Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды11 января 2022 21:27

Это Гумилев или памятник гуманоиду Алешеньке? Проект памятника поэту рассорил культурную общественность

Тридцать лет представители культуры выбивали монумент Гумилеву, а теперь - сами тому не рады
Скульптор Екатерина Пильникова уверяет, что никаких пропорций не нарушала: Гумилев как Гумилев. Даже интересно, почему словам скульптора не верят?

Скульптор Екатерина Пильникова уверяет, что никаких пропорций не нарушала: Гумилев как Гумилев. Даже интересно, почему словам скульптора не верят?

Страшными памятниками поэтам и писателям Москву не удивишь. Из старенького - у нас есть и Лермонтов в виде "мужика в пиджаке", которого не посадят, и Пушкин в виде "таракана в банке" на Большой Никитской. Из новенького - не устает радовать Зураб Церетели, навешивая поэтессам несанкционированную бронзовую грудь пятого размера. В позапрошлом году лидером хайпа был пресловутый скульптор Потоцкий, поставивший Есенина в позу "мостик" на моржовые ласты.

Наконец-то очередь дошла и до культурной столицы.

Скандалом завершился проведенный накануне Нового года в Петербурге конкурс на проект памятника Николаю Гумилеву. Культурное сообщество сочло, что над поэтом поглумились и победивший эскиз с непропорцинально раздутой головой напоминает мемориал гуманоиду Алешеньке.

Скульптурная общественность возражает: мол, не наговаривайте, это отличный памятник.

Почему Жаба лучше Гумилева?

Неловко даже говорить, но к этому монументу Петербург шел очень долго. Более тридцати лет разнообразные общественные организации пробивали в верхах идею памятника Николаю Степановичу. Основатель акмеизма, большой поэт, чье творчество проходят в школе, оказался самым обделенным из всех представителей Серебряного века: ни могилы, ни памятника, ни музея...

Инициативные группы не раз жаловались, что в Питере кому только памятников не понаставили: и Чижику-пыжику, и Носу и даже Жабе. И только Гумилеву, родившемуся в городе на Неве - ничегошеньки.

И вот, наконец, лед тронулся. В 2020 году представителям Гумилевского общества удалось достучаться, вернее, дозвониться до президента посредством прямой линии. Вскоре из Администрации президента было получено разрешение на установку фигуры в Кронштадтском районе Петербурга, где родился будущий поэт.

Согласовали место, провели конкурс.

Казалось бы, ура?

Но нет, не ура.

Из тридцати представленных работ эксперты выбрали три самые лучшие, которые после доработки могут занять место в Крондштадте. Одна скульптура представляла собой брутальный монолит с выделяющимися головой и руками. Вторая фигура запечатлела Гумилева, сидящим на бруске. Ну а победителем стала гидроцефальная голова от Екатерины Пильниковой, выполненная "в классическом стиле".

Вместо того чтобы радоваться, что эксперты не выбрали в победители фигуру Жирафа (такой вариант тоже предлагался), культурная общественность завопила.

- Там ведь было, из чего выбрать, - ругалась председатель Гумилевского общества Ольга Медвед. - Почему именно это?

Откровенно говоря, сами гумилевцы положили глаз на эскиз, где поэт запечатлен идущим в полный рост навстречу ветру.

Второе и третье места тоже не вызвали энтузиазма общественников.

Второе и третье места тоже не вызвали энтузиазма общественников.

Второе и третье места тоже не вызвали энтузиазма общественников.

Второе и третье места тоже не вызвали энтузиазма общественников.

Однако такой вариант жюри даже не рассматривало.

- Лучшей стала работа Пильниковой, потому что у нее Гумилев хотя бы не выглядит садовой скульптурой, - объяснил ректор Академии Репина Семен Михайловский.

Сама автор скульпторы Катерина Пильникова упреки в нарушении пропорций сочла необоснованными.

- Не меняла я пропорций головы, все делала по классике, опираясь на фотографии Гумилева, - рассказала скульптор kp.ru.

- Просто конкурс провели быстро и работу нужно было сделать в течение месяца. Кроме того, фотографий Гумилева сохранилось мало...

Бюст или памятник

Оказалось, что фанаты Гумилева - тоже бронебойная сила не хуже вдовы Владимира Этуша. Против памятника подписались известные писатели и художники и представители культуры. В том числе - Жанна Бичевская, Игорь Волгин. В итоге на 12 января в администрации Крондштадского района Санкт-Петербурга запланировали общественные слушания вместе с главой района Олегом Довганюком. Будут вместе размышлять о пересмотре итогов конкурса.

Помимо "непохожести" Гумилева, представители культуры заготовили еще один козырь.

- Бюстов Гумилеву у нас в стране и так целых пять. Зачем нам еще один бюст? Мы всегда говорили о том, что у нас полноценного памятника. Единственный памятник в полный рост находится на Ураине, в Харькове, - говорит Ольга Медвед.

Культурная общественность настаивает, что организаторы конкурса закрыли глаза на техническое задание, где речь шла именно о памятнике.

Представителям Гумилевского общества пришелся по душе вот этот монумент.Гумилев идет навстречу ветру по красной полосе. Однако жюри сочло такое решение неприемлемым: то ли "вульгарным", то ли "похожим на садовую скульптуру"

Представителям Гумилевского общества пришелся по душе вот этот монумент.Гумилев идет навстречу ветру по красной полосе. Однако жюри сочло такое решение неприемлемым: то ли "вульгарным", то ли "похожим на садовую скульптуру"

- Памятник подразумевает создание монумента в полный рост, а не бюст, - убеждена Медвед.

Иначе считает член жюри, ректор академии в Петербурге Семен Михайловский.

- О фигуре в полный рост речи не шло. Мы сочли, что памятник - это именно бюст.

Скульптор Екатерина Пильникова обосновала свой выбор в пользу бюста тем, что место, отведенное для монумента Гумилеву - очень маленькое и установить там фигуру в полный рост не получится.

"КП" внимательно следит за спором.

Вспоминая старое

Мы уже не раз задавались вопросом о том, что происходит со скульпторами и почему им перестало удаваться портретное сходство. Самый показательный пример - история с мемориальной доской Владимиру Этушу, которую хотели установить на фасаде дома, где жил артист.

Если бы не энергия и настойчивость вдовы артиста - на мемориальной доске мы видели бы человека, не имеющего ни малейшего сходства с Этушем.

- Занимаясь этой доской я с удивлением обнаружила, что даже очень известные скульпторы не могут добиться сходства с человеком, - говорит Елена Этуш. - "Похожим" у нас считается, если удалось сохранить от силы 40 процентов сходства.

Вдове удалось найти молодого скульптора, способного уловить портретное сходство. Для него она отвоевала не только право выполнить доску Этушу, но и, по сути, диплом в Суриковской академии. Сегодня молодой скульптор Филип Трушин, открытый Еленой Этуш, очень востребован. Он выполнил мемориальную доску Лужкову, Олегу Далю, на очереди - мемориальная доска Василию Лановому.

Прямая речь

Ольга Медвед, председатель "Гумилевского общества":

"Если мы спустим все на тормозах, то огромный тридцатилетний труд по пробиванию памятника Гумилева будет напрасным. Поставят пародию на любимого поэта в виде карикатурного бюстика и все обо всем забудут.

Нам не нужен бюстик поэту. Бюстов Гумилеву и так пять штук: мы изначально говорили о том, что нужен памятник, к которому можно прийти и принести цветы. Разве не странно, что полноценный памятник Гумилеву стоит не у нас, а на Украине, в Харькове?"

Екатерина Пильникова, скульптор:

"Я не понимаю, отчего на меня все ополчились. Скульптуру Гумилева я делала по фотографиям, никаких пропорций не меняла. Времени было мало, успеть было сложно. Идею бюста, а не полноценного памятника я выбрала потому, что место, которое выделяется под памятник - крошечное. Там вообще не будет смотреться фигура в полный рост.

То, что моя работа не понравилась представителям общества - не говорит ни о чем. У нас большинство памятников людям не нравится. Один известный монумент называют "памятником геморрою", другой - "водителем трамвая"...

Семен Михайловский, ректор академии художеств имени Репина:

"Что тут можно сказать? У разных категорий граждан разные взгляды на искусство и на жизнь. Этот конкурс судила комиссия, состоящая из компетентных людей. Мы сочли, что памятником Гумилеву должен быть именно бюст. Если у кого-то иная точка зрения, то нужно принимать решение об установке фигуры. Однако на мой взгляд, все представленные на конкурс фигуры были вульгарными и нелепыми. В нашу задачу входило провести конкурс, и мы его провели. Теперь, для того чтобы решить, каким будет памятник Гумилеву - нужна проявленная воля. Губернатор или глава Крондштадта должен принять решение и сказать: памятник будет таким-то."