Звезды

«Золотые орлы» достались «Блокадному дневнику», «Калашникову» и Надежде Михалковой

В Первом павильоне «Мосфильма» в 19-й раз вручили одну из главных российских кинопремий
В Первом павильоне «Мосфильма» в 19-й раз вручили одну из главных российских кинопремий.

В Первом павильоне «Мосфильма» в 19-й раз вручили одну из главных российских кинопремий.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

На «Золотой орел» в главной категории - «Лучший фильм» - были номинированы пять картин. «Блокадный дневник», «Дорогие товарищи», «Лед-2», «Союз спасения» и «Стрельцов».

Невооруженным глазом было видно, что основные награды достанутся «Блокадному дневнику» Андрея Зайцева и «Дорогим товарищам» Андрея Кончаловского. Это черно-белые, суровые драмы, описывающие две давние трагедии - блокаду Ленинграда и Новочеркасский расстрел. Первый фильм получил главный приз Московского кинофестиваля, второй - спецприз в Венеции. На фоне этих тяжеловесов все остальное, даже многомиллионный «Союз спасения», казалось не столь внушительным.

Андрей Зайцев.

Андрей Зайцев.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В итоге «Блокадный дневник» был назван лучшим фильмом, а еще получил призы за сценарий и лучшую работу актрисы в главной роли (Ольга Озоллапиня). «Дорогим товарищам» был выдан приз за режиссуру (Кончаловский сам церемонию не посетил, за «Орлом» на сцену вышел его сын, 18-летний Петр). То, что «Блокадный дневник» не был показан нигде, кроме ММКФ, и еще не вышел в прокат (должен был выйти 27 января, но премьеру перенесли на неопределенный срок), академиков не смутило. В 2019-м они точно так же преспокойно выдали главный приз фильму Алексея Федорченко «Война Анны», вышедшему в кинотеатрах лишь через три с лишним месяца после церемонии.

Кончаловский сам церемонию не посетил, за «Орлом» на сцену вышел его сын, 18-летний Петр

Кончаловский сам церемонию не посетил, за «Орлом» на сцену вышел его сын, 18-летний Петр

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Дневнику», наверное, действительно не помешает поддержка. Трейлер картины, появившийся в интернете в прошлом году, некоторые встретили улюлюканьем: начали говорить, что Зайцев показывает блокаду как зомби-апокалипсис, в духе сериала «Ходячие мертвецы». Режиссер действительно немножко увлекся неожиданной фразой «Никогда мне не казался город таким красивым, как в эти смертельные дни», которую вычитал в дневнике врача, пережившей осаду и голод. Блокадный Ленинград у Зайцева прекрасен леденящей красотой, «похож на замерзшее подводное царство». А еще немножко на город Сайлент Хилл. И героиня - женщина по имени Ольга, потерявшая мужа и из последних сил добирающаяся через весь город к отцу, чтобы проститься с ним и умереть - в какой-то момент впрямую сравнивается с Гердой, бредущей сквозь царство Снежной королевы.

Понятно, что Зайцев снимал картину, исполненный лучших побуждений и самых благих намерений, но аналогии со сказками и компьютерными играми бросаются в глаза - и еще вопрос, насколько они уместны в претендующем на реализм фильме про войну. Впрочем, это, безусловно, любопытная и талантливая работа, которая уж точно не заслуживает охаивания.

Ольга Озоллапиня.

Ольга Озоллапиня.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ольга Озоллапиня произнесла самую долгую и самую эмоциональную речь. Задыхаясь от слез, в подробностях рассказала, как только с третьего раза была утверждена на роль (Зайцев считал ее комедийной артисткой, не способной сыграть героиню трагедии), поблагодарила художниц, облеплявших ее на холоде снегом и «морозивших пальчики», воспела Никиту Михалкова, к которому записалась на курс, когда решила, что ей не хватает актерской техники, и который «дал ей живую воду». Все это очень оживило церемонию, которая в этом году была несколько суховата-с.

Лучшим актером был назван Юрий Борисов за «Калашникова». Он действительно один из лучших молодых российских артистов, и в силу этого крайне востребован (в прошлом году, кроме «Калашникова», вышли еще «Вторжение» и «Серебряные коньки», в этом выйдут «Кто-нибудь видел мою девчонку?», «Капитан Волконогов бежал», «Герда», «Петровы в гриппе» и «Красный призрак»). Его конкурентами были Александр Петров («Стрельцов») и Максим Матвеев («Союз спасения»). Но Петров недавно получил целых три «Орла» (за «Спарту», «Звоните ДиКаприо» и «Текст»), и академики, видимо, убоялись, что от четвертого у него что-нибудь может слипнуться. А Матвееву на этот раз останется утешаться «Орлом» за «Лучшую мужскую роль на телевидении» (сериал «Триггер»).

Лучшим актером был назван Юрий Борисов за «Калашникова».

Лучшим актером был назван Юрий Борисов за «Калашникова».

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Союз спасения» получил больше всего призов - в основном «за красоту»: за операторскую работу, лучшую работу художника, грим и пластические спецэффекты, костюмы, визуальные эффекты (идеально нарисованный на компьютере Петербург действительно не может не впечатлить). А Александр Домогаров, у которого выход в роли графа Милорадовича оказался одним из самых ярких за всю карьеру, заслуженно был назван лучшим актером в роли второго плана. (Соответствующую награду в женской категории получила Мария Аронова за «Лед-2»).

Анна и Надежда Михалковы.

Анна и Надежда Михалковы.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Лучшим короткометражным фильмом назвали произведение Надежды Михалковой «One mango, please» - историю о супружеской паре из Таиланда, приехавшей на заработки в Россию (жена, ни слова не понимающая по-русски, устраивается служанкой к состоятельной даме, сыгранной сестрой режиссера Анной Михалковой). Получая награду, Надежда сказала: «Последнее, что я могла сделать с моей фамилией - это стать режиссером. Но могу сказать всем начинающим, вроде меня: если есть, что сказать, надо говорить! А награды - это просто приятные бонусы».

Приз за лучшую женскую роль на телевидении получила Светлана Немоляева («Дипломат»). А награду за вклад в киноискусство - актриса и режиссер Светлана Дружинина, автор «Гардемаринов». Обе Светланы пустились в воспоминания о «Мосфильме» и конкретно Первом павильоне, где традиционно проходит церемония вручения «Золотых орлов». Немоляева сказала о том, что этому призу были бы особенно рады ее папа и мама, работавшие на студии, где в итоге прошло и ее детство (Владимир Немоляев был сценаристом и режиссером, Валентина Ладыгина - звукооператором). А Дружинина подробно, эмоционально, в лицах, рассказала, как в середине 50-х впервые переступила порог Первого павильона: она тогда была вынуждена покинуть хореографическое училище из-за травмы, но ее заметил в какой-то телепередаче режиссер Самсон Самсонов и позвал на роль в картине «За витриной универмага». Тогда Дружинину потрясло, что в Первом павильоне выстроили грандиозную декорацию этого самого универмага в два этажа. Светлану познакомили с партнерами и сказали, что ей надо продавать перед камерой чашки, предупредив, что стоимость каждой разбитой вычтут у нее из гонорара. Она тогда подумала, что все это неважно - скоро, как только травмированная рука заживет, она все равно вернется к занятиям балетом. И уж конечно, не могла предположить, что с кинематографом будут связаны следующие 65 с лишним лет ее жизни.

ДРУГИЕ ЛАУРЕАТЫ

Лучшая музыка к фильму - Юрий Потеенко («Доктор Лиза»)

Лучший монтаж - «Стрельцов»

Лучшая работа звукорежиссера - «Союз спасения»

Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий) - «Одесский пароход»

Лучший телесериал (больше 10 серий) - «Триггер»

Лучший неигровой фильм - «Пространство стиха. Борис Слуцкий»

Лучший анимационный фильм - «Хозяйка медной горы»

Лучший зарубежный фильм в российском прокате - «1917»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"История невероятно упрощена”: что не так с фильмом "Блокадный дневник" Андрея Зайцева

Наш колумнист Евгения Коробкова пришла в недоумение от драмы, завоевавшей первый приз ММКФ (подробности)

Взгляд из окошка глазами советской ВИПши: что не так с фильмом Кончаловского "Дорогие товарищи"

Наш корреспондент Сергей Селедкин подавился на премьере фильма о трагедии в Новочеркасске, номинированного на Оскар (подробности)