Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Экономика15 февраля 2018 22:00

Синдром пирамид

Какие направления внутреннего туризма специалисты считают перспективными для российских регионов

Туриндустрия

В последние годы внутренний туризм в России заметно оживился. Тому способствовали обстоятельства: резкое падение курса рубля в начале 2015 года, закрытие популярных у россиян турецкого и египетского направлений... Насколько реально теперь удержать наших туристов на родине? И какие направления могут быть привлекательны – в том числе в регионах?

По данным сервиса бронирования жилья для отдыха Tvil.ru, одни из самых перспективных направлений внутреннего туризма – агротуризм, гастрономический, винный и событийный туризм. В последний год количество их почитателей в России заметно выросло.

Очень перспективны эти направления, в частности, для туризма выходного дня. Например, за счет агротуризма у москвичей популярным направлением становится Тверская область, а у петербуржцев – Карелия.

На курортах же Краснодарского края и Крыма – это сопутствующие направления отдыха, которые заставляют туристов задержаться там подольше и могут стать дополнительным аргументом в пользу того, чтобы выбрать отечественный курорт.

Директор по развитию бизнеса Tvil.ru Оксана Шустикова подтверждает, что на Кубани и в Крыму к новому курортному сезону уже разработаны десятки маршрутов гастрономиечского и этнотуризма. Наиболее популярные – посещение Абрау-Дюрсо под Новороссийском и Балаклавы под Севастополем.

– Хорошим направлением для развития внутреннего туризма может стать событийный туризм, – считает Эдуард Суворов, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий. – Его плюс – он позволяет бороться с сезонностью туризма. А кроме того, интересное событие может стать толчком к тому, чтобы человек выбрал для поездки именно этот регион, а не другой.

Для этого вовсе не обязательно, чтобы проводилось какое-то масштабное событие типа чемпионата мира по футболу, который Россия принимает в 2018 году.

– Сейчас появились региональные фестивали достойного уровня: например, «Пир на Волге» в Ярославле, «Парусная неделя» в Севастополе, – рассказал Эдуард Суворов.

Лысенкова Елена, генеральный директор Hospitality Income Consulting, в качестве примера интересных мероприятий приводит в пример фестивали «Голос ремесел» в Вологодской области, «Праздник лаптя» в Суздале, фестиваль клубники в Приморском крае и ряд других. Такого рода праздники привлекают людей в том числе и в небольшие города.

– В среде профессионалов туристической отрасли есть выражение «синдром египетских пирамид». То есть можно всю жизнь откладывать поездку в какое-то место с природными и историческими достопримечательностями – мол, все равно они никуда не денутся – и так никогда туда и не поехать, – объясняет Суворов. – А интересное событие может стать толчком для поездки.

Отличный пример – событийный календарь Москвы. Он насчитывает более 500 событий – фестивалей, ярмарок, спортивных праздников. Календарь позволяет планировать поездки не только путешественникам, предпочитающим культурно-деловой туризм, но и деловым туристам, поскольку содержит также информацию о форумах, выставках. С 2016 года на Москве-реке появилась круглогодичная речная навигация. Катание на яхтах зимой –уникальное для наших широт предложение.

Еще одно из перспективных направлений именно для России, как считают эксперты, –религиозный туризм.

– Люди стали воспринимать поездки по святым местам как семейный отдых, возможность рассказать детям о культурных и этнических традициях страны, – делится наблюдениями управляющий партнер аналитического агентства Price & Quality Agency Алексей Репин. – Учитывая, что стоимость таких путешествий минимальна, направление завоевывает популярность.

Событийный туризм позволяет бороться с сезонностью туризма, может стать толчком к тому, чтобы турист выбрал для поездки именно ваш регион

Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра: Будем искать продукты и мастеров

Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра

Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра

Ресторанный рейтинг Красного Гида Мишлен на территории России совершенно не работает

На вопрос почему недавно пробовали ответить французские шеф-повара, работающие в наших ресторанах. Варианты ответов: «нет стабильности качества продуктов», «возможная коррупция в отношении инспекторов», «мало продвинутых гурманов» (не подготовлена аудитория), «недостаточно высокий уровень подготовки официантов», «невысокий общий уровень системы профподготовки поваров». Есть и менее явные мотивы. В 2017 году авторитетный французский гид Gault&Millau представил свой рейтинг лучших заведений Москвы. В этом году они планируют составить рейтинг заведений Санкт-Петербурга и Сочи. В международном ресторанном рейтинге San Pellegrino World's Best Restaurants не один год в числе ста лучших ресторанов мира фигурируют несколько московских. Так что на рейтинге Мишлен свет клином не сошелся. В современном гастрономическом мире хорошо известны имена российских шефов нового поколения. Думаю, российское ресторанное дело будет развиваться по нескольким направлениям: сетевой бизнес, нишевые концепции, франчайзинг, гастробары. Все это параллельно с поиском качественных поставщиков продуктов российского производства, удешевлением производственного процесса, внедрением профстандартов.

Антон Табаков, бизнесмен и ресторатор: Для появления гурманов нужно время

Антон Табаков, бизнесмен и ресторатор

Антон Табаков, бизнесмен и ресторатор

Мишлен – ну очень высокая кухня. Сотня специалистов готовит для десятка критиков, и только они способны уловить все нюансы.

Остальные в основном идут в заведения, отмеченные их звездами для того, чтобы поставить галочку «я был в мишленовском ресторане». Вы были в этом мишленовском ресторане? Боюсь, вам не понравится. К тому же не надо забывать — в России и Европе разные нормы и стандарты. Наши шефы вынуждены следовать одним, их – совсем другим. И вкусы у нас с европейцами тоже разные. Последние пару-тройку веков ходят легенды о французской кухне, а у нас большинство иностранных ресторанов – итальянские, напирающие на простоту и естественность как продукта, так и его приготовления. Мы любим грузинскую кухню, а у них она – экзотика.

Но наша российская ментальность все же к этому подтянется. Для появления отечественных гурманов нужно время, и немалое. Ведь рынок у нас колоссальный, а сегмент потребителей такой продукции пока небольшой. То есть у нас ходят в ресторан поесть, а не насладиться оттенками и постигнуть величие автора блюда. В этом правда.

О перспективах говорить не хочу – заканчиваю я с ресторанным бизнесом. Стаж в этой сферое у меня большой – больше полувека. На пенсию пойду. Рестораном надо руководить, сидя в зале и на кухне, а у меня на это времени нет.

Владимир Пронин, владелец ресторана: Для массового посетителя еда – не главное

Владимир Пронин, владелец ресторана

Владимир Пронин, владелец ресторана

Много лет назад мне все объяснил метр-дотель, стоявший ночью у входа в один из московских ресторанов.

Мы с друзьями гуляли по вечерней столице, решили поесть. Подошли к ресторану. Но швейцар смерил нас взглядом и порекомендовал заведение попроще всего ста метрами дальше. Мы сначала хотели обидеться, но он оказался прав: уютный кабачок с украинскими мотивами нам в тот момент подходил куда больше, чем стерильное заведение с официантами в белых перчатках, подающих на серебре.

Примерно такой же открыл и я. Уютно, район популярный, цены – умеренные, персонал – демократичный. Вот то, что нужно 98 процентам российских посетителей ресторанов. Еда как критерий оценки нашими посетителями идет следом за перечисленным. Она ведь почти везде примерно одинаковая.

Сегодня, как мне кажется, главная проблема нашего «общепита» – продукты, так как в наибольшей степени вкус блюда зависит от их свежести и качества. Свежее и качественное по умеренной цене, к сожалению, не достать. Казалось бы, все в стране есть – поля, моря, потребности... А, например, хорошей говядины или рыбы – нет. Откликнитесь, поставщики! Могу, конечно, найти качественное сырье, но в итоге цена отпугнет конечного потребителя. Вот и исхитряемся, как говорится, архитектор прячет свои огрехи под плющом, а мы – под приправами и специями.