Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Наука17 июня 2022 3:58

В чем ошибся Шекспир, “убивая” Клеопатру и Гамлета-старшего

Эксперт-химик указала на нестыковки в трагических развязках всемирно известных пьес, и объяснила, почему они противоречат научным данным
Отец Гамлета, являясь в виде Призрака, рассказывает, что его отравил брат Клавдий

Отец Гамлета, являясь в виде Призрака, рассказывает, что его отравил брат Клавдий

Фото: EAST NEWS

Вильям Шекспир любил убивать своих персонажей. В пьесах великого драматурга зрителям довелось увидеть гибель 74 персонажей. Из них 30 были зарезаны боевым оружием, пятеро обезглавлено, еще трое заколоты и отравлены одновременно - это Гамлет и Лаэрт (они дрались отравленным клинком) и примкнувший к ним король Клавдий. Впрочем, Шекспир проявлял изрядную изобретательность в вопросах умерщвления своих героев: Клеопатра погибает от укуса змеи, дворянина из “Зимней сказки” ест медведь, а два джентльмена из трагедии “Тит Андроник” становятся начинкой для пирога. Было бы ошибкой утверждать, что выдающийся гуманист своего времени был по натуре кровожадным человеком. Но надо войти в положение Шекспира, ведь его театру приходилось конкурировать с таким популярным шоу, как публичная казнь. Во времена Вильяма нашего Шекспира это было главное (и причем бесплатное) городское развлечение. Например, в царствование Эдуарда VI в Лондоне казнили в среднем 560 человек в год. Поэтому Шекспиру приходилось, что называется, идти в ногу со временем. Уже упомянутая самая ранняя пьеса “Тит Андроник” написана вполне в духе мрачной эпохи: 14 убийств, 34 трупа, 3 отрубленные руки, 1 отрезанный язык - вполне подходящий антураж для остросюжетного телесериала.

Описывая трагические обстоятельства, драматург знал, о чем писал, во всяком случае, собрать материал о том, как умирают люди, было делом несложным.

Однако, Кэтрин Харкап, доктор химических наук и английский научный популяризатор, утверждает, что в ряде случаев, даже в культовых пьесах, Шекспир притягивал фактуру за уши и рисовал нереалистические обстоятельства смерти героев. Более того, Кэтрин написала об этом книгу: «Смерть от Шекспира: змеиные укусы, ножевые ранения и разбитые сердца».

Клеопатра и кобра

В чем суть дела: У историков существует несколько версий гибели Клеопатры: она могла покончить с собой с помощью яда или стать жертвой убийц, подосланных Октавианом. Существует и экзотическая гипотеза, согласно которой Клеопатра заставила ядовитую змею укусить себя и двух служанок. Шекспир, как и подобает человеку с художественным воображением, изобразил в пьесе “Антоний и Клеопатра” вариант со змеей. Однако по мнению доктора Харкап, у этой версии больше всего проблем с достоверностью.

Почему это невозможно:

- Шекспир много знал о человеческой душе, но мало что понимал в змеях, - поясняет эксперт. - Для обозначения всех змей в своих произведениях он использует слово “аспид”. Но, скорее всего, он имел ввиду египетскую кобру. Ее называют королевской змеей, она изображена на головных уборах царей Египта и кобра действительно очень ядовита. Однако для того, чтобы укус кобры был безусловно смертелен, змея должна вырасти до 1,5 метров (самые крупные экземпляры превышают 5,5 метров в длину). А такое крупное живое существо трудно спрятать в корзине с инжиром, который по легенде в подарок царице принес местный крестьянин - ее сообщник.

Кроме того, герпетологи утверждают, что пытаясь отпугнуть человека, кобра чаще всего использует сухой укус, то есть не впрыскивает яд, который ей нужен для охоты. По статистике, только 10 процентов укусов являются смертельными. Известно, что Клеопатра испытывала действие ядов на преступниках, приговоренных к смерти. Она понимала, что с приходом войск Октавиана ее ждет потеря власти и позор, и готовилась к самоубийству. Об этом свойстве укусов кобр царица должна была знать. И уж наверняка одной кобры не хватило бы, чтобы убить и царицу и двух служанок. А самое главное, настоящий укус кобры не обещает легкой смерти, что прежде всего интересовало Клеопатру. Яд кобры вызывает паралич дыхательной мускулатуры и смерть наступает от остановки дыхания.

- Это чертовски болезненная смерть, - утверждает Кэтрин Харкап. - В пьесе Клеопатра умирает почти мгновенно и спокойно, она успела произнести только несколько фраз. В реальности ей были бы уготованы долгие мучения.

Вдобавок, царица хотела, чтобы смерть не обезобразила ее тело. С коброй это явно не тот случай. В ее яде есть фитотоксины которые разрушают живые клетки. Значит в месте укуса тело будет гнить, образуются нарывы и синяки. Поэтому вряд ли красавица подставила бы под укус свою грудь, как это описывает легенда.

Скорее всего Клеопатра приняла яд, который прятала в заколке для волос или остром гребне. Но драматургу такая более прозаическая смерть была не столь интересна.

Странный сон Джульетты и рыба-фугу

В чем суть дела: По сюжету пьесы родители хотят выдать Джульетту замуж за графа Париса. Девушка в отчаянии хочет отравится, но монах Лоренцо предлагает хитрый способ избежать этой участи и соединиться с Ромео. Он дает девушке флакон с зельем, если она его выпьет, то на три дня погрузится в сон, похожий на смерть. Девушка перестанет дышать, сердцебиение замедлится, а тело остынет. А когда дочка синьора Капулетти проснется, они с Ромео сбегут из Вероны и никто не будет их искать: ведь для родни Джульетта будет мертва.

Почему это невозможно:

- Было ли в елизаветинской Англии средство, которое бы давало человеку возможность убедительно инсценировать собственную смерть? - задается вопросом Кэтрин Харкап. - Это крайне маловероятно. Хотя в принципе существует природный токсин, который обладает необходимыми свойствами. Это тетродотоксин - яд, который содержится в рыбе фугу.

Эта рыба считается деликатесом, хотя содержит смертельную дозу яда. Достаточно 10 миллиграмм (несколько крупинок соли) чтобы убить взрослого человека. Рыбу готовят особым образом в специальных лицензированных ресторанах Японии, тем не менее, без смертельных случаев не обходится (есть данные, что с 2004 по 2007 годы погибло 15 любителей острых кулинарных ощущений). Но если подобрать правильную дозировку, уточняет доктор Харкап, то дыхание человека замедлится и он может впасть в некий анабиоз.

Проблема в том, что Шекспир не мог ничего знать о рыбе-фугу до кругосветных путешествий Джеймса Кука в XVIII веке. А пьеса “Ромео и Джульетта” датируется 1594—1595 годами. Вдобавок, в пьесе предполагается, что прием зелья не будет опасным для здоровья. Однако доза, которая обеспечит 42 часа “мертвого сна” неизбежно аукнется побочными эффектами. Красавица Джульетта вряд ли проснется здоровым человеком.

Отравление отца Гамлета и сифилис

В чем суть дела: Отец Гамлета, являясь в виде Призрака, рассказывает, что его отравил брат Клавдий: он влил ему в ухо яд белены, пока тот спал в саду. При этом Призрак подробно описывает симптомы: “прокажающий настой” быстро, как ртуть, проник в организм, кровь свернулась, как если кислым капнуть в молоко, а тело покрылось коростой.

Почему это невозможно:

- Капнуть яд в ухо - это крайне неэффективный способ кого-то убить, - считает эксперт. - Вокруг ушного хода не так много кровеносных сосудов. Ухо защищено хрящами, кожей и ушной серой - поэтому это точно не сработает, яд не сможет впитаться в тело и нанести ущерб.

Впрочем, из описания симптомов можно сделать смелое предположение: Шекспир намекает, что Гамлета-старшего могла убить вполне распространенная в те времена болезнь - сифилис. Призрак упоминает ртуть, в те времена ртутью безуспешно пытались лечить эту срамную болезнь, которую также дипломатично называли “оспой”. Короста, покрывшая тело отца Гамлета, своего рода подсказка - этот следы той самой “оспы”. По мнению Харкап, сифилисом короля могла наградить его жена Гертруда - мать Гамлета. Она изменяла мужу с Клавдием, за которого впоследствии вышла замуж. Вполне возможно, в аллегорической форме болезнь - это тот самый яд, который Клавдий с “помощью” Гертруды влил в тело Гамлета-старшего.