Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество24 апреля 2018 21:00

Дальше повышать зарплату учителям бесполезно

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС выяснил, что изменилось в школах за последние четыре года, и что ждёт их в ближайшее время [инфографика]
Большинство школ – и в центрах регионов, и в селах – финансируются так, что денег хватает только на зарплаты учителей и на оплату коммунальных услуг

Большинство школ – и в центрах регионов, и в селах – финансируются так, что денег хватает только на зарплаты учителей и на оплату коммунальных услуг

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Учителя в общем-то приспособились к новым требованиям. И к постоянным проверкам качества преподавания, и к необходимости использовать на уроках информационные технологии. Но надеяться на то, что в нашей школе в ближайшие годы произойдет какой-то кардинальный прорыв – учить станут лучше, заниматься будет интереснее – не стоит. Если, конечно, не случится существенного изменения финансирования образования.

Причем, нужно не просто увеличение вливаемых в школу денег, а разумное их распределение - для того, чтобы стимулировать дальнейшее развитие. По сути, это главный вывод мониторинга эффективности школ, опубликованного сегодня Российской академией народного хозяйства и государственной службы.

Стимулирующие выплаты не работают

- Так называемая «новая система оплаты труда», введенная десять лет назад, не работает, - объясняет зам директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Полушкина. – Напомню, суть ее заключалась в том, что работнику платили обязательную «базовую часть» и начисляли еще стимулирующие выплаты, которые должны были заинтересовать учителя развиваться, готовить детей к олимпиадам, всячески креативить. Идея в общем-то была разумная. Но… не получилось.

Все дело в том, что поставленная прошлыми майскими указами президента задача довести зарплату учителей до средней по экономике региона заставила практически все деньги, которые были в школе, бросить на ее выполнение. Да, учителя стали получать больше. Но…

- Стимулирующий фонд у меня небольшой, - рассказывала мне недавно директор одной из екатеринбургских гимназий. – А учительский коллектив сильный. Если каждому доплачивать из этого фонда, получается рублей по 500. Ну и какой это стимул?!

.

.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Есть и другая схема: в школе два-три сильных учителя. «Наши звездочки», как назвал их другой директор. Они постоянно получают стимулирующие выплаты – и по заслугам. Но остальные учителя зарабатывают существенно меньше и это не подвигает их развиваться, а усугубляет напряженность в учительской. Одни – «любимчики» администрации. А другие кто? Вечные изгои?

А увеличить стимулирующий фонд неоткуда.

Большинство государственнных (региональных и муниципальных) школ – и в центрах регионов, и в селах – финансируются так, что денег хватает только на зарплаты учителей и на оплату коммунальных услуг. На свое развитие очень редко школа может выкроить несколько десятков тысяч рублей. И то разве что оказывая (или навязывая) платные услуги. Но далеко не все семьи могут такие «услуги» потянуть.

- На образование тратится только 3,6% ВВП, - продолжает Елена Полушкина. – А надо по меньшей мере вдвое больше. И нужны критерии, где, как и кому денег добавить. Вот снести туалет во дворе и построить теплый в здании – это пройдет по статье «повышение качества образования»? Вряд ли. Хотя я, например, считаю, что связь здесь самая непосредственная.

То есть дальнейшим повышением зарплат (а стали учителя зарабатывать больше во многом из-за того, что тянут 1,5-2 ставки, нагружаются классным руководством, ведением дополнительных занятий) главную задачу – повышение качества образования - в школе не решить. Вернее, только одним повышением зарплат не решить.

Две ставки

Больше 60% учителей работают сегодня больше, чем на одну ставку. Вдвое по сравнению с 2014 годом выросла доля педагогов, вкалывающих на две ставки. Многие учителя вынуждены подрабатывать – чаще всего репетиторством. Вот такой образ: если лошадь максимально навьючить и отправить в поход, она худо-бедно груз повезет. Идеально - если по заданному и хорошо знакомому маршруту. Но требовать от лошадки при этом, чтобы она блестяще выступала в конкуре и легко перепрыгивала препятствия, бесполезно.

Нужна перестройка системы образования. Нужно поддерживать развитие молодых учителей, больше использовать в школах электронные образовательные ресурсы – видеоуроки, виртуальные лаборатории, домашние задания на компьютере. И нужно вкладываться в школьную инфраструктуру.

.

.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Приоритетный поект «Создание современной образовательной среды для школьников» действует. К 2025 году должно появиться 6,5 миллионов новых мест в общеобразовательных учреждениях. Строительство новых школ очень важно. Но, подчеркивают исследователи РАНХиГС, во многих старых, ныне работающих школах, инфраструктура изношена, и ее тоже надо привести в порядок.

Вал отчетов и конфликтные родители

На что еще жалуются учителя? На так и не остановленный вал отчетности и пустую, не соответствующую квалификации учителя организационную работу. Все последние министры образования – от Андрея Фурсенко до Ольги Васильевой – обещали сократить количество отчетов, которые вынуждены заполнять учителя. Но, видимо, такая задача даже чиновникам высшего ранга не по силам. 84% опрошенных преподавателей считают, что бумажная работа – одна из причин усложнения их профессиональной деятельности.

И еще одна вещь, существенно усложняющая работу учителя: труднее стало налаживать отношения с родителями. Ребенка «сдали» в школу – пожалуйте продемонстрировать результат. Нет результата – жалоба директору или кому еще повыше. Подобные отношения, с одной стороны, говорят о том, что социальный статус учителя, даже несмотря на более-менее приличные по сравнению с другими бюджетниками в регионе зарплаты, так и не удалось поднять. С другой, родители теперь школу «не боятся». Раньше было страшно – я пожалуюсь, а учитель отыграется на моем ребенке (что, тоже, конечно, неправильно). Теперь мнение такое – я права знаю, покажу этой Марьванне, где раки зимуют.

- Двойки ставить нельзя. Они и родителей злят, и на рейтинге школы сказываются, - объясняет Елена Полушкина. - Учитель в результате не хочет связываться с нахрапистыми мамами и папами. Он отходит в сторону. Хотите, чтобы дети получали четверки, пятерки – пожалуйста. Тогда о каком качестве образования мы говорим?

Частные - несчастные

И еще. За последние двадцать лет в стране не изменилось количество частных школ: в 90-х годах их было около 700 по всей стране, сегодня 680. Вроде бы какое отношение это имеет к проблеме развития системы образования? А связь прямая. Частные школы более свободны в выборе методов обучения. Во многом именно они двадцать лет назад стали экспериментальными площадками, где отрабатывались современные, прорывные образовательные технологии. А уже затем успешные практики приходили в школу массовую.

Не случайно многие мощные частные школы в 2000-х годах стали муниципальными. И они до сих пор держат марку, занимая в рейтингах приличные позиции.

Если мы не в состоянии финансировать в необходимых масштабах развитие образования в муниципальных школах, было бы логично поддержать (или по крайней мере не мешать) развитие школ частных. По крайней мере, наладить влаимовыгодное сотрудничество на основе частно-государственного партнерства. Но пока негосударственные школы находятся в сложном положении, лишенные многих льгот, которые у них были лет 15-20 назад.

КСТАТИ

"Школы уже на пределе возможностей": систему образования в ближайшие годы ждёт безденежье

Учителя сегодня получают меньше, чем хотелось бы. Но их зарплаты не сравнить с тем, что было ещё 10 лет назад. Между тем, мало кто знает, за счёт чего - и какими усилиями! - доходы педагогов удаётся удерживать на нынешнем уровне. Уже в ближайшие годы систему школьного образования ждут серьезные финансовые проблемы (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Майские указы-2018: Кому ждать прибавки к зарплате и откуда возьмут деньги

Известно, что профильные ведомства начали присылать свои предложения еще в конце прошлого года. Часть из них президент озвучил в послании президента Федеральному собранию. Тогда глава государства обозначил много социальных и инфраструктурных целей. Например, вдвое увеличить расходы на здравоохранение, а также на строительство и обустройство дорог. Плюс вкладывать деньги в образование. Сколько конкретно, пока не ясно. Но точно, что много. (подробности)