Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Звезды8 октября 2019 6:18

Шибуми: кодекс самурайской чести против закона нефтяной империи

Между человеком и системой, между алчностью и честью
С сайта militaryarms.ru

С сайта militaryarms.ru

Французский писатель Донасьен Альфонс Франсуа Де Сад в реальной жизни никогда не делал ничего подобного из того, о чём так подробно рассказывал в своих книгах. Что, впрочем, никак не помешало французскому писателю полжизни провести в дурдоме, и полжизни в Бастилии. Так как изолировать от общества одиозного маркиза было не за что, то на нары его отправляли с помощью документа, разрешающего это делать с кем угодно и без объяснения причины. Благо, просвещённая и цивилизованная демократическая Франция это позволяла. Так за что же?

С итальянским режиссёром Пьером Пазолини, объяснившим зрителям подоходчивее, за что же власти так преследовали Де Сада, показавшим в своих экранизациях книг французского писателя, что с простыми людьми вытворяют «главные герои», а именно – глава города, главный банкир, главный судья и главный священник, поступили не так гуманно. Выходку с фильмом итальянскому режиссёру, наверное, простили. И, наверное, Пазолини и дальше бы делал свои фильмы, не пойди он в своих разоблачениях дальше. На свою беду, итальянский режиссёр начал книгу с ёмким названием «Нефть», в которой, вероятно, собрался рассказать о тех, кто третирует простых граждан в современном мире. Книгу закончить Пазолини не дали - в 1975 году режиссёра размазали по асфальту. Преступление и по сей день считается нераскрытым. Привет из итальянской нефтегазовой компании.

Это было вступление.

А теперь я хочу рассказать о книге, вышедшей в 1979 году, автор которой воспользовался псевдонимом Треваньян. Книга, на обложке которой так и сказано: «Кодекс самурайской чести против закона нефтяной империи», называется таинственным и загадочным, незнакомым для многих словом «Шибуми». Главный герой книги – зеленоглазый блондин Николай Александрович Хель – воин-одиночка, философ, вооружённый незаурядной силой ума и духа, делает выбор между безопасностью и честью и вступает в противостояние с надправительственной организацией. С детства ненавидевший торгашей и торгашескую психологию, убеждённый противник США и западных спецслужб, Николай Хель выбрал в жизни путь шибуми.

«Шибуми» мне посоветовали прочитать более 10-ти лет назад, так что мой интерес к этой книге едва ли можно считать праздным. Другое дело, что тогда эту книгу было почти невозможно найти. Читать с монитора компьютера мне не хотелось, а в книжных «Шибуми» не было. С 2013 года книга «Шибуми» стала издаваться в очень приличном формате, и у меня появилась возможность прочитать книгу в бумажном виде, на хорошей бумаге и чуть ли не в подарочной обложке.

Скажу сразу, прочитав книгу Треваньяна «Шибуми», читатель не обязательно сможет сказать с уверенностью, что такое «шибуми», и, возможно, даже не поймёт, для чего оно нужно. Книга «Шибуми» не научит играть в го, и не поможет в освоении грамматики баскского языка. Прочитавший книгу человек может и не проникнуться японским менталитетом, и уж точно не станет лучше разбираться в спелеологии.

Но после прочтения книги 1979-го года у читателя могут возникнуть некоторые предположения относительно следующих современных явлений:

== Кто и зачем устраивает «теракты» в европейских аэропортах?

== Почему оппозиционные марши называются «белоленточными» и почему их белые ленточки сравнивают с контрацептивами?

== Почему арабы ничего никому не должны и никогда ни перед кем не оправдываются?

== Что значит, если вдруг в новостях сообщают о найденных обломках «упавшего» самолёта, как раз там, где идут боевые действия?

== Кто и как может заблокировать счета в швейцарских банках?

== Что такое Интернет, кто и для чего его придумал?

Я не стану пересказывать содержание книги. Фабула там более чем заурядная – еврейская девушка своим появлением в доме главного героя нарушила его размеренный быт и принесла с собой серьёзные неприятности. Подобно «Морскому волку» Джека Лондона, где фабула тоже так себе – в самом деле, не про кораблекрушение же эта книга, «Шибуми» построена на философии главного героя и на диалогах Николая Хеля с разными людьми. Особенно внимание читателя привлекают беседы главного героя с генералом японской армии Кисикава и с Отаке, в доме которого Хель совершенствовал мастерство игры в го.

Я даже не стану утомлять вас, читатели, филологическими изысками, объясняя вам, что каждая часть книги создавалась с переключением соответствующего регистра, в зависимости от места действия. Так, если события происходили в Америке, то диалоги персонажей не были лишены ковбойских пошлостей. В «японских» частях книги обязательно присутствовали чай и ветки цветущей сакуры. В Англии – узнаваемый юмор.

И уж тем более я не стану рассказывать, что первые 300 страниц главный герой не делает ничего, а появляется он перед читателями только на 306-ой странице. И, конечно, я сделаю вид, будто не заметил, что женщин зовут Хана и Ханна, а маленького мальчика в аэропорту – Родни, как и автора книги.

Я попытаюсь скрыть своё удивление от множества страниц, посвящённых спелеологии, и не стану вам советовать перелистывать их без особой потери для понимания книги. Я никак не стану комментировать факт, что главный герой впитал в себя, как губка, культуру и ценности Японии, искренне сочувствуя стране, выступившей во время Второй Мировой войны на стороне Германии. И оставлю без комментариев отношение зеленоглазого блондина к союзникам, к которым наполовину немец не испытывал ни малейшей симпатии.

И пусть японец-блондин с зелёными глазами, презирающий полукровок, имеющий претензии к американцам за то, что они не раса, а безрасовый сброд, отбросы, сожительствует с женщиной, которая наполовину японка, на четверть негритянка и на четверть белая. «Раса – ничто, культура – всё» - так говорит Хелю один из его наставников – генерал Кисикава – в самом начале книги.

Книгу можно и нужно воспринимать, как инструкцию по противостоянию не только западным спецслужбам, но и тем, кто эти спецслужбы контролирует. Каждый раз, видя перед собой торгаша, Николай Хель вспоминал о буровых вышках и разливах нефти в море, об открытых горных разработках среди девственной природы, о нефтепроводах в тундре, об атомных станциях, построенных невзирая на протесты тех, кто в результате пострадает от радиоактивного заражения.

Не забывайте об этом и вы.

В книге Треваньяна, в художественном произведении, нефтяник араб-гомосек смотрел на своего холуя-американца из ЦРУ «с презрением, которого особенно и не скрывал.

Собственная роль представлялась ему патриотичной и благородной, он создавал политическую базу для своей нации на случай, когда истощатся её нефтяные запасы. Даймонд же был проституткой, готовой пожертвовать интересами своего народа ради богатства и возможности поиграть во властную игру».

Вспоминайте об этом каждый раз, когда видите в СМИ политиков из ЕС.

Я не стану советовать вам прочитать книжку Треваньяна «Шибуми», ведь как сказал генерал Кисикава: «Советы помогают только тому, кто их даёт, и лишь в той степени, в какой облегчают его совесть. В конечном счёте ты сделаешь то, что тебе продиктует судьба и воспитание, а мой совет повлияет на твоё будущее не больше, чем падающий лепесток сакуры на течение реки».