Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Общество1 июня 2022 22:03

Дипломированные историк и филолог запутались в формулировках ЕГЭ: «Сложно понять, что от тебя хотят»

«Комсомолка» попросила экспертов пройти тесты по русскому языку и по истории
Зачастую у детей уходит больше времени на то, чтобы вникнуть в задание, чем написать ответ на него.

Зачастую у детей уходит больше времени на то, чтобы вникнуть в задание, чем написать ответ на него.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ЕГЭ современных школьников начинают пугать еще с первого класса: «Экзамены сложные, если не будете целенаправленно готовиться, нормально не сдадите». Добавьте зашкаливающий уровень стресса (на кону поступление в вуз), и вот уже сложность итогового испытания можно смело умножать на два - страх, как известно, далеко не лучший советчик.

Но дело, оказывается, не только в сложности экзаменов. Звучат претензии и к качеству заданий (КИМам - контрольно-измерительным материалам), и к процедуре оценивания, и к работе конфликтных комиссий, которые рассматривают апелляции.

Рособрнадзор, который отвечает за проведение ЕГЭ, уверяет: тесты, которые составляют специалисты ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), выверены экспертами и вылизаны до блеска, ошибки исключены, а экзамены стараются устраивать максимально комфортно для детей.

Мы решили провести свой эксперимент: попросили написать пробные тесты по русскому языку (обязательный в этом году) и истории (предмет по выбору) экспертов, имеющих профильное высшее образование, но не связанных со школой, и поделиться впечатлениями.

Русский язык: «Стоит ли так усложнять?»

Дина Боброва, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), писала тренировочный ЕГЭ по русскому языку:

- Впечатления неоднозначные, - делится Дина. - Главные качества, которые нужны при прохождении испытания, - внимание и стрессоустойчивость. Мне не хватило ясности и простоты в формулировках. В заданиях - обилие различных условий. «Укажите предложения, в которых на месте пропусков должна быть запятая». «Выберите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации». Где-то нужно отвечать цифрами, где-то словами. В заданиях разное количество вариантов ответов: два, три, пять… Все это смещает фокус со знаний языка на понимание формулировок вопросов - постоянно ищешь подводные камни. Как чувствуют себя дети, могу только догадываться.

Первую часть я прошла меньше чем за час. Еще два с половиной часа осталось на сочинение. Не скажу, что это много. Перед пишущим стоит целый ряд задач: сформулируйте одну из проблем приведенного текста, прокомментируйте мнение автора, обоснуйте свою точку зрения и т. д. Условий - на полстраницы мелким шрифтом. Стоит ли так усложнять? К концу третьего часа ребенок вряд ли будет способен на логические и филологические подвиги.

Думаю, что, если ребенок регулярно тренировался именно в сдаче ЕГЭ, простыни с буквами и клеточками не вызовут такой растерянности. Но на первый взгляд успешно сдать экзамен нелегко.

История: «Не всегда понимал задания»

Александр Лукьянов, руководитель редакции сайта «Царьград», историк:

- Львиная доля времени при решении ЕГЭ ушла на то, чтобы понять, что от меня хотят. К примеру, дан большой отрывок выступления Горбачева от 17 марта 1991 года, где он говорит о референдуме о сохранении СССР. К тексту привязаны три задания, одно из которых - № 22 - звучит так:

«Укажите результат референдума, о котором идет речь. Каков был итог работы над заключением Союзного договора, о проекте которого идет речь? Укажите причину такого итога».

Задание из КИМа по истории

Задание из КИМа по истории

О каком результате речь? Нужны конкретные цифры? Миллионы голосовавших? Процент? Второй вопрос тоже не совсем понимаю: итог работы над заключением или над договором? Вопросы неточно сформулированы, и можно потерять баллы не по своей вине.

Представьте, что вам нужно описать кирпич. Есть три варианта ответа: он твердый, он прямоугольный, он красный. Выбрать нужно только один, хотя очевидно, что все три правильные. Придется угадывать, какой назначил правильным составитель задания.

Так и с историей. Это точная наука только в плане исторических дат и событий, хотя и здесь существует очень много разночтений. Именно поэтому знание истории очень трудно оценить с помощью тестов. Учащийся должен знать даты и события и уметь делать выводы, а не угадывать, какой вывод сделал составитель задания.

ЧТО ГОВОРЯТ ПЕДАГОГИ

Убрали все подсказки

Елена Провозен, руководитель отдела исследований и разработок образовательной компании MAXIMUM Education:

- Составители усложняют формальную часть ЕГЭ по русскому языку регулярно. Раньше подсказки можно было найти в формулировках, когда писали «выберите ряд слов», то есть искать надо было один ряд. Теперь практически все задания предполагают разное количество вариантов ответа. Ученик, который не первый раз видит КИМ, конечно, находит свои лазейки и лайфхаки, где сломать систему, где найти подсказки, это нормально. Система противостоит, использует свои методы. Например, сейчас КИМ по русскому языку содержит неправильные варианты ответов, которые делают их максимально похожими на правильные, чтобы сбить с толку. И только самый внимательный, стрессоустойчивый и подготовленный пройдет тест на максимум. Сочинение считается заданием повышенной сложности, и оно самое ценное в плане баллов. Если ученик не готов, не имеет больше сил, времени и т. п., то он может выполнить это задание на минимальный балл или не выполнять его вовсе.

- Реально ли повысить балл апелляцией?

- Я бы не рекомендовала без стопроцентной уверенности затевать процесс апелляции, скажем, «на всякий случай». Если говорить о сочинении, то его проверяют два независимых эксперта. Вероятность того, что оба эксперта по своей прихоти занизили балл, очень невысока. У меня был только один случай успешной апелляции на ЕГЭ.

ЧТО ГОВОРЯТ ПЕДАГОГИ

Проблемы с формулировками действительно есть

Преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук Павел Пучков:

- Проблемы с качеством заданий действительно есть. Скажем так: в первой части ЕГЭ откровенные ошибки составителей достаточно редки, а во второй части (здесь требуются развернутые ответы, а также нужно написать историческое сочинение. - Авт.) встречаются. При этом на апелляциях бесполезно выдвигать претензии по поводу бестолково сформулированного вопроса или пытаться отстоять свою точку зрения, подтвержденную официальными источниками, но не совпадающую с правильным ответом. Ответят так: у нас есть образцовый ответ, а ваш неправильный. Ключи-критерии комиссия не разглашает и развернутого письменного ответа не предоставляет.

- Знаю, вы с другими учителями-историками с прошлого года пытаетесь обратить внимание чиновников на проблемы с оцениванием работ и нарушения прав выпускников. Есть подвижки?

- Нам удалось выступить на заседании Общественного совета при Рособрнадзоре. Мы основательно трудились над аргументацией, выверяли формулировки, подготовили два содержательных доклада. Оказалось, зря. Ни одно наше замечание, ни одно предложение не удостоилось безусловного принятия.

- Историю считают самым сложным экзаменом. Это так?

- Статистика такова: за последние лет десять средний балл ЕГЭ по истории - 53-54. Заметно ниже, чем по остальным гуманитарным предметам по выбору и некоторым естественным наукам. В чем сложность самого экзамена? Нужно осилить огромный объем материала, который, к тому же, плохо организован: нет общей путеводной линии, много фактов, персонажей, второстепенной информации. Реально на это есть год, ведь большинство старшеклассников определяется с выбором вуза ближе к 11 классу, а историю в школах изучают с шестого. Современные дети не приучены к восприятию большого объема данных – им понятнее формат постов во «Вконтактике» и сообщений из мессенджеров. Эту особенность нужно учитывать. Еще одна причина - подбор материала: на 90% это политические сюжеты, что в таком возрасте малоинтересно. Детей увлекли бы человеческие истории из прошлого, но этого в школьном курсе практически нет. Отсюда нежелание учить материал.

БДИ!

В интернете море тренировочных КИМов по всем предметам. Их составляют зачастую сами учителя и репетиторы, ориентируясь на прошлогодние задания и открытые варианты. И даже используют на пробных ЕГЭ в школах. Вот в этих самодельных тестах ошибки встречаются дикие. Так, в одном из заданий по истории фильм «Москва слезам не верит» был назван «памятником культуры», а картина «Купание красного коня» Петрова-Водкина - кинофильмом. Ориентироваться на них не стоит. Официальные КИМы для ЕГЭ - те, по которым уже сдавали экзамены, - ищите на сайте ФИПИ в разделах «демоверсии» или «открытый банк заданий». Или в печатных сборниках под грифом «проверено ФИПИ».