Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество1 апреля 2018 10:50

Не лепо ли бяшут в школьных учебниках?

Наш колумнист Андрей Дятлов попытался понять - зачем с нашими внуками, осваивающими гаджеты раньше азбуки, в школе говорят на языке динозавров
С детьми надо говорить на их языке, а если вы в этом отстали - это не значит, что ваши проблемы нужно решать за счет отвращения у детей к учебе

С детьми надо говорить на их языке, а если вы в этом отстали - это не значит, что ваши проблемы нужно решать за счет отвращения у детей к учебе

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Вот сидит напротив меня внук Александр, первый класс. Задание: выучить стих...

Вот этот, из учебника:

«Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки;

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные;

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки поют;

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки

Венки плетут...»

Супруга моя с ним мучается, потому что парню по барабану стишок.

Честно говоря, мне тоже, как и супруге.

Но мы упорно соблазняем внука черникой со сгущенкой и обещанием поговорить о ЧМ-2018 после освоения сего шедевра русской пейзанской лирики.

Ну скажите мне, почему этот парнишка, веселый, живой, прекрасно разбирающийся в автомобилях, любящий научные передачи, отлично (для своего возраста) играющий в шахматы, «плавающий» в интернете, как в бассейне (куда тоже ходит), футболист, любитель Третьяковки и театра, продвинутый в английском, веселый, умный, любопытный должен учить какую-то позапрошловековую хрень про «березоньку кудрявую» и «красных девушек, плетущих венки» и про прочие «долинушки»?

Не ли лепо бяшут в школьных учебниках?

Не ли лепо бяшут в школьных учебниках?

Фото: Андрей ДЯТЛОВ

Я могу прямо тут объявить конкурс среди родителей: кто быстрее заучит это неродный шедевр.

Но лучше - пусть соревнуются составители всех этих современных пособий и учебников, особенно по литературе. Мне просто интересно, а они сами понимают, что поколение «березонек» и «красных девушек» уже не то, что для наших внуков, но даже и для нас, учившихся в школах в семидесятых (да, в прошлом веке!), а уж тем более для наших детей - родителей наших внуков, - уже было тягомотиной, а нынче и вовсе померло.

Нет, конечно, пусть студенты-филологи и все это штудируют, как историю русского языка. Флаг им в руки. Но зачем с нашими семи-восьмилетними внуками-то, осваивающими гаджеты раньше азбуки, в школе говорим на языке динозавров?!

Вы бы еще, педагоги-стратеги, им что-то из «не лепо ли бяшете» или переписки Грозного с Курбским («И хто же убо восхощет таковаго ефопского лица видети?» забили им в программу. Ну просто спросите у них, что такое «веночек» или «красна девица». И все станет ясно.

Я так и слышу: а духовность? А фольклор, на котором воспитывались поколения?

Ответ готов, он банален, но что делать: с детьми надо говорить на их языке, а если вы в этом отстали - это не значит, что ваши проблемы нужно решать за счет отвращения у детей к учебе. Они хотят умных и веселых квестов на уроках, игр, через которые научаться думать и понимать, а им: «Некому березу заломати...»

Это же просто. Вот мы, старшее поколение, которые уже дедушки и бабушки, с нашими родителями в СССР пели одни песни и смотрели одни фильмы. И всего лет за двадцать произошел такой разрыв, что не детей надо учить нас понимать, а нас учить понимать детей. Они говорят по другому, думают иначе, у них вообще другой мир.

Эх, песталоцци-ушинские...

Вы сами-то, по честноку, это это учили бы?

Боюсь, даже за чернику со сгущенкой не стали бы.

Вас бы стошнило.

ВОПРОС ДНЯ

В нескольких российских школах проходит эксперимент: там не ставят оценок ни в каких классах. И у школьников как-то веселее дело идет.

Что еще нужно отменить в школах для нормальной учебы детей?

Анатолий ВАССЕРМАН, интеллектуал:

- Да все реформы образования, проведенные примерно с 1975 года. Тогда появится надежда, что обучение станет нормальным. Эти реформы направлены на разрушение главной цели образования - формирования целостной картины мира.

Мария АРБАТОВА, писатель:

- Учительский диктат, право педагога унижать ребенка. Разбиралась только что в истории со своей падчерицей. Учитель не может выстроить диалог с ребенком, не растоптав его психологически. Да и всю систему нужно менять. Ребенка тренируют, как цирковую лошадь. Не учат думать совсем.

Илья ДЕМАКОВ, историк, победитель конкурса «Учитель года-2017»:

- Не думаю, что отмены помогут улучшить обучение. Это не совсем верный подход. Хотя согласен с авторами идеи - школьная оценка нужна больше родителям, чем ученикам.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Максим ШЕВЧЕНКО, журналист:

- Учителей. А еще обязательное посещение уроков. Об этом мечтают 8 из 10 школьников. Тогда деткам будет комфортно. И народ у нас будет счастливый и неграмотный. Прям как до революции. Будут по слогам разбирать слова. Наверное, этого власть и добивается, отменяя оценки. К этому все и идет.

Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:

- Вернуть пионерию, чтобы эта организация занималась воспитанием ребятни. А еще нужно убрать ЕГЭ в нынешнем виде. Пусть будут госэкзамены. И проверять работы должен не компьютер, а человек. А то у нас блатные ученички деньги заплатили - им влепили сто баллов, а они даже слово «мама» без ошибок написать не могут.

Ирина СИРОТКИНА, учитель:

- Стандартные дневники. Уже везде есть их электронная версия. Зачем дублировать и копаться в бумагах? Через интернет родители легко могут проверить успеваемость. И там двойку не замажешь никак.

Павел ЖАВНЕРОВ, психолог:

- Сделать одну длинную перемену в 30 минут - такие есть не во всех городах. За это время дети успеют поесть и отдохнуть нормально.

КСТАТИ

Мифы о цифровом поколении разоблачены: молодым интересны Ремарк и родители

Каждый раз, когда представители старшего поколения подобно герою Олега Басилашвили из фильма «Курьер» задаются вопросом «В чьи же руки мы отдадим построенное нами здание?», их охватывает священный ужас. Потому что на молодежь, по их мнению, без слез не взглянешь - совсем непохожи на своих славных предков. Якобы, цифровое поколение переселилось в виртуальную реальность, разучилось читать художественную литературу, считает родителей компьютерными дикарями и без гаджетов жить не может. На самом деле все не так! (подробности)