Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество3 мая 2022 22:00

Геннадий Сухих, академик РАН: Когда я держу на руках выхоженного у нас малыша, у меня сердце замирает

4 мая исполняется 75 лет известному во всем мире учёному - гендиректору Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова
Академику РАН Геннадию Сухих исполняется 75 лет.

Академику РАН Геннадию Сухих исполняется 75 лет.

Фото: Личный архив

- ...Геннадий Тихонович, я вчера почитал наше с вами предыдущее большое интервью (см. внизу сразу за этой публикацией), и пришел к выводу, что там чуть ли не в половине всего текста вы перечисляете своих сотрудников и мало говорите о себе. Это что, такая специальная тактика по отношению к журналистам?

- Нет, Александр, это - просто понимание, что рядом с тобой - твои коллеги, и, может быть, это замечательный подарок судьбы, что она посылает тебе талантливых, образованных, очень достойных, перспективных людей. И - еще она, судьба, подает какие-то знаки, мол, не отпускай этого человека, пусть он будет рядом, пусть он будет в команде.

И мне становится как-то безумно досадно, когда я вижу, что люди иногда проявляют ревность к молодежи, к молодости как к явлению. Или - не терпят людей, которые талантливее их, ярче в чем-то.

Жалко, конечно, что у части людей нет этого чувства, понимания, каким образом должен строиться коллектив.

А то, что в ваших интервью со мной много фамилий... Так получается, это я не специально.

Фото: пресс-служба ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова»

Фото: пресс-служба ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова»

- Да. 15 марта исполнилось 15 лет, как я здесь.- Вы с 2007 года руководите этим коллективом?

Совершенно забыл об этом маленьком юбилее. Думаю, почему так тихо сидит зал, в коридоре никого не нашел. 300 человек встали, стали аплодировать. Не ожидал…

- Ну, это же - неспроста. Вам же есть что вспомнить.

- Мы помним все то, что было в юности, в детстве. Помним, как не спеша шло время, как медленно мы взрослели. А потом началась какая-то буря, которая перелистала страницы, может быть, интересного, а может быть, скучного романа.

- Нет, все-таки - интересного. Если говорить о вашей книге жизни.

- Наверное, интересного.

- Утверждают, что вы 18 докторов подготовили и 70 кандидатов наук.

- Александр, было бы намного больше. Я 15 лет, как не берусь, отказываюсь от руководства научными работами моих коллег, кто просит. По очень простой причине. Все это время я был (совсем до недавнего времени), членом президиума ВАК (ВАК - Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ - центральный орган в области присуждения учёных степеней и присвоения ученых званий в Российской Федерации и обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.- А.Г.).

А когда ты руководитель работы, то может возникнуть впечатление, что ты пристрастен. Поэтому, чтобы не утяжелять судьбу соискателя, я говорю: «Ребята, мы лучше напечатаем хорошее количество статей в замечательных англоязычных журналах».

- Я узнал, что вообще вы почти 1000 своих научных работ подготовили и опубликовали. Как успели?

- Очень просто.

Ну, во-первых, много было сделано, когда работал над собственной докторской диссертацией, когда создавал лабораторию, очень крупную, как институт.

А потом - вот за эти 15 лет, у нас 26 новых лабораторий родилось, и часть из них (наверное, 20) – совершенно новаторские.

- Именно здесь, в вашем центре?

- Конечно. Это же единственный такого рода национальный центр в стране.

Повезло, может быть, больше всего с тем, что здесь у нас - потрясающее количество талантливых людей, которые возглавляют очень новые лаборатории. Я пытался вам перечислять их, но вы же не запомните.

- А я запишу.

- Например, лаборатория митохондриальной медицины, редактирование генома, лаборатория протеомики...

Вот недавно мы открыли институт трансляционной медицины.

- А это как понять?

- Понимаешь, каждое новейшее достижение науки уже завтра утром, образно говоря, должно быть в клинике. То есть, время от изобретения до его внедрения

надо сделать максимально коротким.

А вообще, в нашем научном национальном центре создается очень много достойных работ. Даже сейчас, когда против России ввели ограничения, совершенно, конечно, алогичные… Не принимают какие-то статьи, отказываются печатать. Но! Даже сейчас очень многие работы в течение последних двух месяцев все-таки были приняты и опубликованы.

Я очень этому рад. Потому что, это, в том числе, означает, что мы делаем достойного уровня науку. Вот так и надо работать, и тогда меньше будут санкции на нас влиять. Наука ведь очень интернациональна.

- Я видел несколько фотографий: вы малышей держите на руках. Там совсем необычный доктор Сухих, другие глаза, такое ощущение, что и руки другие.

- Естественно, ведь это момент ощущения причастности к великому, к началу и сопровождению новой жизни. Что может быть более удивительным? Когда берешь на руки это чудо - новорожденного, у тебя всегда эмоции такой глубины, окраски, такое ощущение плотности атмосферы! Ощущение чуда. И оно усиливается с возрастом.

И ты часто думаешь: Боже мой, а какова судьба этой новой жизни? Кого я держу сейчас на руках? Может быть, это будущий доктор, художник, поэт, или, может, спортсмен. А может, замечательный рабочий, и он обязательно что-нибудь полезное сделает. Главное, будет достойный гражданин своей страны. Этого более чем достаточно. Лишь бы судьба его была протяженной и наполненной смыслом.

Фото: пресс-служба ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова»

Фото: пресс-служба ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова»

- А сколько малышей прошло через ваши руки?

- В 2007 году, когда я возглавил центр, мы принимали 2 тысячи новорожденных. 10 последних лет, наверное, по 6 тысяч . А два последних года – по 9 тысяч с лишним малышей появлялись на свет в нашем перинатальном центре. Посчитаем – где-то тысяч 80 за это время было рождено.

- Фантастика!

- Это я считаю только тех, которые у нас родились. А сколько привозят на хирургию, терапевтическое лечение, сколько малышей наблюдаются в научно-поликлиническом детском отделении.

- В центр, как правило, поступают роженицы с проблемами?

- Да. В основном наши маленькие пациенты - с пороками развития, требующие хирургии, дети маловесные, со сложными заболеваниями, детки, которые могли погибнуть во время родоразрешения. Их мамы - с врастанием плаценты и так далее. Поэтому, я думаю, вас надо обязательно пригласить на очередное (если доживем) 17 ноября. Потому что это Международный день недоношенных детей.

Вот где эмоции, когда ты видишь, бегают там: Юля (родилась с весом в 494 грамма), Катя (620), Андрей (580). И ты знаешь, что они были в наших стенах 3, 4 месяца, сколько было борьбы за них, чтобы они выросли без больших осложнений.

Когда я держу на руках такого выхоженного у нас малыша, у меня сердце замирает.

- А они приходят уже подросшими?

- Да, их приводят родители спустя год, два, три. И эти бывшие крохи танцуют, поют песни, читают стихи, ждут подарков, виснут у тебя на шее. Что вы, это безумно эмоционально!

- А вы сами родились в Оренбурге? Мы же с вами – земляки.

- Да, я родился около Центрального рынка, на улице 8 Марта. Там стоит самый старый родильный дом. Он из красного кирпича, такой – революционный.

- А у меня там сын Илья родился. На первый день рождения мы подарили ему огромный пластмассовый паровоз! А вы помните свой самый первый подарок?

- Да, скромные были игрушки. Помню это, наверное, с трёх с половиной лет. Кажется, «водил» какую-то машинку, такая деревянная была, какой-то пистолет. Это - 50-е годы. Была другая страна, все по-другому. Сейчас ведь не понять все эти вещи.

- Знаете, а я в Оренбурге жил рядом с мединститутом, в котором вы учились.

- И любим мы с вами этот город, и вспоминаем. Это моя молодость, юность. Я очень многим обязан этому городу. Мне часто говорят: «Геннадий Тихонович, вы закончили какой мед - Первый или Второй? Имеют в виду – московские». А я отвечаю: «Нет! Я закончил замечательный Оренбургский медицинский институт, и меня учили великие люди». Потом называю фамилии, кому я всем обязан.

- Геннадий Тихонович, извините, что «достаю» вас своими расспросами в ваш законный выходной день. А потому что знаю, что в будни у вас бы невозможно было выхватить столько времени…

- Скорее всего.

Фото: пресс-служба ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова»

Фото: пресс-служба ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова»

- А еще, Геннадий Тихонович, я должен ещё раз поблагодарить вас за своих коллег, которых вы, в буквальном смысле, спасли во время пандемии коронавируса. Тогда одно из отделений вашего центра было перепрофилированию для борьбы с ковидом. (см. видео.) И людям просто очень сильно везло, если они оказывались у вас.

- Да нормально это...

- И я счастлив, что у меня есть такой земляк…

- Спасибо за такие слова. Очень рад, что у нас с вами такая мощная связь, как Оренбург, родильный дом, и вообще, общее понимание жизни. Думаю, это самое главное.

- Не смею вас больше задерживать. Спасибо вам огромное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Геннадий Сухих, академик РАН: Эпидемия коронавируса идет на спад. Мы реально ощущаем улучшение обстановки

Известный во всем мире учёный дал откровенное интервью нашему обозревателю Александру Гамову (подробнее)