Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество17 апреля 2022 22:00

Испуганный олененок на латвийском ТВ, "Нанотехнолог за Дунаем", "Прощание славянки" и "Мазурка Домбровского", хор шведских балалаечников, презервативы и луковицы

Личный взгляд публициста Максима Соколова на события недели
Чулпан Хаматова столкнулась со строгим допросом на латвийском ТВ. Фото: стоп-кадр видео

Чулпан Хаматова столкнулась со строгим допросом на латвийском ТВ. Фото: стоп-кадр видео

Выбрав свободу, т. е. бежав из тоталитарной России в демократические страны, видные мастера культуры к немалому своему удивлению обнаружили, что здесь вам не тут. Если при тоталитаризме дозволялись немалые вольности, то при боевой демократии не забалуешь. Это испытала на себе артистка Ч. Н. Хаматова отъехавшая в Латвию и столкнувшаяся с тем, что на местном ТВ ее подвергли строгому допросу -- возникало ли желание отказаться от звания народной артистки РФ, выданное ей Кремлем в 2012 г., а если не возникало, то почему.

Артистка жалобно отвечала напористому ТВ-следователю: "Я, честно говоря, к этому никогда серьезно не относилась. Ну, то есть, это какая-то бредятина, какой-то советский такой… Ну, если они отнимут, я его отдам. Как бы… оно… я даже не знаю, где оно, что оно дает". Растерянность могла быть связана с тем, что удар пришел с неожиданной стороны. В 1927 г. В. В. Маяковский писал про народного артиста Ф. И. Шаляпина, пребывавшего во Франции:

"А тех, кто под ноги атакующим бросится,

с дороги уберет рабочий пинок.

С барина с белого сорвите, наркомпросцы,

народного артиста красный венок!".

Когда бы какой-то усердный не по разуму патриот написал нечто подобное про Хаматову, это хотя бы укладывалось в традицию. Однако, патриоты безмолвствовали, а с народной артисткой случилось, как в фольклоре, герой которого имел обыкновение по утрам вычищать холодную золу из камина, используя для этого домашнего питомца и приговаривая: "Привыкай, кот!". Но использовать для такой задачи даже не кота, а испуганного олененка – это уже совсем жестоко.

Трудно сказать, можно ли сравнивать и А. Б. Чубайса с ранимым олененком. Прежде он был человеком не испуганным, но скорее демоническим. Однако, страшный взор циклопа Полифема пал и на него. Бывший военный промышленник, а с 2020 г. глава Роснано С. А. Куликов, заменивший на этом посту А. Б. Чубайса, возглавлявшего корпорацию с 2010 г., вдруг обнаружил в нанотехнологической бухгалтерии большие злоупотребления, приведшие к фактическому банкротству и обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность бывшего нанотехнолога.

Такие сюрпризы бывали и прежде. В 1810 г. генерал Савари, герцог Ровиго, сменивший доселе непотопляемого Жозефа Фуше, герцога Отрантского на посту министра полиции, обнаружил, что министерство ограблено. Не в том смысле, что Фуше спер средства, выделенные на оперативную деятельность, но в смысле даже худшем. Все списки важных осведомителей, включая членов высшего света, исчезли, остались лишь имена мелких воришек и проституток. Савари воззвал к великому императору, но что с воза упало, то уже и пропало, а герцог Отрантский временно бежал из Франции – правда, не в Константинополь, а в другие страны. Впрочем, и теперь, поскольку в духе украинской комической оперы "Нанотехнолог за Дунаем", А. Б. Чубайс может спеть: "Теперь я турок, не козак", скорее всего получится так, что долг на двери, а получка в Твери.

Но если исчезновение нанотехнолога и климатолога было потаенным – Анатолий Борисович неожиданно скрылся, и никто того сразу не приметил, -- то отъезд персонала польского консульства из Калининграда был организован с пышной торжественностью. До самой польской границы, т. е. все 46 км пути панов сопровождал почетный караул, дудевший в дуды (очевидно, чтобы оказать честь польскому президенту Дуде) и игравший марш "Прощание славянки" – как обращение к Речи Посполитой:

"Высоко ты главу поднимала,

Словно солнце, твой лик воссиял".

Но, впрочем, и с просьбой более никогда не возвращаться.

Музыкальный церемониал может быть использован и при предстоящем отъезде польского посольства из Москвы. Хор и оркестр сыграют "Мазурку Домбровского" –

"Marsz, marsz, D browski,

Z ziemi rosyjskiej do Polski".

Что уважительно и в то же время выражает главный смысл – "Марш, марш отсюда!".

Не столь складно получилось с хором балалаечников из шведского г. Упсала. Концерт в поддержку Украины шведской группы Sоdra bergens balalaikor, играющей на русских народных инструментах, был отменен из-за балалаек, сообщил телеканал SVT Nyheter.

Мероприятие должно было пройти на выходных. Неравнодушные шведы отмечали, что балалайка – это символ России, а играть за Украину на балалайке – святотатство.

Они скорее всего имели в виду давнюю песню патриотической певицы В. Ю. Цыгановой "Балалайка-зараза", но явно игнорировали популярную ашкеназскую песню на идиш, известную в исполнении американских сестер Бэрри --

"Тум балалайкэ, шпил балалайкэ,

Шпил балалайкэ, фрэйлех зол зайн!",

что вряд ли может считаться символом российского империализма.

Но культуркампф против балалаек не исчерпывает, конечно, европейские мероприятия по противодействию российской агрессии. Британская компания Reckitt Benckiser еще недавно сообщала: "Durex за по-настоящему хороший секс. Каждый должен наслаждаться безопасной сексуальной жизнью и открыто говорить о своих желаниях с партнером. Более 90 лет мы создаем продукты для улучшения ваших ощущений в сексе". Теперь это в прошлом: британцы со своими презервативами покидают Россию. Но это еще можно понять. Русская частушка сообщает:

"На горе стоит машина,

Та машина без колес –

На кондомы всю резину

Растащила молодежь" –

и запретом на поставку презервативов британцы желали подорвать мощь автомобильных войск РФ.

Но какую стратегическую цель преследует всеевропейский запрет на поставки в РФ луковиц тюльпанов, нарциссов, гиацинтов etc. понять уже совершенно невозможно. Кроме бескорыстного желания нагадить русским иного смысла здесь не усматривается.