Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Наука5 мая 2022 9:55

Для чего в утерянном шедевре да Винчи был спрятан атлас мозга

Хирург из Грузии выдвинул новую гипотезу прочтения фрески, которая задумывалась, как главная работа в жизни Леонардо. Но он вошел в историю, как автор Моны Лизы”
Хирург из Грузии выдвинул новую гипотезу прочтения фрески, которая задумывалась, как главная работа в жизни Леонардо.

Хирург из Грузии выдвинул новую гипотезу прочтения фрески, которая задумывалась, как главная работа в жизни Леонардо.

Свой земной путь Леонардо да Винчи завершил пять веков назад, великий итальянец переселился в мир иной в 2 мая 1519 года. Однако до сих пор далеко не все тайны его творчества разгаданы учеными. Недавно в рецензируемом академическом журнале The Neuroscientist была опубликована статья специалиста по сосудистой хирургии Кавказского медицинского центра Григола Кашелавы, где автор утверждает, что обнаружил в картине “Битва при Ангиаре” спрятанное анатомическое изображение элементов человеческого мозга. Таким образом, картина на самом деле представляет собой микст произведения искусства и анатомического атласа.

Леонардо любил баловаться скрытыми изображениями в своих картинах. Например, в одном из зрачков знаменитой Моны Лизы он разместил свои инициалы L и V. А во фреске “Тайная вечеря” специалисты обнаружили зашифрованную музыкальную композицию в жанре реквиума: в роли нотного стана выступал трапезный стол, а в качестве нот использовались расположенные на столе хлеба и руки Иисуса и апостолов.

Состязание с Микеланджело

Что касается “Битвы при Ангиаре”, то она и до этого среди шедевров Леонардо стояла особняком. Во-первых, картина (фреска, если быть точным), считается утраченной, но хорошо известна нам благодаря копиям. Самой точной и достоверной считается копия, сделанная другим гениальным художником Питером Паулем Рубенсом (рисунок выставлен в Лувре). Во-вторых, “Битвы при Ангиаре” должна была стать самой масштабной работой да Винчи: ее размеры (6,6 на 17,4 метра) в три раза превышали “Тайную вечерю”. В-третьих, роспись зала Большого совета Палаццо Веккьо (дворец XIV века во Флоренции) стала единственным проектом, где великий Леонардо соревновался с не менее великим Микеланджело. Последний выбрал для своей фрески (на противоположной стене от Леонардо) другой сюжет из итальянских войн, в результате которых во Флоренции была восстановлена республика (да Винчи и Микеланджело были флорентийцами).

Леонардо же вдохновился эпизодом битвы при Ангиаре, где бойцы сошлись в схватке за знамя. Четыре кавалериста, с перекошеными от злобы лицами, а также их лошади застыли в яростной и динамичной сцене. Однако по мнению Григола Кашелавы, каша, в которой смешались кони и люди, была заварена не просто так.

- Когда я анализировал наброски, которые да Винчи делал, готовясь расписывать эту фреску, на одном из рисунков я обнаружил контур, удивительно напоминающий форму мозга, - говорит доктор Кашелава. - В этот момент мне пришла в голову мысль: похоже Леонардо пытался определить, как изображение мозга может быть вписано в сцену битвы.

Свой земной путь Леонардо да Винчи завершил пять веков назад, великий итальянец переселился в мир иной в 2 мая 1519 года.

Свой земной путь Леонардо да Винчи завершил пять веков назад, великий итальянец переселился в мир иной в 2 мая 1519 года.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Тренировался на висельниках

Да Винчи обладал глубокими знаниями человеческой анатомии, вспомните хотя бы знаменитого “Витрувианского человека”, который дает представление о правильный пропорциях тела. Но мог ли Леонардо в мельчайших деталях знать, как устроен человеческий мозг? Доктор Кашелава принялся изучать все, что известно о связях да Винчи с медициной, и обнаружил рисунки Леонардо, где он с удивительной точностью изображает анатомические области мозга с разных проекций. Есть данные, что художник в 1489 купил первый человеческий череп, а в период до 1513 года препарировал около 30 трупов повешенных преступников (тела обычный умерших вскрывать в медицинских целях было запрещено). Это много, учитывая, что еще спустя сто лет в XVII веке врачи и анатомы жаловались на дефицит висельников. Известно, что Леонардо сотрудничал с анатомом Маркантонио делла Торре в 1510-1511 годах и проводил эксперименты, изучая как мозг обрабатывает обонятельные и зрительные сигналы. Художник описывал у людей и некоторых амфибий даже шишковидное тело - крошечную структуру мозга, которая вырабатывает гормоны серотонин и мелатонин, регулирующие цикл сна и бодрствования.

- Поскольку отдельные детали рисунка “Битвы при Ангиаре” соответствовали анатомическим элементам человеческого мозга, мы решили с помощью графического редактора провести реконструкцию и проверить, можно ли из этих деталей собрать весь “пазл”, - говорит доктор Кашелава. - Путем перемещения 23 деталей рисунка мы получили точное описание анатомических элементов мозга в боковой проекции.

Возникает вопрос зачем великий флорентиец сделал это рисунок в рисунке? Автор исследования считает, что Леонардо, возможно, хотел противопоставить животную сущность человека (она была написана на искаженных от злобы лицах озверевших людей) и его разумное начало (мораль и сознание), которое рождается в глубинах мозга.

Чтобы вернуть утраченный шедевр надо совершить варварство

Если догадка доктора верна, то замысел картины был действительно грандиозным, но судьбе было угодно, чтобы в историю Леонардо вошел прежде всего, как автор загадочно улыбающейся “Моны Лизы”. Дело в том, что во время росписи “Битвы при Ангиаре” художник неудачно экспериментировал с красками и еще в процессе работы детали фрески стали терять цвет. Леонардо начал менять состав, но никак не мог найти подходящий вариант для дворцовой штукатурки. В итоге в 1506 году да Винчи уехал в Милан так и не завершив работу до конца. Спустя примерно 50 лет семейство Медичи решило реконструировать зал и заказало живописцу Джорджо Вазари батальную картину, которую он должен был написать поверх “Битвы при Ангиаре” Леонардо. Теперь на этом месте уже пять веков красуется «Битва при Марчиано”. Но некоторые ученые считают, что шедевр да Винчи не утерян окончательно.

Вазари был фанатом творчества флорентийского гения и не стал бы уничтожать фреску, которую считал шедевром. Скорее всего он проделал трюк, который уже исполнял, когда заказчики требовали от него рисовать поверх фресок великих Джотто и Мазаччо. Вазари закрывал творения старых мастеров фальш-панелью и уже на новой стене писал свои произведения.

Акустические исследования, которые проводились уже в наши дни, показали, что за стеной с фреской Вазари находится пустое пространство, толщина воздушной подушки всего 1-3 сантиметра. В 2012 году ученые просверлили 6 отверстий и с помощью зондов взяли пробы с потайной стены. Были обнаружены образцы черной и бежевой краски, а также красный лак. Состав черной краски оказался идентичным краске, которую да Винчи использовал при создании “Моны Лизы”.

Однако, что делать дальше ученые еще не решили. Ведь добраться до спрятанного изображения можно только ценой разрушения фрески Вазари, которая тоже представляет собой немалую художественную и историческую ценность. Тем не менее, шансы обрести утраченный шедевр да Винчи еще остаются. И только в этом случае, можно будет убедиться, насколько обоснована гипотеза “рисунка в рисунке”, которую выдвигает Григол Кашелава.

Возникает вопрос зачем великий флорентиец сделал это рисунок в рисунке? Фото: Keshelava / The Neuroscientist

Возникает вопрос зачем великий флорентиец сделал это рисунок в рисунке? Фото: Keshelava / The Neuroscientist

Как на фреске в батальную сцену вписаны анатомические элементы мозга (в разрезе)

1. Малая позвоночная артерия

2-3. Первый шейный позвонок

4. Височная доля мозга.

5. Гипофиз

6. Перекрест зрительных нервов

7. Правая глазная артерия

8. Правый зрительный нерв

9. Глазное яблоко

10. Правая лобная доля

11. Обонятельная луковица

12. Правый обонятельный тракт

13. Базилярная артерия

14. Верхняя мозжечковая артерия

15. Правая теменная доля

16 Шишковидное тело

17. Свод мозга

18. Средний мозг

19. Правая затылочная доля

20. Мозжечок

21. Четвертый желудочек

22. Варолиев мост

23. Продолговатый мозг

24. Срединная апертура

25. Клочково-узелковая доля мозжечка

26. Спинной мозг