Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Авто19 июня 2022 8:30

Новая платформа АВТОВАЗа – четыре варианта развития событий

Дорабатывать старую или создавать с нуля новую? Об этом размышляет главный редактор журнала «За рулем»
АВТОВАЗ фактически является государственным предприятием

АВТОВАЗ фактически является государственным предприятием

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что АВТОВАЗ планирует выпускать 800 тыс. автомобилей в год. Рассчитывает производитель, в том числе, и на собственную платформу, разработка которой была заморожена несколько лет назад.

О чем идет речь, рассказывает главный редактор старейшего автомобильного издания в России, журнала «За рулем», Максим Кадаков.

- Поскольку мы находимся в ситуации открытой экономической войны, которую против нас развязали, и с учетом того, что сегодня АВТОВАЗ фактически является государственным предприятием, то очевидно, что будущее предприятия должно быть увязано с общей стратегией развития автопрома, о которой, в том числе, говорил президент страны. Понятно, что концепцию не создают за два месяца, но в тех условиях, в которых мы сейчас находимся, это придется сделать. И тогда станет понятно, чего мы хотим, хотя бы на уровне министров, промышленников, крупного капитала и производств.

Необходимо создавать новую платформу, потому что все, что сейчас есть у АВТОВАЗа, это либо откровенно старые (платформы «восьмерки», Нивы), либо относительно свежая платформа Весты, хотя и она уже немолода.

Варианты развития могут быть разными. Например, можно взять платформу Весты и осовременить ее. Она еще не исчерпала своих возможностей. Второй вариант – попытаться что-то разработать совместно с НАМИ на основе единой модульной платформы. Понятно, что Аурус и будущая модель АВТОВАЗа – машины разных весовых категорий, но кое-что можно позаимствовать. Третий – разрабатывать что-то новое, с нуля. И четвертый – попытаться воскресить ту самую «платформу С», которую разработали уже давно. Все четыре варианта теоретически рабочие.

При этом нужно понимать, что платформа всегда серьезно завязана на компонентную базу. Сейчас уже нет платформ сугубо железных, они проектируются как сочетание железных и электронных решений. «Платформа С» была хороша тем, что она своя, и на тот момент была довольно современной, например, там была предусмотрена многорычажная задняя подвеска. На этой платформе изначально планировали создавать разные автомобили, не только седан, но и хэтчбек, универсал и кроссовер, полноприводные машины. Это фактически был первый масштабный проект после «восьмерки». Но даже тогда эта платформа была рассчитана на сотрудничество с крупными зарубежными компаниями, с «Магна Интернешл», с ZF (Zahnrad Fabrik), которая делает трансмиссии, и не только на них. Тогда подразумевалось, что эта компонентная база во многом будет пришлой, необязательно импортной, но разработанной специализированными компаниями. Кроме того, любое автопроизводство это еще и бизнес-проект. Например, отказались от электроусилителя руля, потому что дешевый, который в начале двухтысячных ставили на рулевую колонку, не мог обеспечить того уровня ездового комфорта, который обеспечивал электроусилитель, расположенный на рулевой рейке. Но это более дорогая система, которая в бизнес-расклад этого проекта не вписывалась. И решили делать гидроусилитель, что на тот момент уже было устаревшим решением. То есть даже тогда эта платформа была импортозависима, с определенными компромиссами, то есть неидеальна. И это в 2004-2006 годах. Тем более сейчас, в 2022 году, эта платформа уже устарела.

Чтобы платформа получилась хорошей, чтобы оправдать вложенные в нее деньги, на ней нужно выпускать очень много автомобилей, минимум миллион в год. Сейчас мы говорим о 800 тысячах — этого мало. Либо платформа у вас будет дешевая, вы не сможете в нее вложить столько, сколько хотите, либо на этой платформе нужно выпускать больше автомобилей. Разных марок, кузовов, приводов и т.д., но много. Это комплексная, огромная и сложная задача. Решить ее можно, но по какому пути пойдет АВТОВАЗ, пока неясно. Все нужно посчитать, увязать с общей стратегией развития российского автопрома, и тогда уже принимать решение – что все-таки делать в среднесрочной и долгосрочной перспективе.