Доктор исторических наук, профессор, советник директора ФСО России Сергей Девятов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Москва. ВДНХ, 53-й павильон. Зал временных экспозиций. Именно сюда - в пятницу, 18 февраля, «примчалась» из исторического прошлого уникальная выставка ретроавтомобилей.
- Экспозиция посвящена 115-й годовщине образования собственного Его Императорского величества гаража, - рассказал нам Сергей Девятов.
- Сергей Викторович, он тогда находился не в Кремле?
- Нет... Первые машины пришли в Царское село, к Александровскому дворцу, где тогда и квартировал государь-император Николай II, заодно там же находились и члены его семьи – супруга, дочери и наследник престола.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Сколько всего автомобилей было там поначалу?
- Первая закупка составила всего пять машин.
Если брать период предреволюционный, то в гараже было минимум 55 авто.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Плюс пара машин, которые император передал на различные нужды, скажем так. В частности, одна - фирмы «Руссо-Балт», это русская автомобилестроительная дореволюционная фирма, - перешла в ведение Кавказского фронта. Была обшита стальными листами, вооружена пулеметом «Максим». Ее использовали в Закавказье в Первую мировую.
А 3 марта 1917-го открылась новая страница в истории гаража. Он перестал уже быть императорским. И сам гараж, и конюшенная часть перешли в ведение Временного правительства и Государственной Думы.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- А после Октябрьской революции?
- Бывший императорский стал обслуживать Совет народных комиссаров РСФСР, ВЦИК РСФСР, Петросовет.
С 26 октября 1917 года - становится автобазой большевистского правительства.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Ленин на какой машине ездил?
- На авто марки Turcat-Mery.
- Именно эту машину у Ильича бандиты угнали?
- Ну, какие там бандиты?
Это были пожарные одного из пожарных депо Петрограда. Они угнали Turcat-Mery, чтобы перепродать в Финляндию.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Как же это было?
- Ленина привезли в Смольный, шофер ушел попить чай в буфет. И в этот момент машину тихо угнали.
Революционные солдаты и матросы машину разыскали и вернули Владимиру Ильичу.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Сколько всего экспонатов на выставке?
- В очень хорошем состоянии - отреставрированный экземпляр «Руссо-Балт» - они приехал из Политехнического музея.
Там фигурирует спортивный двухместный Rolls-Royce, «Пежо».
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Есть одна не отреставрированная машина, которая была недавно обнаружена в Ленинградской области, у нее паровой двигатель.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Такие транспортные средства и были в гараже министра императорского двора барона Фредерикса.
А всего на ВДНХ - девять машин, два шасси от «Русско-Балта».
И ещё представлено много мелкой пластики, связанной с автомобилем, с жизнью и бытом императорской семьи.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Кстати, в экспозиции показаны телефоны начала ХХ века, которые устанавливались в Царском Селе. Это был замкнутый внутри коммутатор. За пределы Царского Села имели право позвонить только два человека – император и начальник его охраны.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Как долго будет работать выставка?
- Думаю, в течение пары месяцев.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- А организаторы выставки - Федеральная служба охраны России...
- ...Плюс Политехнический музей, Музей Вадима Задорожного, частные коллекционеры.
- Спасибо!