 16 градусов ночью. Если температура ниже, то считается, что коммунальная услуга - в нашем случае тепло - подана с нарушениями. И если есть перерывы - тепло в отопительный сезон не подавалось больше 4 часов в течение одного дня или 8 часов в течение месяца, - это тоже нарушение, и вам должны пересчитать плату за отопление.

Чтобы этого добиться, нарушение надо запротоколировать - составить акт. Лучше всего для этого позвать представителя той организации, которая вам выставляет платежки. Если это управляющая компания, то представителя этой УК. Хорошо, если удастся пригласить представителя Госжилинспекции.

Если представителей этих организаций заполучить не получается, зовем как минимум двух свидетелей. Например, соседей (главное, чтобы это были посторонние для вашей квартиры люди - не родственники, которые живут вместе с вами). Идеально, если одним из свидетелей будет председатель совета многоквартирного дома. Дальше делаем так.

1. Ставим посреди комнаты табуретку. На нее кладем градусник. И полчаса в присутствии свидетелей замеряем температуру.

2. Если она ниже нормы, составляем бумагу (лучше в нескольких экземплярах), где пишем, что по результатам измерений зафиксировано несоответствие нормативам, поэтому просим пересчитать плату. Даем этот документ подписать свидетелям.

3. Направляем его в свою управляющую компанию, ТСЖ и т. п. - ту организацию, которая выставляет платежку.

4. Если там не реагируют, такую же бумагу направляем в Госжилинспекцию.

Но чаще всего, как только представители УК понимают, что от них так просто не отстанут, они сразу начинают идти на контакт.

Плата за тепло зависит от температуры за окном?

- Компании должны подавать тепло в дом в соответствии с температурным графиком. Но как и любая коммерческая организация, тепловая компания заинтересована в получении прибыли. Поэтому чем вы больше купите и оплатите тепла, тем лучше будут жить менеджеры этой компании и ее акционеры.

Идеальный вариант с точки зрения прозрачности начислений и отсутствия переплат - когда тепло подается через тепловой пункт с погодным регулированием. Там стоит умный прибор учета, который автоматически регулирует температуру подачи тепла. И можно дистанционно проверить, какой был температурный график, сколько тепла подано и сколько за него начислено жителям. Примеры есть. Известен случай, когда в Новом Уренгое, где зимы очень холодные, установили в подвале такой прибор - и жильцы стали в три раза меньше платить за отопление. Чтобы поставить прибор учета с погодным регулированием, требуется решение общего собрания собственников жилья в доме.

Но в большинстве случаев у нас все по-другому. Общедомовой прибор учета тепла либо отсутствует, либо не работает, а начисляют по нормативам. При этом часто используется кривая схема оплаты, когда мы платим не в отопительный период, за фактически потребленное тепло, а по 1/12 каждый месяц в течение всего года. Выглядит вроде бы более удобно, потому что, если бы платили по факту, плата за ЖКХ в зимние месяцы сразу бы резко вырастала. Но что получается? Берутся показания предыдущего года, делятся на 12. Вычисляется некая средняя температура по месяцу. И вам по ней выставляется оплата. Но иногда зима бывает очень холодная. Тогда в конце года выясняется, что надо доплатить. Поэтому нужно добиться, чтобы в доме установили прибор учета с погодным регулированием.

ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ

- Топят так, что дышать невозможно. Можно ли пожаловаться?

- Да. В правилах предоставления коммунальных услуг заложен не только нижний предел нормы, но и верхний. Но проще все-таки договориться с другими жильцами и потребовать поставить общедомовой прибор учета.

- Управляющая компания просто отказалась от дома на пороге зимы! Кто и как будет включать тепло?

- Орган местного самоуправления должен принять это решение. Он должен объявить конкурс и выбрать новую управляющую компанию, которая придет и включит тепло. В любом случае такие ситуации должны быть на контроле у муниципалитетов.

- В новостройке часть квартир еще не заселены. Плату за отопление раскидывают по тем квартирам, где уже есть люди. Это законно?

- Неправильно платить за того парня. Если у квартиры есть собственник, пусть он в ней еще и не живет, он точно так же платит за коммунальные услуги. Если же квартира еще не продана, то ее собственником является застройщик. И соответственно его обязанность оплачивать там коммуналку.