Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+31°
Boom metrics
Общество18 апреля 2022 15:00

Статистика: 52 процента учеников и 70 процентов учителей сталкивались с травлей в школе. Что делать родителю

Педагоги, психологи, правозащитники поделились способами, как обезопасить ребенка от буллинга
Почему дети так жестоки? Это вовсе не риторический вопрос

Почему дети так жестоки? Это вовсе не риторический вопрос

Фото: Shutterstock

Цифры статистики бьют наотмашь: по официальным данным, свыше половины школьников сталкивались с буллингом (травлей). Причем 15% никому об этом не рассказывают. Более того, от травли страдают не только дети: 70 процентов учителей хотя бы раз становились ее жертвами. А ведь буллинг калечит не только тех, кто стал его объектом, но и тех, кто оказался свидетелем насилия над одноклассниками или педагогом.

Чтобы обсудить проблему, понять пути выхода из нее, на «Инфофорум» от образовательной платформы «Инфоурок» собрались более 20 экспертов, работающих с детьми. О своем опыте рассказали психолог Людмила Петрановская; доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики Шалва Амонашвили; доктор биологических наук, член Российской академии образования, автор более 350 научных трудов Марьяна Безруких; доктор педагогических наук и современный педагог Диму Зицер; директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре; социальный психолог, директор благотворительного фонда по работе с трудным поведением детей «Шалаш» Лилия Брайнис - и другие педагоги, психологи и правозащитники.

Почему дети так жестоки? Это вовсе не риторический вопрос.

- Важно, что говорит взрослый и что говорит среда, — считает Людмила Петрановская. — Если в группе принято насилие, то дети принимают это. Тот же самый ребенок (агрессор — прим. Ред.) в других обстоятельствах, в другой группе с другими правилами, вел бы себя совершенно иначе.

Подобной точки зрения придерживается и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург. Он признается, что иногда ему приходится исключать из своей школы учеников, которые преследовали других детей. Понятно, что агрессор тут же поступает в другую, соседнюю школу. Но в другом коллективе все может сложиться иначе, там новичку придется зарабатывать авторитет с чистого листа.

В общем смысле, противостояние буллингу – это вопрос отстаивания личных границ. Если ребенок умеет говорить «нет», не вовлекаться в то, что ему не нравится/неприятно, это неплохая прививка против вовлечения его в ситуацию травли. Однако если он уже стал объектом буллинга, собственных сил для урегулирования ситуации ему будет недостаточно. Здесь должны подключаться взрослые: родители, педагоги, администрация школы. Если надо – правоохранительные органы.

К сожалению, взрослые не всегда оказываются достаточно компетентны, чтобы помочь доверившемуся ребенку: «Что ты мне ябедничаешь, разбирайся сам!», «В другой раз не мямли, дай сдачи!», «Ну подумаешь, обзываются – ты им тоже что-нибудь обидное скажи». Услышав эти фразы, школьник понимает – надеяться на помощь было зря, весь мир против него. Хотя родители, может, и хотят помочь, но им ошибочно кажется, что снизить градус жалоб – это уже уменьшить остроту проблемы. Корни этого заблуждения понятны – на родителей не учат, каждый из нас судит исходя из своего опыта и знаний.

Однако и педагоги нередко теряются перед фактами открытой агрессии в классе. Евгений Ямбург объясняет с сожалением:

- Квалификация педагогов часто не позволяет решать проблемы (буллинга в школе – прим. Ред.). Мне однажды пришлось защищать учительницу в городе Х., которая совершила преступление: заклеила скотчем рот первоклашке. Это, разумеется, недопустимо. Ее не посадили, но профессию она потеряла. А ее просто никто не учил, как надо работать с такими детьми, которые ни минуты не могут усидеть на месте.

В завершение форума создатель платформы-организатора «Инфоурок» Игорь Жаборовский подвел итоги. Он отметил, что буллинг возникает вследствие ошибок, которые допускают взрослые — педагоги, родители. И исправлять эти ошибки необходимо именно взрослым в первую очередь.

По мнению Игоря Жаборовского, «родители не должны замалчивать проблему буллинга, если им стало о ней известно. Важно понимать, что буллинг — это преступление. И в УК РФ есть целый набор статей, которые применимы к разным случаям буллинга (ст. 111, ст. 167 ч.2, чт. 212, ст. 214, ст. 116 и др. — прим.)». Что же делать конкретно? Занимать активную позицию, «идти законным путем и решать проблему или менять школу и искать ее более осознанно: общаться с педагогами, родителями, смотреть, что происходит на переменах и после уроков. Варианта оставлять ребенка один на один разбираться со своими проблемами — нет».

О том, каким правилам безопасности нужно научить детей, как именно помочь школьникам и педагогам – расскажем в одной из наших следующих публикаций.