Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество18 мая 2022 5:00

Михаил Дубин: Маркировка обелила рынки табака, обуви и лекарств в России

Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы цифровой маркировки Честный знак – рассказал об успешной борьбе с дефицитом лекарств в пандемию
Михаил Дубин, председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы цифровой маркировки Честный знак

Михаил Дубин, председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы цифровой маркировки Честный знак

По мнению Михаила Дубина маркировка обладает огромным потенциалом для снижения торговых барьеров в ЕАЭС и приносит дополнительные акцизы в бюджет. Интервью записано на полях международной промышленной выставки «Иннопром 2022. Центральная Азия».

- Михаил Андреевич, цифровая маркировка внедряется в нашей стране уже несколько лет. У нее есть и сторонники, и противники. Расскажите, пожалуйста, каковы наиболее яркие примеры эффекта внедрения маркировки?

- Маркировка – это эффективный инструмент обеления и контроля отраслей, анализа и контроля за ценами на все виды маркируемой продукции. Наиболее ярко эффект наблюдается, в первую очередь, в тех отраслях, которые запущены раньше и там, где уже прошли все этапы внедрения.

Опять же, ради удобства бизнеса, введение маркировки всегда происходит поэтапно, чтобы все затраты были распределены во времени и не возникало рыночных шоков в процессе старта. В итоге за счет обеления, фактически, происходит рост легального рынка. И, как следствие, – рост собираемости акцизов. К примеру, в табачной отрасли нелегальный оборот много лет удваивался от года к году. За первый год внедрения маркировки эта доля сократилась почти в полтора раза. В первой половине прошлого года удалось дополнительно собрать 30 миллиардов рублей акцизов в бюджет страны.

А ведь вначале никто не верил, что рынок и обелится, и увеличится настолько зримо. Со стороны крупных табачных компаний звучали сомнения: мол, откуда нелегальные обороты, если мы занимаем почти весь рынок? Как видите, реальный рынок оказался гораздо больше, чем могли себе представить и утверждали на первых порах лидеры этой отрасли. Кстати, похожая история происходит сейчас, например, и в Узбекистане.

- В Узбекистане тоже действует система маркировки?

- Да, в Узбекистане маркировку развивает предприятие CRPT TOURON. Стартовали с акцизных товаров, чуть более года назад была запущена маркировка сигарет, алкоголя, пива. При этом рост «белого рынка» налицо: на 12% вырос за первый же год легальный рынок сигарет, например. С 15 апреля в Узбекистане запущена маркировка бытовой техники. С 1 сентября стартуют лекарства. И позднее запланирован старт маркировки воды и еще ряда локальных специфических товарных позиций, например, обсуждается маркировка газово-баллонного оборудования, ковров.

- Вернёмся в Россию. В каких ещё отраслях эффект маркировки наиболее заметен?

- Ещё один пример от эффекта введения маркировки у нас, в России, — это рынок обуви. За время работы маркировки он обелился, по сути, на треть. На треть стало больше участников в этой отрасли. Видно, как двигается товар. И можно быть уверенным в том, что при ввозе товара в нашу страну все импортные пошлины уплачены. Рынок шуб оказался в 10 раз больше, чем предполагали.

Приведу еще один простой пример: недавно совместно с Россельхознадзором мы сравнили данные системы «Честный знак» и «Меркурия». Из нашей системы виден объем выпуска компаниями готовой продукции, в «Меркурии» - объем закупленного ими сырья. Анализ показал, что примерно 30% производителей сыра и масла выпускают готовую продукцию, не имея для этого достаточно сырья. И это оказывается на полках в магазинах, наши граждане это едят. Конечно же, информация обо всех нарушителях уже передана в соответствующие органы, ждем реальных результатов.

- Маркировка лекарств. Мы помним, как она сложно начиналась в нашей стране. Дала ли она какой-то эффект уже?

- Вот как раз маркировка лекарств является, пожалуй, самым ярким примером пользы системы и той информационной прозрачности, которую она даёт. Потому что именно наша система позволила создать полный цифровой двойник фармацевтического рынка в Российской Федерации. Нам теперь известно, кто производит, кто возит: абсолютно все производители и импортеры. Известно, где эти компании лекарства продают. Известно, как поставляют, включая размер наценок. Есть некий виртуальный склад лекарств в масштабе всей страны. Понятно, где и какие остатки препаратов имеются. Можно заранее спрогнозировать потенциальный дефицит и предотвратить его.

Это бесценная информационная база. Она особенно четко сработала в пандемию и позволила правильно распределить по стране в нужных объёмах и вакцину, и противоковидные препараты. При этом система маркировки помогает бороться не только с дефицитом препаратов, но и с завышением наценок на лекарства. Был такой момент, когда, к сожалению, некоторые участники рынка пытались, пользуясь моментом, заработать гораздо больше, чем это рыночно оправдано. Все это было видно через систему маркировки. И это повод для разбирательства специальных органов.

- Недавно была показательная история с шинами: народ при «переобувании» своих авто к весеннему сезону устроил панику в связи с тем, что шины, якобы, заканчиваются в связи с уходом ряда брендов с рынка. Однако благодаря системе маркировки, выяснилось, что запас шин всех возможных брендов в стране столь значителен, что дефицит нам не грозит в принципе. По какому поводу еще не стоит беспокоится потребителям?

- Не буду называть бренды, но многие из тех, кто громко объявлял об уходе, в реальности делали это из коммерческих соображений, чтобы распродать все, включая залежавшиеся стоки. Продажи ряда таких «бегунов», после соответствующих объявлений в информационном поле, подскочили сильнее всего. Так политика стала чисто коммерческой, маркетинговой историей для некоторых компаний. Все это бесстрастно зафиксировала наша система. Она, с одной стороны, собирает подобную уникальную информацию о рынке и его реальном состоянии, с другой стороны, делает это с такой скоростью, которая недоступна никаким другим методам сбора. Фактически, в режиме реального времени.

Если вернуться к теме фармацевтики, с лекарствами в этом плане нам также удалось отследить интересную историю. Когда начался мартовский ажиотаж, люди пошли покупать лекарства «про запас». Основной фокус в скупке лекарств «на всякий случай» пришелся на московский регион, в остальных субъектах ажиотажа не было.

И ещё один важный эффект от маркировки: все лечебно-профилактические учреждения, больницы теперь оснащены специальными устройствами – регистраторами выбытия – для предотвращения «повторного вброса» лекарств, которые получают больницы и поликлиники, на рынок, в свободную продажу. Это позволяет выявить жуликов, которые воруют препараты из больниц и вместо того, чтобы бесплатно лечить ими пациентов, потом перепродают их в аптеках и незаконно наживаются. Буквально две недели назад была выявлена очередная достаточно большая организованная группа, которая по всей стране лекарства забирала из больниц и пыталась продавать через аптеки. Как раз благодаря системе маркировки мы увидели, как это все двигалось.

Когда все это наблюдаешь, порой волосы шевелятся на голове, потому что ты видишь не просто экономическое преступление, эти люди лишали помощи смертельно больных, моральную цену их поступков никаким земным кодексом не измерить. Отмечу, регистраторы выбытия мы поставили в учреждения за свой счет и будем поддерживать их работу, это прямая экономия бюджетных средств для государства.

- На фоне новых экономических вызовов как меняются планы по введению маркировки? Будут ли приняты к сведению предложения об отсрочке очередного этапа маркировки и наступления срока ответственности за нарушение закона о маркировке в рамках мер поддержки бизнеса?

Я могу говорить только от имени оператора, сдвигать же или не сдвигать сроки – прерогатива регулятора в лице органов государственной власти. Государство видит эффект от маркировки. Более того, в условиях снижения регуляторики именно система Честный знак остается инструментом контроля рынков. Но развитие системы в России происходит на основе решений правительства и диалога с отраслями. Сейчас важно соблюдать баланс. В Минпромторге уже заявили, что что сроки вступления в силу обязательных требований для проводимых в России добровольных экспериментов по маркировке будут продлены. В частности, речь идет об экспериментах по маркировке пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков, БАДов, антисептиков, медицинских изделий, содержащих никотин жидкостей и электронных средств доставки никотина.

Наша же функция – обеспечить бесперебойную работу системы. И сделать так, чтобы для участников система была максимально клиентоориентирована, как сейчас модно говорить. Так вот, как оператор системы маркировки, предпосылок для того, чтобы пересматривать запущенные в работу позиции, мы сейчас не видим.

- То есть, маркировка упакованной воды не будет приостановлена?

Оснований для этого на данный момент нет. Периодически звучат опасения на тему расходных материалов, но они не обоснованы. Мы консультируемся каждый день с Минпромторгом, Минсельхозом, другими регуляторами, и видим реальную картину – на рынке достаточный запас всех необходимых расходников, как минимум, на полгода вперёд. К тому же мы сами формируем запас, закупаем основные позиции.

Что придется сделать в перспективе? Изменить каналы поставки расходных материалов и найти замену того, что поставлялось из Европы. Мы это уже делаем.

Относительно дальнейшего расширения маркируемых товарных групп регуляторы приняли решение – ряд этапов введения маркировки будет перенесен.

В декабре должна была стартовать обязанность для фермеров маркировать молочную продукцию, она отсрочена на один год. В сентябре рестораны, гостиницы должны были начать передавать в систему информацию. Им тоже дана отсрочка до 1 декабря 2023 года.

Кроме того, отсрочку на полтора года по внедрению очередного этапа обязательной маркировки продукции получили сельхозпроизводители. 24 апреля соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Существовавший ранее порядок предусматривал начало поэкземплярного отслеживания молочной продукции с 1 декабря 2023 года. Эта технология должна была прийти на смену объемно-артикульному учету, который позволяет проследить путь партии продукции. В то время как поэкземплярный учет дает возможность контролировать путь каждой упаковки молочной продукции от конвейера до полки магазина. Теперь сроки такого перехода перенесены на полтора года, до 1 июня 2025 года.

Зачем это сделано? Цель в том, чтобы сместить финансовые затраты рынка с этого года на последующие периоды. Мы все делаем для того, чтобы сейчас у участников рынка не возникало каких-то дополнительных затрат: будь то время, ресурсы, деньги. Ведь переход на маркировку совпал с введенными санкциями Запада против России. А отсрочка даст возможность предприятиям в спокойном режиме перестроиться на новый учет.

- Чтобы предприятия не снижали темпов производства?

- Наша задача – это быть незаметными, давая возможность реализовать все плюсы, которые в системе маркировки заложены и для потребителя, и для бизнеса, и для государства.

- Будут ли отодвинуты и штрафные санкции за несоблюдение требований по маркировке?

Давайте подождем, когда все решения на эту тему материализуются. Насколько мне известно, регуляторы поддерживают идею о приостановлении ответственности в рамках Уголовного Кодекса. Административное же воздействие необходимо ещё и потому, что, если всю возможную ответственность отменить, тогда, к сожалению, многие компании просто перестанут передавать информацию в систему. Соответственно, ценность информации, которую мы собираем для всего общества, существенно снизится. Так что в вопросе ответственности за несоблюдение маркировки важно соблюсти баланс.

- До февральских событий стоимость кода определялась в 50 коп без НДС. С учетом тотального подорожания всего и вся, не увеличится ли эта сумма?

- Цена кода в 50 копеек никак не может измениться, потому что у нас есть соглашение о государственно-частном партнерстве, по которому ЦРПТ – частный партнёр государства. А государство в этом партнерстве представлено в лице Министерства промышленности и торговли России. Собственно, в этом соглашении 50 копеек зафиксированы без изменения на срок 15 лет. Поэтому, если посчитать с учетом инфляции, реальная цена одного кода уже весит около 30 копеек.

Что же касается затрат на маркировку в целом, приведу пример из молочной отрасли, одной из наиболее чувствительных к нововведениям. Проведя анализ, мы видим (и наши выводы совпадают с исследованием специалистов Научно-исследовательского финансового института о затратах на маркировку), что даже при наихудших сценариях влияние маркировки на розничную цену будет в пределах от 0,2% до 1,1%.Так что, с одной стороны, сказать, что влияние маркировки на конечную цену продукции нулевое – это неверно. Но, с другой стороны, говорить, что цена маркировки в цене товара составляет десятки процентов – это еще дальше от истины. Да, некоторое влияние на конечную стоимость готовой продукции есть, но в реальности оно мизерное и несопоставимо с другими факторами, такими как рост стоимости сырья, к примеру.

- Вопрос про оборудование для нанесения кодов. Какая страна производила автоматические линии нанесения маркировки? Как будет решен вопрос импортозамещения этого оборудования, если исчезнет возможность его покупать, и сколько для этого понадобится времени?

- Оборудование производится в разных странах. Возьмем молочную отрасль, где от 40% до 50% кодов наносится в типографиях. То есть, не на предприятиях, где производят молочную продукцию, а там, где производят упаковку. Это дешевле и проще. Основное оборудование в данном случае китайское. Комплектующие – тоже. Принтеры для прямого нанесения кодов в основном европейские, однако расходный материал к ним есть, также есть и большое количество дешевых аналогов этих расходников. Качество то же, а цена ниже. При этом само по себе все применяемое сегодня в процессе маркировки оборудование – новое, оно замены не требует. Плюс на складах у интеграторов есть определенный запас оборудования, которое закуплено под запуск новых товарных групп… Так что ни дефицита оборудования, ни расходников к нему нет и не предвидится. И спешить импортозамещать это оборудование не нужно.

- Каким образом параллельный импорт будет состыковаться с проектом маркировки? На какой стадии?

- Данные в систему маркировки в любом случае вводятся при ввозе товара через границу. Поэтому мы не видим разницы.

- Это делает таможня?

- Интеграция автоматическая, в том числе, с таможней. Есть взаимный обмен информацией. Это нужно для того, чтобы предотвращать занижение пошлины, чтобы не занижали цену товара при ввозе. Госконтроль не позволяет таких вещей.

- Что еще важного нужно обязательно рассказать нашим читателям про маркировку?

- Я бы, наверное, добавил две вещи. Во-первых, мы сделали приложение для работы в системе маркировки, которое как раз очень удобно малому и среднему бизнесу. Это приложение «Честный знак для бизнеса». Оно позволяет свести затраты на маркировку товара к минимуму. В него бесплатно включен электронный документооборот. Его можно использовать вместо сканера. То есть, не нужно покупать терминал сбора данных, не нужно тратиться на обучение, связанное с электронным документооборотом.

И второй момент – мы сделали приложение «Честный знак» для потребителей, очень удобное. Его установили уже свыше 6,5 миллионов пользователей. С помощью приложения можно не просто проверить подлинность товара, который вы приобретаете. Там очень разный полезный функционал есть. Например, очень удобный функционал поиска нужных тебе лекарств, и все это в реальном времени.

Таким образом, те же данные из системы маркировки, которые используются для предотвращения дефицита, открыты для всех. Любой потребитель, заинтересованный в покупке того или иного препарата, может посмотреть, где это лекарство в данный момент точно продается, в каком количестве и по какой цене.

- Мы с вами беседуем в Узбекистане, который имеет статус страны-наблюдателя в ЕАЭС. Центральная Азия вообще становится особенно интересной для России с учетом разрыва отношений на европейском направлении и переориентации на восточные рынки. В последнее время много говорится о трансфере технологий, без которого также невозможно строить современные экономические связи. Можно ли назвать нашу систему маркировки примером успешного экспорта российских высоких технологий в Азию и на Восток?

- Да. На основе российских технологий систему маркировки внедряют в Казахстане, в Киргизии, будут работать так же в Армении. Белоруссия использует аналогичную технологию, совместимую с нашей. То есть, фактически совместимая система маркировки сегодня работает в шести странах, и это позволяет снижать торговые барьеры между нами.

- Ну что же, пожелаем вам успехов.

- Спасибо.