Премия Рунета-2020
Красноярск
+11°
Boom metrics
Общество3 июня 2022 12:45

«Русские первопроходцы должны были быть железными людьми»: участники Большой Арктической экспедиции рассказали о своем опыте в покорении Русского Севера

Группа путешественников под руководством известного полярника Матвея Шпаро прошла 100-километровый маршрут Семена Челюскина, который открыл эти места 280 лет назад
Тяжелые дороги севера

Тяжелые дороги севера

Фото: Евгений САЗОНОВ

Большая Арктическая экспедиция по Русскому Северу завершена! Группа, состоящая из семерых школьников под руководством известного полярника Матвея Шпаро, прошла путь Семена Челюскина, открывшего 280 лет назад крайнюю северную точку Евразии. Вместе с путешественниками покорять ледяные просторы отправился спецкор «Комсомолки» Евгений Сазонов. Журналист на протяжении всего похода рассказывал в режиме он-лайн обо всех приключениях и сложностях, которые встречались на пути у отряда.

Маршрут Большой Арктической экспедиции

Маршрут Большой Арктической экспедиции

Целью было пройти на лыжах 100-километровый маршрут от островов «Комсомольской правды» вдоль полуострова Таймыр и побережья моря Лаптевых до мыса Челюскина. Сбитые ноги, адская усталость, но невероятный опыт – первое интервью сразу после возвращения Евгений Сазонов и Матвей Шпаро дали на радио «КП» - Красноярск».

Матвей Шпаро и Евгений Сазонов в студии радио Комсомольская Правда Красноярск 107,1 FM

Матвей Шпаро и Евгений Сазонов в студии радио Комсомольская Правда Красноярск 107,1 FM

Из 20 000 желающих в Арктику отправились 14 школьников

Отбор в Большую Арктическую экспедицию начался за год до её начала. Школьников, желающих покорить Русский Север, оказалось больше 20 000, но из них отобрали только 14. Ведь одного желания, чтобы попасть в команду, недостаточно, - говорит Матвей Шпаро (С 2012 года входит в состав координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальной стратегии действий в интересах детей. С 2014 года состоит в координационном совете по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, - справка «КП»).

Самое эффективное средство от налипания снега на лыжи - простая свеча.

Самое эффективное средство от налипания снега на лыжи - простая свеча.

Фото: Евгений САЗОНОВ

- Безусловно, это не первый наш такой опыт. В 13-й раз мы формируем команду из 7-14 человек и отправляемся в Арктику (данную экспедицию под крыло взял под крыло департамент образования Москвы). Весь процесс, в том числе и отбор, сейчас идет по накатанной. В течение всего года мы проводили различные околоарктические мероприятия – квизы, диктанты и прочее. Участие в них приняло порядка 20 000 школьников. Уже потом путем отборов и прочих испытаний было сформировано два отряда по 7 человек. Научный отряд – ребята, которые показали себя очень хорошо со стороны науки. Они в течение 7 дней на мысе Челюскина помогали метеорологам изучать арктическую природу, флору и фауну. А другие 7 человек под моим и Жениным руководством прошли 100 километров от фантастических островов «Комсомольской правды» до мыса Челюскина. Только представьте: 280 лет назад состоялась великая экспедиция, которой руководил Витус Беринг. У него было множество отрядов, которые наносили на карту все наши арктические территории. До этого было белое пятно, а после экспедиции появились картографические очертания, и стало понятно, где у нас Чукотка, Аляска и так далее. Один из участников экспедиции, штурман, ровно 280 лет назад в мае, оказался на некой точке, который потом назвали мыс Челюскина. И таким образом школьники преодолели последние 100 километров, которые 280 лет назад прошел тот самый Челюскин, совершив свое фантастическое и грандиозное открытие. Самая северная точка огромного материка – это круто.

Мыс Челюскин - крайняя северная точка Евразии.

Мыс Челюскин - крайняя северная точка Евразии.

Фото: Евгений САЗОНОВ

Евгений Сазонов:

- Да, это действительно очень впечатляющее испытание. Хочу добавить, что у одного из парней, которые шли с нами, у Димы, я спросил: «Ты чувствуешь себя героем?». На что он ответил: «А что я геройского сделал? Я просто шел на лыжах и делал все правильно». Со стороны, может быть, это и выглядит каким-то покорением, геройством. Но на самом деле это хорошо подготовленная, правильно сформулированная каждодневная работа, которая заключается в том, что ты идешь на лыжах, вовремя питаешься, если начинаешь замерзать – то утепляешься, если жарко – раздеваешься. Правильно ставишь палатку… Все делаешь правильно и быстро. Все у тебя продуманно.

«Сейчас преодолевать маршрут не намного легче, чем 280 лет назад»

Казалось бы, 21 век, современные технологии. 100 километров в условиях Русского Севера – вполне по силам каждому. Но нет.

Евгений Сазонов:

- Сейчас на себе мы испытали все тяготы этого пути. Это действительно трудно. Я не представляю, какими должны быть железными людьми русские первопроходцы, чтобы на себе это вынести и все это открыть. Потому что сейчас даже просто с GPS, современными куртками и лыжами, сублиматами и классными палатками – это испытание.

Преодолевая торосы.

Преодолевая торосы.

Фото: Евгений САЗОНОВ

Матвей Шпаро:

- Ну да, появляются пластиковые лыжи, GPS и другие современные технологии, но как пурга была 280 лет назад, так она и осталась. Температура также падает до -30 и медведи также бродят по северу. Все эти природные сложности и катаклизмы наши ребята преодолевали точно также, как их и преодолевали первопроходцы.

Одно из главных испытаний, которые прошли юные члены экспедиции – это экстремальные условия и совсем непривычная погода:

Матвей Шпаро:

- Как только мы выгрузились из вертолета, сразу был первый урок для детей. Я их всех собрал, и Женю тоже, и видеооператора и второго руководителя. И сказал: «Ребят, у вас 3 самых больших опасности, которые вас здесь подстерегают. Вы должны о них все время думать. Первая опасность... обгореть! В Арктике очень сильное солнце. Большая опасность нахвататься солнечных зайчиков. Нужно всегда быть в очень сильных очках. Номер два – иногда можно настолько сильно увлечься работой и преодолением сложностей, что забывается - вокруг очень холодно и можно легко отморозить пальцы рук и ног. Если замерзаешь, скажи об этом. Либо нужно утеплиться, либо сделать специальные упражнения. Ну а третья опасность – а вон она, идет на горизонте мимо нас. Это медведь.

Стоб с расстояниями до разных городов от Челюскинской полярной станции.

Стоб с расстояниями до разных городов от Челюскинской полярной станции.

Фото: Евгений САЗОНОВ

Евгений Сазонов:

- Белая мгла, это когда резко ухудшается погода, поднимается метель, и ты теряешь ориентацию в пространстве. Линия горизонта скрывается, и снег переходит в небо. В определенный момент начинается казаться, что ты в космосе белом или молоке идешь. Мозг пытается найти точку. Я когда начинал теряться, смотрел на кончики лыж. А, вот, все хорошо. Вот земля. Идем дальше.

Матвей Шпаро:

- В этот момент очень хочется снять очки. Кажется, что когда ты снимаешь темные очки, то будет лучше видно. Иногда так оно и есть. Но это опасно. При снятии очков, даже при отсутствии солнца, происходит отражение каких-то лучей от снега и льда, преломление через снежинки и можно испортить роговицу глаза.

Мыс Прончищева.

Мыс Прончищева.

Фото: Евгений САЗОНОВ

Евгений Сазонов:

- У нас оператор немного пострадал, он проигнорировал ношение очков. Ему казалось, что не нужны они. И когда на второй день он пошел снимать остров Фрам, то спросил: «Ребят, вы видите у снега такой странный красноватый оттенок, кровавый такой?». Когда ему объяснили, что у него что-то с глазами, а снег нормальный, то с этого момента он очки почти не снимал.

«И эта зараза идет наискосок твоему пути»

Арктика – дом белых медведей. Путешественники столкнулись с ними практически нос к носу. И, честно говоря, даже опытный руководитель группы Матвей немного понервничал, что уж говорить об остальных:

- у меня было полностью ощущение, что я нахожусь полностью в природой созданном зоопарке. Ни в заповеднике или нацпарке, а зоопарке. Вот он идет себе, ты его не трогаешь, он тебя не трогает, у тебя свои дела, у него свои. Вы друг на друга посмотрели, никакой агрессии не проявили, не стали отвлекать и прошли.

Ночью я переживал, ведь белые мишки особо не спят. И когда мы ложились спать, то делали специальную сигнализацию вокруг палатки, которая бы оповестила о приходе медведя. У меня под головой всегда было заряженное ружье. В общем, мы находились на нервяке. Но ребята с достоинством прошли эти встречи.

Мимо острова Фрам.

Мимо острова Фрам.

Фото: Евгений САЗОНОВ

Евгений Сазонов:

- В первый же день мы увидели первого медведя, во второй день – второго. На третий день, к счастью, медведи кончились. Но вообще очень странное ощущение, когда ты идешь по маршруту и видишь какую-то там точку черную. И не понимаешь, льдина это или медведь. А потом видишь, что она двигается. И ты такой: О, медведь! И эта зараза идет наискосок твоему пути. Идет, и ты видишь, что он смотрит так, повернув голову и перебирая лапами, не отрывая взгляд. И это прям жутковато. Пути пересеклись, но мы друг друга не потревожили. Ни в первый раз, ни во второй.

Домик Ивана Папанина, где он занимался научными наблюдениями.

Домик Ивана Папанина, где он занимался научными наблюдениями.

Фото: Евгений САЗОНОВ

Был ли план «Б»?

В таких походах всегда есть вероятность, что в какой-то момент что-то может пойти не так. Травмы, обморожения, ожоги – обычное дело. Но группа была тщательно готова к любым незапланированным моментам.

Матвей Шпаро:

- У нас было множество дублирующих средств связи, у Жени был свой спутниковый телефон, который имеет глобальное покрытие, и при помощи которого он рассказывал о путешествии в Москву. У меня было тоже два таких же телефона на всякий случай. Также был специальный прибор, который в случае необходимости мог послать сигнал вообще всему миру о том, что у нас произошло ЧП. И еще была договоренность с вертолетами о том, что группа быстрого реагирования могла у нас оказаться в течение 3-4 часов. Это примерное расстояние полета от Хатанги, ближайший населенный пункт. Ну и страховки, конечно же.

Матвей Шпаро на фоне гурия - пирамиды, сложенной первопроходцами в начале прошлого века.

Матвей Шпаро на фоне гурия - пирамиды, сложенной первопроходцами в начале прошлого века.

Фото: Евгений САЗОНОВ

Какие они, современные юные покорители Русского Севера?

Евгений Сазонов:

- Увидев этих ребят, я понял, что тот отбор из 20 000 человек действительно работает. Это ребята лучшие из лучших. Трудолюбивые, классные, не ноющие, устают, но идут вперед. Девчата меня поразили. У нас было три девочки – Ульяна, Ариша и Маша. Пацаны пытались взять у них из саней что-то, они не давали. Нет, это мой груз. Я сама понесу. Девчата прям показывали пример правильной упертости. Парни, смотря на них, просто не могли сдрейфить. Хотя признавались, что иногда и уставали и поныть хотелось. Но девчата тащили и они тащили. Представители правильного современного поколения, которое существует. Ругать их не надо, они прекрасны. Я к ним в конце как к своим детям относился. Мы реально подружились. У меня здесь ниточки и у Матвея – это дети их нам повязали, говоря слова благодарности за то, что мы их провели по Арктике.

Девчата подавали парням пример выносливости

Девчата подавали парням пример выносливости

Фото: Евгений САЗОНОВ

Матвей Шпаро:

- Мы прошли 100 километров. Через 7 дней пришли на Мыс Челюскина, где нас встречал наш научный отряд. Они нас встречали торжественно – гитара, построились, выучили наш гимн. Сделали флагшток, подняли флаг и начали петь. Было видно, что когда звучали слова «от южных морей до полярного края» эти 7 ребят, которые по нему прошли, они реально чувствовали свою сопричастность с этим гимном и нашей страной. Не было никого, министров, журналистов. Не было тех, перед кем необходимо красоваться. Они абсолютно настоящие и искренние.

Конец похода - встреча двух отрядов на полярной станции мыса Челюскин.

Конец похода - встреча двух отрядов на полярной станции мыса Челюскин.

Фото: Евгений САЗОНОВ

СПРАВКА «КП»

Мыс Челюскин - (мыс Восточно-Северный, мыс Челюскина) — северная оконечность (мыс) одноимённого полуострова, расположенного на севере полуострова Таймыр, и самая северная материковая точка Евразии, Азии и России, а также самая северная точка континентальной суши.

Острова Комсомольской Правды — 9 островов в западной части моря Лаптевых, в составе Красноярского края. Протянулись примерно на 40 км вдоль северо-восточного побережья Таймыра. Были названы так в связи с десятилетним юбилеем газеты «Комсомольская правда» в 1935 году. Огромное влияние в выборе имени сыграла активная роль «Комсомолки» в борьбе за овладение Северным путем и в освоении Арктики.

Флаг «КП» на острова Комсомольской правды доставили полярник Матвей Шпаро и спецкор Евгений Сазонов. Фото: Дмитрий ЧЕРНОЗУБОВ

Флаг «КП» на острова Комсомольской правды доставили полярник Матвей Шпаро и спецкор Евгений Сазонов. Фото: Дмитрий ЧЕРНОЗУБОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

По следам русского первопроходца Челюскина

В конце мая стартует Большая арктическая экспедиция - всемирно известный путешественник Матвей Шпаро поведет детскую команду по льдам моря Лаптевых. (Подробнее)

Газета встречает день рождения на островах «Комсомольской правды»

Покорять Русский Север отправились две группы. Одна из них в течение недели будет проводить опыты и изучать живой мир крайней северной точки Евразии - мыса Челюскина. Вторая пройдет часть пути того самого первооткрывателя «края мира» - Семена Ивановича Челюскина. (Подробнее)