Наука23 октября 2017 13:00

Российский «атмосферный спутник» впервые достигнет стратосферы

ЛА-252 «Аист», способный без топлива сутками висеть в воздухе, будет опробован на большой высоте — от 15 до 22 километров.
Аппарат состоит главным образом из крыла большой длины

Аппарат состоит главным образом из крыла большой длины

НПО имени С.А. Лавочкина готовит заявку в Минпромторг для получения разрешения на полет в стратосфере своего беспилотного летательного аппарата ЛА-252 «Аист». Беспилотник покрыт солнечными батареями, днем заряжающих аккумуляторы и питающих электромоторы. Ночью моторы работают от накопленной за день энергии. Новинка предназначена для военного использования и удаленного слежения за исправностью газо- и нефтепроводов, сообщают Известия.

Аппарат состоит главным образом из крыла большой длины (23 метра), покрытого солнечными батареями. Хотя их характеристики не разглашаются, известно, что другие фотоэлементы «космического» качества (НПО Лавочкина применят их на спутниках) дают КПД до 40 процентов, что почти вдвое выше, чем у обычных кремниевых. Под солнечными батареями в крыле толстого профиля находятся аккумуляторы (предположительно - литиевые). От них ночью питаются два электромотора и четыре приводимых ими в движение винта.

Для управления беспилотником служат два хвоста с соответствующим хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением. Такая схема заметно отличает его от другого разрабатываемого российского аппарата - «Совы» от компании «Тайбер». «Сова» имеет слегка скошенные назад крылья и всего один винт при размахе крыла 28 метров. Высотность «Совы» ограничена 20 километрами.

ЛА-252 «Аист» выполнен из композитов (в том числе углепластика), поэтому при больших размерах (до 23 метров) очень легок — весит около 100 килограммов. Он также может нести полезную нагрузку в 25 килограммов, например, камеры высокого разрешения. В силу того, что «Аист» не нуждается в топливе, он сможет многие сутки подряд парить в воздухе на малых скоростях, не возвращаясь на землю. Поэтому у него нет своего шасси — запуск производится с наземной установки-заменителя шасси, посадка, по всей видимости, происходит после планирования с потерей скорости и, возможно, использования парашюта.

Аппарат позиционируется как «атмосферный спутник» - площадь наблюдаемой им территории с высоты в 22 километра может достигать сотен километров. Для ряда задач воздушной разведки он подходит больше, чем имеющиеся у России сегодня беспилотники. В частности, на высоте от 20 километров его практически невозможно сбить наземным огнем без использования тяжелых и дорогих систем ПВО (не ниже Patriot). При этом сам комплекс позиционируется как сравнительно дешевый. Его цена - несколько миллионов рублей в серийном производстве. Управлять им можно будет как с наземной станции, так и со спутника.

Следует отметить, что в прошлом году НПО Лавочкина заявляло о том, что у «Аиста» будет высотность до 25 километров, а сегодня говорит лишь о 15-22 километрах. Возможно, это вызвано увеличением заявленной разработчиком массы аппарата со 115 до 125 килограмм.

Интересное