Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-6°
Boom metrics
Общество17 мая 2022 13:50

Авторынок и поиск точек роста: какие автомобили сейчас покупать безопаснее и надежнее

Сложившаяся весной текущего года ситуация на рынке легкого коммерческого автотранспорта – это новая реальность

И она отнюдь не заставляет отказываться от пополнения парка техники, только чаша весов в выборе автомобилей склоняется теперь явно в пользу отечественных. Рассказываем – почему.

Ситуация «на сегодня»

Одной из главных особенностей текущего состояния в экономике является нарушение логистических цепочек поставок товаров, комплектующих, оборудования и сырья из-за рубежа. Целый ряд иностранных автопроизводителей и импортеров коммерческого автотранспорта по этой причине объявил о приостановке деятельности уже в самом начале весны.

По данным аналитического агентства «Автостат», производство автомобильной техники в марте упало на 57%. Производство легковых автомобилей снизилось на 64%, легких коммерческих автомобилей – на 31%, грузовиков – на 21%. По данным Росстата, в марте предприятия на территории России произвели 41 тысячу автомобилей. Это на 72,1% меньше, чем годом ранее.

В течение апреля и в начале мая приостановки одних сборочных предприятий по производству иномарок дополнились продолжительными корпоративными отпусками других. По сути, иностранный автопром на территории нашей страны поставлен на паузу.

Спрос сохраняется

Нарушение логистических цепочек связано не только с прекращением функционирования некоторых направлений, но и с ограничениями работы целых видов транспорта. В частности, морского и авиационного сообщения. Кстати, у этой «медали» есть обратная сторона – необходимость поддерживать поставки вызывает потребность в дополнительном развитии автомобильных перевозок. Это раз.

Второе: автопарк предпринимателей и транспортных компаний требует не только пополнения, но и постоянного планомерного обновления.

Надежды на то, что к концу весны или к началу осени ситуация с производством выправится – это как гадание на кофейной гуще, всерьез прогнозировать ситуацию сейчас не возьмется ни один эксперт. Сейчас мы видим первые примеры анонсирования продолжительной остановки и даже перемены собственника предприятий иностранных производителей. А вот оценить складские запасы можно – их хватит, по словам представителей дилеров, максимум на 2–5 месяцев.

На фоне сохранения потребности экономики в коммерческих автомобилях мы наблюдаем неспособность иностранных автопроизводителей и импортеров обеспечить поставки новых машин, комплектующих для их производства, запчастей к ним для своевременного ремонта и сервиса.

Иномарки и сервис

Приостановка поставок привела к тому, что уже сейчас до 70% автосервисов испытывает проблемы с запчастями. Самые большие трудности – с деталями для двигателей, свечами, фильтрами, датчиками, тормозными системами, даже моторными маслами! Параллельный импорт пока не позволяет восполнять запасы в полной мере.

В условиях отсутствия запчастей и материалов и увеличения срока поставок из-за границы сервис-центры производителей иномарок уже не могут гарантировать быстрый ремонт. Продолжительность простоя автопарка увеличивается, что неизбежно снижает рентабельность бизнеса. Это потребует наращивания количества единиц техники или снижения эффективности ее использования. Потому что машина должна работать. Ее использование нужно планировать, в том числе планировать ее обслуживание и ремонты, и эти планы не должны срываться.

Первой реакцией производителей и импортеров иностранных автомобилей на перебои в поставках стало значительное повышение отпускной цены, чтобы сохранить складские остатки и компенсировать изменение курсов валют. Цен на запчасти это тоже коснулось в полной мере, соответственно, подорожали ремонт и техобслуживание. Теперь за проведение простого регулярного ТО владельцу нужно заплатить не менее 30 тыс. рублей. Рост цен на наиболее востребованные запчасти – фары, бамперы, тормозные колодки и диски, амортизаторы – только в марте по отношению к данным февраля составил 60–70%.

На «откат» уровня курсов валют цены почти не отреагировали. Более того, этот рост, по мнению экспертов, в течение полугода достигнет 90%, значит, цена ремонта и обслуживания продолжит расти. И в этом есть еще один скрытый, но немаловажный негативный фактор для автосервисов, которые работают на патентной системе налогообложения. Пользоваться ей можно, пока оборот не превышает 60 млн рублей в год. С подорожанием запчастей сложнее вписаться в такие ограничения по обороту. Уже в 2023 году многим автосервисам придется переходить на менее выгодные системы налогообложения и резко увеличивать налоговую нагрузку на свой бизнес. И это на фоне общего усложнения в поставках запчастей.

Фото: Shutterstock

Все издержки сервисы будут пытаться переложить на клиентов, соответственно, неизбежен рост стоимости владения иностранным автомобилем примерно вдвое – даже при сохранении цен на топливо.

Здесь важной составляющей является падение остаточной стоимости подержанного автомобиля иностранного производства. Из-за сложностей с запчастями и неминуемо увеличившимися периодами простоя она изменяется в такой зависимости: чем старше иностранный автомобиль, тем быстрее падает его остаточная стоимость.

В обычной ситуации могло бы спасти обновление парка, но про ограничение возможности купить новую иномарку мы уже написали. Машины в наличии все еще можно найти, но цены кусаются. Новую иномарку класса ГАЗели дешевле 4,5–5 млн рублей у дилеров не купить. Выход остается один: обратить внимание на отечественные машины.

А они есть?

В том-то и дело, что у отечественных производителей в последние годы был создан широкий модельный ряд техники, адаптированный специально под потребности нашего рынка. Потому что модели появлялись исходя из реальных запросов наших предпринимателей и наших же условий эксплуатации. Недорогая и неприхотливая ГАЗель, многофункциональная и ремонтопригодная, на первых этапах становления частного бизнеса отлично справилась с задачей представления универсального бюджетного автомобиля бизнесу. На нынешней стадии его развития на смену пришло полностью новое семейство нижегородских автомобилей самого широкого спектра применения, включающее фургоны, грузовые и грузопассажирские версии, бортовые автомобили, автобусы.

Иностранные производители время от времени пропадают с российского рынка, в то время как «домашние» присутствуют на нем всегда. Потому, пройдя все кризисные периоды 1998, 2008, 2015 и 2020 годов, наши получили мощную вакцину от экономических неурядиц.

Все проблемные моменты этой весны применительно к отечественным машинам не выглядят столь устрашающе: машины есть в наличии, цены – достаточно адекватные, запчасти поставляются в сервисную сеть без перебоев.

Рука помощи

В условиях столь многочисленных кризисных явлений представители малого и среднего бизнеса особенно нуждаются в поддержке. На данный момент новые меры со стороны государства анонсированы не были, поэтому автопроизводители сами ищут способы поддержать клиентов финансовыми предложениями и сервисными программами. Например, ГАЗ запустил ряд программ и акций поддержки малого и среднего бизнеса: прямые скидки, льготные программы лизинга, в т.ч. с возможностью отсрочки платежей и рассрочки, выгодный трейд-ин, кредитные программы с минимальным первоначальным взносом и ежемесячными платежами. УАЗ и АВТОВАЗ также предлагают скидки по трейд-ин и сервисы долгосрочной аренды для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но их модельные линейки, которые могут использоваться для коммерческих целей, достаточно ограниченны.

Что имеем в сухом остатке: бизнес продолжит, подобно воде горного ручья, искать себе пути выхода из любой ситуации. Потребность в автоперевозках будет расти, и возможности пополнять парк новой техники не иссякнут. Те клиенты, кто планировал покупку иномарки в 2022 году и закладывал стоимость единицы техники на уровне 2,8–3,3 млн рублей, сейчас смогут в рамках этого лимита приобрести новый отечественный автомобиль высокого качества и с гарантией своевременного обслуживания. Приобретая новый российский автомобиль сейчас, клиент имеет прогнозируемый уровень затрат на обслуживание, а также полную уверенность в возможности фирменной сервисной поддержки и в сохранении высокой остаточной стоимости.