Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Общество24 марта 2022 3:59

Психотерапевт Артем Гилев: Чтобы не сойти сегодня с ума, общайтесь с единомышленниками

Как сохранить душевное спокойствие в период кризиса

Фото: Shutterstock

В окопах психоза

- То, что происходит сейчас, с точки зрения психиатрии уникально?

- Скажем так: такого я не видел никогда. Учтите, что общество прошло через ковид и настроено на большую тревожность. Поэтому сейчас наблюдается мощный всплеск тревожных, депрессивных расстройств. Это срочно требует не только психотерапевтической коррекции, но и медикаментозной.

- Как это проявляется?

- Количество обращений к психологам и к психиатрам серьезно выросло. Развиваются «новостные» психозы - человек считает, что он участвует в военных действиях, что может победить украинскую, Российскую армию или начать третью мировую войну.

- Людям нужен выход для эмоций?

- Все зависит от типа личности. Те, кто идет на митинг, убеждены в своей правоте. Если человек не сможет выразить свое мнение, начнутся проблемы внутри.

Артем ГИЛЕВ. Фото: Личный архив

Артем ГИЛЕВ. Фото: Личный архив

Люди паникуют, так как ничего не контролируют

- А как же одна из главных человеческих эмоций - страх?

- Страха стало много. Те, кто обращается сейчас ко мне, жалуются - боимся всего. Приведу пример: мои пациенты сейчас заканчивают курс терапии. Им надо отменять лечение, но они просят - не отменяйте. Теперь-то, мол, мы знаем, от чего наш страх.

Типовая история: работаю в фирме, головной офис в Европе. Фирму закрывают, а у меня дети, кредиты. Что мне сейчас делать? У людей сейчас крайняя степень тревожности. Знаете, почему один и тот же человек боится сесть в самолет, а за руль автомобиля - нет? Он знает, что машина под контролем: если что, можно повернуть. А в самолете все зависит от пилота, контролировать ситуацию невозможно. И сейчас люди паникуют «по-самолетному» - они ни на что не могут повлиять.

- Что делать?

- Когда есть химическая поддержка, препараты, человеку легче. И я говорю пациентам: мы продлеваем терапию на неопределенный срок, пока не произойдет стабилизация политической ситуации. Для людей здоровых (пока) все зависит от адаптации человека в обществе, работоспособности, отношений в семье. Если вы начинаете замечать, что срываетесь на родных, на работе ничего не можете делать, не можете заснуть час, два, три, у вас случаются 3 - 4 пробуждения за ночь - дело плохо. Нарушение сна - это на 80 - 90% из-за тревоги. Человек не высыпается, у него начнет развиваться проблема с психикой, которая уже потребует как минимум психотерапевтического лечения.

Я всегда привожу пациентам такой пример: один купил белые кроссовки, ему в метро на них наступили, он кричит: все достало! Ему: Вася, это же просто кроссовки! А тот - в драку. А есть те, которые говорят: слушай, у тебя же мама умерла. Он: ну что, бог дал, бог взял. Что такого? Чувствуете разницу? Никто из них не болен, но у них разный уровень силы нервной системы. И слабые сейчас нуждаются в медикаментозной или психотерапевтической помощи.

Власти надо успокоить людей

Нарушение сна - это на 80 - 90% от тревоги. Если случаются 3 - 4 пробуждения за ночь - дело плохо, нужна помощь...

Нарушение сна - это на 80 - 90% от тревоги. Если случаются 3 - 4 пробуждения за ночь - дело плохо, нужна помощь...

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

- Какой-то совет вы дадите?

- Надо помнить, что сейчас под ударом одинокие люди. У них чаще возникают нехорошие мысли. Сейчас, как ни банально это звучит, надо чаще общаться с родными, близкими, друзьями. Но с одним условием - их мнения, взгляды жизненные должны совпадать с вашими. Ты беседуешь, тебя это успокаивает. Они тебя поддерживают: «мы вместе, мы выдержим». Сейчас люди должны объединяться.

- Но общество расколото. Если неосторожно поговорить с родственниками, получишь чистый негатив. Одни считают, что на Украине идет спецоперация, другие - война. Все сразу сойдут с ума.

- Поэтому я и заметил: мнения должны быть схожими. Говорите только с единомышленниками. Иначе брат пойдет на брата. И вместо примирения и улучшения психического состояния будет стресс. Но если люди пытаются приспособиться, выжить, адаптироваться, это проще делать вдвоем. Таким счастливчикам вообще никакой психотерапевт не нужен. Не оставайтесь с этой бедой один на один!

- А если не выходит? И жена спорит с мужем…

- Если для человека эта идея не имеет какого-то очень важного сверхценного значения, то поговорили, согласились, что «любим друг друга», и решили политику больше не трогать. Если стороны непримиримы, тогда, скорее всего, ничего хорошего не выйдет. Если люди не могут найти компромисс, то им, может, и жить вместе не стоит.

- По-вашему, нашей стране нужен сейчас хороший психотерапевт?

- Пожинать плоды придется через несколько месяцев, а то и через несколько лет, когда у народа начнется развитие посттравматических стрессовых расстройств. Они выстрелят потом. Так было после 1991 года, когда страна долго мучилась от депрессий и суицидов. Ведь никогда психологическая, психотерапевтическая работа с обществом не проводилась. И сейчас ее никто не ведет. Так, кстати, было и при СССР, когда шутили: медицина финансируется по остаточному принципу, а психиатрия финансируется по остаточному принципу в медицине.

Об опьяняющей эйфории

- Сейчас в обществе много оптимистов: мол, ничего страшного, мы и не такие кризисы проходили. Кто пережил 90-е, того ничем не удивишь.

- Есть такие псевдопсихологи с девизом «что нас не убивает, делает сильнее». На самом деле нет. По данным исследований, большое число стрессов снижает сопротивляемость. Именно у таких повидавших все людей развиваются депрессивные, тревожные расстройства. Скорее всего, увеличится число суицидов.

- Но разве консолидация общества против врага не сохраняет психическое здоровье людей?

- Чувство единения со страной дает опьяняющую эйфорию, но на очень короткий промежуток времени. Это все равно что яркая влюбленность, свадьба. Мозг не особо понимает разницу в потрясениях - для него всплеск сверхрадости, счастья и стресса от смерти родственника очень схож. И то и другое перенапряжение. И скоро начнут люди задумываться о чем-то другом - о том, что они со своими родственниками где-то поругались, а что теперь делать вообще…

- Тут еще другая беда - русский человек недолюбливает психологов и панически боится психиатров. Его любимый психоаналитик - бутылка.

- Да, алкоголь проще всего. Выпил, все забыл, расслабился. Но завтра, чтоб забыть, потребуется еще одна бутылка, послезавтра - еще одна. А потом он умрет от цирроза печени. А если бы он обратился к психотерапевту и получил, например, психотерапию или антидепрессанты, то с ним было бы все нормально и через четыре недели он бы имел уже нормальную психику. Без всякого алкоголя.

СПРАВКА «КП»

Артем ГИЛЕВ - заведующий отделением интенсивного оказания психиатрической помощи, врач-психиатр филиала «Психоневрологический диспансер № 13» Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н. А. Алексеева.