Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика18 мая 2022 3:57

Табачные компании покидают Россию медленно и печально: Что теперь будет с сигаретами и ценами на них

Объясняем, почему табачный рынок стал образцом спокойствия во времена «великого исхода» иностранных компаний из России
Табачникам есть что терять. Инвестиций вложено за эти 30 лет на $5 млрд: построены фабрики, закуплено оборудование

Табачникам есть что терять. Инвестиций вложено за эти 30 лет на $5 млрд: построены фабрики, закуплено оборудование

Фото: Shutterstock

УХОДИМ, НО ОСТАЕМСЯ

Иностранные компании уходят, поставки из-за границы срываются, экономические связи рушатся… Но есть, похоже, на нашем рынке островок стабильности - это табачная отрасль, которая в России практически полностью принадлежит четырем крупнейшим мировым корпорациям. Сигареты если и дорожают, то по сравнению с другими товарами терпимо. В январе годовой рост составил 18%, в марте - уже 16%. На прилавках — никакого дефицита.

Другие западные компании санкциями размахивают, а табачники спокойно курят в сторонке. Неужто до такой степени обрусели?

На самом деле представители табачной индустрии с разной степенью прямоты объявили о своем уходе (См. «Конкретно»). Просто делают они это тихо, без спешки и конкретных сроков, чтобы производство не встало и поток прибыли не прекращался.

Табачники уходят из России медленно и печально. И этому есть объяснение. Российский табачный рынок - четвертый в мире по объемам продукции. Ведущие корпорации заняли его еще в начале 90-х, после памятных табачных бунтов, когда курево пропало с прилавков. Вернули сигареты, подняли производство, сейчас средние зарплаты в табакпроме - одни из самых высоких среди отраслей.

- Табачникам есть, что терять, - сказал «КП» главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев. - Инвестиций вложено за эти 30 лет - на $5 млрд: построены фабрики, закуплено оборудование. Но темпы повышения акцизов такие, что табачников все время держат на коротком поводке. Во всем мире это производство является высокорентабельным, а у нас нет — все съедают акцизы. Все ждали: вот завтра начнем зарабатывать, вот еще завтра. Но в итоге получались одни инвестиции, а высоких доходов так не дождались.

Владельцы табачных концернов очень тщательно подыскивали преемников, которым смогут передать свой бизнес в России - только среди партнеров. Условия - за семью печатями. Очень похоже, что это лишь юридически продажа, а по сути - передача в доверительное управление. С тем, чтобы, когда придет время, можно было без проблем вернуться на прежние позиции. Или даже, оставаясь по документам в стороне, по факту продолжать управлять бизнесом, делясь прибылью с номинальными новыми владельцами.

- Уходить никто не собирается - в нашем табачном Багдаде все спокойно. Не надо обращать внимание на политические заявления, - сказал «КП» исполнительный директор Движения за права курильщиков, руководитель Никотинового альянса Андрей Лоскутов. - Политика и экономика не всегда идут рядом. Для примера: мой товарищ, руководитель российского представительства международной медицинской компании, рассказал, как позвонил ему его международный босс и сказал, что сделал заявление о приостановке работы в России, но вы как работали, так и работайте. То есть перед западом выступили, мол, мы как все, а для России - работаем дальше.

Наш рынок очень ценен для табачных производителей - по разным оценкам, это 33-35 млн курильщиков, говорит эксперт. С другой стороны, если в ходе изменений в табачной отрасли сигареты исчезнут с прилавков или цены на них взлетят, народ может отреагировать очень нервно. Руководство США и Евросоюза только этого и ждут. Но у бизнеса свои интересы.

- Поэтому и табачники, и российская власть сделают все, чтобы система продолжала стабильно работать - в продаже были качественные сигареты по доступным ценам, - говорит Лоскутов.

Только цифры.

Только цифры.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

МЕЛКИЕ, ЗАТО НАВАЛОМ

Но проблема у отрасли действительно есть — это доставка. В Россию табак поступает из Бразилии, Индии, стран Африки. Везут его по морю в 40-футовых контейнерах — сначала в Роттердам, где находится крупнейшая в Европе табачная биржа, потом переваливают на другие корабли — и до Санкт-Петербурга. Либо напрямую до Питера.

- Страны, которые выращивают табак, не присоединились к санкциям, они готовы нам продавать, но вот крупнейшие контейнерные перевозчики отказываются доставлять табак для России, - говорит Максим Королев.

По его словам, имеющихся запасов хватит максимум на полгода. За это время нужно решить проблему с доставкой.

- Сейчас доставки из Бразилии в Европу или прямо в Санкт-Петербург нет, - сказал «КП» гендиректор транспортно-логистической компании «Агентство ВТН» Павел Гулякин. - Но можно доставить табак в Хьюстон или Филадельфию, а оттуда по-прежнему действует линия прямо до Санкт-Петербурга. Можно доставлять контейнеры из Южной Америки и через Мексику. Такие перевозки с промежуточной перевалкой будут дороже, а срок доставки - дольше. И если прежде путь из Бразилии занимал 35-45 дней, то по новому варианту может растянуться на 2,5-3 месяца. Еще одна возможная проблема - нехватка контейнеров. Все это повысит стоимость доставки примерно в 1,5 раза.

По словам собеседника, нет прямой доставки и из Индии. Вариант - через Китай во Владивосток, а далее по России - железной дорогой. Есть и достаточно новый вариант - доставка табака из Индии в Россию по железной дороге напрямую, без морской составляющей. Еще одна характерная примета времени - на рынок вышло много мелких перевозчиков, которые как-то кооперируются между собой. Конечно, это не так удобно, как если бы вся доставка была сосредоточена в одних руках.

KENT ИЗ ТАШКЕНТА

Не нужно быть великим аналитиком, чтобы понять: если начнутся перебои с официальными поставками, то прикурить можно будет у контрабандистов и прочих контрафакт-махеров.

- Для нелегального рынка наступает золотое время, - подтверждает Королев. - В Россию начнут ввозить сигареты из соседних стран, которые не находятся под санкциями.

И будут наши любители вредных привычек раскуривать не отечественный Kent, а, например, ташкентский. Повезут к нам и собственные марки из южных республик. Вся эта экзотика дешевле, чем наше курево. Во-первых, ниже себестоимость (более дешевая рабсила), а во-вторых, не такие высокие акцизы.

- Сейчас доля контрафакта, по экспертным оценкам, выросла с недавних 15% до 20%, - говорит Королев, - Что будет дальше, сложно сказать. Например, лет 12 назад, когда в Великобритании резко повысили акцизы, и пачка сигарет стала стоить 8 фунтов (почти 10 евро) против 3 евро в Европе, доля контрабанды в островном государстве доходила до 30-40%.

Для курильщика «левак» - это рай земной. Даже сейчас сигареты, которые официально стоят 100-150 рублей, в киосках, торгующих контрабандой, продаются за 50-100 рублей. А если нелегальщины станет больше, то по законам рынка она станет еще дешевле.

Правда, в накладе останется государство.

- Табачная отрасль дает в бюджет порядка 700 млрд рублей акцизных сборов, - сказал Андрей Лоскутов. - Это второе место после нефти и газа, алкоголь на третьем. Мы уже сейчас теряем на «нелегалке» 100 млрд руб - колоссальная цифра. В сытые времена на это можно было смотреть сквозь пальцы. Но сейчас, когда придется считать каждый рубль, ни международные табачные корпорации, которые тоже несут убытки из-за контрабанды, ни власть не отдадут нелегалам ни понюшки. Была бы воля. Спускали же полиции план по выписыванию штрафов за курение в неположенных местах — вот можно такой же план давать и по закрытию торговых точек с контрафактом. Увидел киоск с левым товаром — глуши. Иначе их не одолеть.

Табачники покидают Россию они медленно. И печально.

Табачники покидают Россию они медленно. И печально.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

СИГАРЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ? НЕ ФАКТ

Но возможен и такой сценарий: из соседних стран начнут ввозить не только готовые блоки и пачки, но и все, что нужно для собственного производства - табак, сигаретную бумагу, фильтры. Что мешает, например, Киргизии или Казахстану заказать себе табачка чуть побольше, чем обычно — в расчете и на российскую долю? Ничего не мешает. Наши фабрики получат сырье, табачные компании - российские денежки, а курильщики — заветное зелье. Возможно, этот процесс организуют и сами табачные гранды, заявившие о прекращении бизнеса в России. У них есть представительства и в соседних странах.

Правда, из-за наличия в этой цепочке посредников конечная цена пачки может возрасти. Впрочем, не факт.

- Затраты на производство и транспортировку не оказывают большого влияния на конечную стоимость, - пояснил «Комсомолке» многолетний директор Ассоциации производителей табачной продукции Табакпром Вадим Желнин. - Главное в цене — акциз. И если так получится, что стоимость пачки окажется заоблачной, то государство, дабы избежать социального взрыва, всегда может снизить акциз и привести цену в соответствие с покупательскими возможностями.

Так что какой-никакой табачок у нас будет. А с фильтрами и бумагой еще проще. Товар этот легкий, производится во многих странах (только не у нас), в достаточных количествах его можно доставлять и самолетами.

Это даст возможность загрузить работой действующие фабрики. Обратная сторона медали - окно возможностей открывается и для контрафакта.

Если крупные табачные производители блюли профессиональный «облико морале» и действовали только в белую, то гибкие мелкие компании, которые могут прийти им на смену, способны создать параллельную теневую отрасль.

- У «нелегалов» есть свои теневые фабрики, которые не значатся ни в каких реестрах, - подтвердил Королев.

САМОСАДИК Я САДИЛА...

Уникальность отечественной табачной отрасли — в том, что она чуть ли не единственная, которая практически полностью зависит от импорта. Сигаретная бумага, фильтры, пленка, которой оборачивают пачки, картон для изготовления пачек, другой картон для блоков, соусы (вкусовые добавки для табака) — ничего из перечисленного у нас не делают. Своего - только тарный картон для ящиков, в которых перевозят сигаретные блоки.

Но самое обидное - что и сам табак уже не выращивают. А ведь был!

- В СССР выращивали до 20 тысяч тонн сухого табака — рассказала «КП» зам директора по научной работе краснодарского ВНИИ табака, махорки и табачных изделий Евгения Гнучих. - Это десятая часть от общего объема рынка страны. Сейчас о таких результатах можно только мечтать. После того, как в 90-е табачная отрасль была полностью отдана международным корпорациям, собственное возделывание пришло в упадок.

Ну ладно, табак - климат у нас все-таки неподходящий для выращивания этой культуры. А остальное почему не делаем?

- Есть у нас и бумажные фабрики, которые могли бы наладить производство бумаги для сигарет и картона для пачек, - говорит Гнучих. - А химические предприятия могут производить фильтры из ацетатного волокна. Но поскольку наша табачная промышленность почти полностью принадлежит транснациональным корпорациям, то они и выбирают поставщиков. И развитие отрасли в России в их планы не входит. Сейчас, возможно, у нас в табачной промышленности тоже начнется импортозамещение.

А пока импортозамещением по мере сил занимаются фермеры.

- К нам в последнее время стали очень часто обращаться за консультациями по выращиванию табака. Люди интересуются технологией, сортами. Под Новороссийском фермер вырастили табак на 2 гектарах. В Крыму тоже человек начал выращивание — но там сложности с водой. Даже в Мурманске нашелся энтузиаст, который затеял выращивать табак в теплице и крутить из него сигары.

Но как ни крути, выше тех самых 20 тысяч тонн даже вместе с фермерами и дачниками-энтузиастами не прыгнешь. Да и то, чтобы достичь этого результата, потребуются годы.

Так что вся надежда на то, что крупные табачные корпорации и оставленный в России штат их сотрудников смогут организовать поставки табака и других компонентов для производства сигарет. Иначе курильщикам придется перейти на самосад и контрабанду.

А лучше - бросить.

КОНКРЕТНО

Ведущие табачные компании в России

Сигаретный рынок нашей страны почти полностью поделен между четырьмя мировыми гигантами.

1. British American Tobacco (Kent, Rothmans, Lucky Strike, Vogue, Pall Mall, «Ява»)

- После передачи активов производство и другие бизнес-процессы будут продолжены новым собственником, - сообщили «Комсомолке» в пресс-службе компании БАТ (British American Tobacco).

В СМИ уже просочилась информация, что активы гиганта передадут его дистрибьютору (фирма, которая занимается оптовыми закупками продукции) - группе компаний СНС.

2. Imperial Tobacco (Davidoff, Jade, P&S, West, «Максим»)

Тоже сообщила о передаче бизнеса. Преемниками стали четыре российских топ-менеджера, работавшие в компаниях, связанных с табачным гигантом.

3. Philip Morris International (Marlboro, Parliament, L&M, Chesterfield, Bond Street)

Самая знаменитая табачная компания в настоящий момент рассматривает варианты реструктуризации своего бизнеса в России, включая возможную передачу активов. Кстати, по данным Forbes, Philip Morris в 2020 году заработала больше всех зарубежных компаний на нашем рынке и возглавила рейтинг 50 крупнейших компаний в России (подробнее см. «Только цифры»).

4. Japan Tobacco International (Winston, Camel, LD, Sobranie, More)

Единственная компания, в чьих сообщениях пока не прозвучали слова об уходе. Дипломатичные азиаты уклончиво поведали, что приостановили новые инвестиции в России и продолжают «оценивать различные варианты развития своего бизнеса, включая потенциальную передачу права собственности».