Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество23 июня 2022 12:00

Чистый текст и ограниченная цветовая палитра: эксперт рассказал о трендах в дизайне приложений

Даниал Сиддики, дизайнер популярных в России приложений, победитель профильных конкурсов и судья престижных премий рассказал, какими будут приложения будущего и как они должны выглядеть сегодня, чтобы пользователи скачали его десятки тысяч раз
Дмитрий ИВАНОВ

Общее количество загрузок в App Store и Google Play растет ежегодно и стремительно - говорит статистика. Начиная с 2019 года, прирост составляет примерно 20% ежегодно. Как IT-компании, стартапу или частному лицу - создателю приложений, выделиться в огромном потоке, чем привлечь потенциального пользователя и стать лидером этого рынка? О трендах продуктового дизайна и о том, как достичь успеха в профессии, связанной с созданием интерфейсов самых востребованных в мире цифровых продуктов, поговорили с Даниалом Сиддики, чья специализация - product design, ux/ui дизайн. В его арсенале практика сотрудничества с Cuberto, “Сбербанком”, Skyeng, Telegram и Revolut. Кроме того, Даниал - победитель международных конкурсов от Badoo, Telegram, VK и ICQ, член профессиональной ассоциации дизайнеров IADAS, а также - судья престижных премий в области интернета Awwwards и Webby awards.

- Даниал, на протяжении нескольких лет вы занимаетесь созданием удобного и интуитивного интерфейса для веб-сайтов и мобильных приложений. Но, возвращаясь к началу, почему в качестве главного «дела жизни» вы выбрали именно дизайн?

- Самое главное в дизайне для меня – ощущение свободы. В 14 лет у меня появился первый компьютер. Я тогда стал создавать сайты: с нуля программировал, сам разрабатывал их дизайн. При этом этап создания интерфейса увлекал меня сильнее всего. Я решил, что хочу поглубже разобраться в этой сфере. Было трудно, но интересно. Вообще, я много учился, как правило - самостоятельно. Помогало то, что рядом всегда было много молодых мотивированных дизайнеров, увлечённых не меньше, чем я. Мне всегда интереснее всего учиться через общение с коллегами - с разным опытом, с разными взглядами на мир и работу. Был период, когда я очень погрузился в изучение теории, но сейчас понимаю, что практика все-таки важнее. Продуктовый дизайнер — это специалист широкого профиля, который занимается проектированием интерфейсов и пользовательского опыта в целом. Он анализирует информацию в течение всей работы над продуктом: изучает рынок, проводит опросы, тестирует прототипы, оценивает, как изменения влияют на продукт и поведение пользователей. Очень помогает участие в дизайн-конференциях, хакатонах, сhallenge, конкурсах. Это бесценный опыт.

- В вашем портфолио - первое место во всемирном конкурсе дизайна от Badoo, награда G8 фестиваля за лучший дизайн мобильного приложения и другие победы - в конкурсах “Ситимобил” и ICQ для дизайнеров. Для вас какая из них особенно значима?

- Любой конкурс для дизайнера - это возможность получить признание, собрать портфолио, если повезет - привлечь потенциального работодателя или клиента. Победа помогает поверить в себя, в то, что правильно все делаешь. Еще конкурсы помогают не останавливаться, ты постоянно прокачиваешь свои навыки. А вообще главное - не бояться пробовать, даже проигрывать. И тогда обязательно получишь результаты, к которым стремишься. Если говорить о том, что особенно запомнилось, то, пожалуй, это конкурс от “Ситимобил”. Задача была интересная и сложная: надо было придумать, каким станет будущее сервисов такси. Он проходил в три этапа, на каждом жюри отсеивало несколько участников. Второе место для меня стало полной неожиданностью, я же видел работы других участников, среди них были очень крутые! Так что, несмотря на то, что место не было первым, для меня это было настоящей победой, я испытал такой взрыв эмоций!

- Хакатоны это немного другая история, и алгоритм победы в нем иной, но результат тот же?

- Да, польза примерно такая же – портфолио, новые кейсы, но еще и очень много полезных знакомств. Нетворкинг, опыт, соревновательный дух, который заставляет тебя двигаться быстрее, увереннее, развивает тебя как специалиста быстрее. Один из способов победить на хакатоне - применение новой технологии для будущего использования. Но хакатон – более командный вариант. Алгоритм для победы здесь, в первую очередь - хорошая команда, с которой вы сделаете что-то интересное. Нужны хорошие разработчики - фронтенд, бэкенд или фулстек, и хорошие менеджеры. Когда вы определились с идеей, разработали свой MVP - минимально жизнеспособный продукт, важно правильно это представить, презентовать. Этим должен заниматься дизайнер, потому что он тот, кто может делать это красиво. Вообще, когда общаешься с профессионалами высокого уровня, самому хочется развиваться. Появляется возможность создать успешные кейсы, в конечном счете, это возможность монетизации навыков и узнаваемость личного бренда.

- В качестве одного из таких успешных кейсов можно назвать приложение «Риск инсульта», которое вы с командой «Никак» сделали в 2019 году на хакатоне ВК. Это прототип технологического продукта, но тем не менее он рассчитан на практическое применение?

- В соответствии с условиями хакатона, проект должен решать одну из задач, поставленных командой “ВКонтакте” и партнерами. В нашем случае это был фонд по борьбе с инсультом “ОРБИ”. Конечно, мы были замотивированы на победу, но еще было интересно создать продукт, который, возможно, если и не спасет чью-то жизнь, но сделает ее качественнее. Наше приложение особенно полезно тем, кто имеет генетическую предрасположенность к инсульту или сопутствующие медицинские проблемы. Своевременное выявление опасности может сохранить таким людям здоровье и даже жизнь. Приложение, конечно, не может заменить консультацию врача и медицинский осмотр, но помогает мониторить состояние здоровья. При обнаружении проблем человек может обратиться к врачу. Приложение стимулирует вести здоровый образ жизни и быть активным. Мы решили сосредоточиться на выявлении риска по анкете, лицу, количеству шагов и пульсу. Проект занял первое место в номинации «Благотворительность». Вся работа над проектом шла только в рамках хакатона, поэтому никаких вложений не потребовала.

- Даниал, сейчас вы работаете в сфере финтех, но до этого работали дизайнером продукта в Mirror AI и Skyeng, были UX/UI дизайнером в агентстве Cuberto. Довольно разрозненные направления, но везде вам удавалось найти новый подход. В поиске новых тем вам помогают опыт и интуиция, как вообще рождаются идеи?

- Проблем с идеями пока еще не было. Они приходят из повседневной жизни. Опыт - да, помогает, равно как и интуиция. Как дизайнер с определенным опытом, я сразу могу понять, насколько та или иная тема выглядит хорошо, станет ли она востребованной. Что-то придумываю сам, использую Dribbble, сервисы, где собраны скриншоты сайтов и приложений, которые уже сейчас работают, оттуда можно брать идеи. Например, mobbin.com.

Ваш дизайн-ресурс на Figma Community набрал более 9 300 скачиваний. А приложение Art Walls, который вы сделали с друзьями, за два месяца скачали более 50 тысяч раз. Каков секрет популярности? Как вообще должно выглядеть сегодня приложение, чтобы выйти в ТОП?

- Создавать личные проекты важно при искреннем желании решить проблему. Ресурс на Figma Community я создал в первую очередь для себя, так как мне было неудобно создавать схемы в Figma. Artwalls я создал, так как хотел разнообразить свои обои анимированными картинами. Если проект решает проблему, это уже существенный фактор для его успеха. Чтобы приложению попасть в ТОП, дизайнеру важно создавать уникальный и захватывающий опыт использования приложения, начиная от вебсайта, заканчивая самим приложением.

- Сегодня вы - признанный в профессиональном сообществе специалист high class. Об этом свидетельствует членство в международных ассоциациях дизайнеров, приглашения в качестве спикера на разного рода комьюнити. Общественная деятельность помогает в работе или отвлекает?

- Признание в профессиональной среде, безусловно, очень важно. Это, как и победа в конкурсах, вселяет уверенность. Что касается участия в конференциях, вебинарах и форумах, то здесь же всегда получается взаимонаполняющее сотрудничество. Я был спикером на Dribbble meetup, в университете ИТМО и на конференции в СПбКИТ, на вебинаре PASV. Участвуя в работе форумов и конференций, я встречаю новых людей, которые приносят новые идеи. На таких мероприятиях практически всегда есть возможность получить обратную связь от профессионалов, от коллег, от новичков со свежим взглядом. Да, это определенные временные затраты, но при этом и возможность для получения информации, отслеживать которую в повседневной жизни просто не успеваешь.

- В 2020 году вышла iOS 14. Одна из её особенностей — возможность кастомизировать экран с помощью виджетов приложений. Правда, что создать сайт iOS Skins вам предложил основатель Product Hunt Райан Гувер?

- Да. Изначально мы с другом планировали создать свою тему, но проект перерос в полноценную коллекцию качественных тем: так удобнее и проще наращивать трафик. На запуск проекта мы потратили около десяти часов: сбор тем, коммуникации. Первая база была оформлена в Notion, после чего я отправил ее на оценку Райану Гуверу, основателю Product Hunt. Гуверу понравилась идея, и он предложил сделать проект не в виде страницы в Notion, а в формате полноценного сайта.

- В эпоху IT продуктовый дизайн меняется стремительно, то, что год назад было круто, сегодня уже устарело. Как вы думаете, какими станут банковские приложения в будущем? О чем нужно помнить дизайнеру, чтобы не потерять доверие пользователей?

- С развитием цифровых продуктов меняется функционал дизайнера: раньше мы создавали графику, красивую картинку, сейчас занимаемся ещё и интерфейсом – не плоским визуалом, а интерактивным. Пользователям больше неинтересно просто пользоваться удобными продуктами и сервисами, им важно, чтобы все цифровые процессы и приложения были стильными, красивыми, под дизайнерским брендом, соответствовали современным трендам.

Я считаю, что будущее за кастомными решениями. Приложения все больше адаптируются к привычкам пользователя. А пользователям нужны интеллектуальные продукты. То есть мы говорим об искусственном интеллекте, дополненной реальности, голосовых помощниках.

Во время локдауна, много времени проводя дома, потребители оценили возможность управлять целой экосистемой со своего смартфона, пытаясь заменить часть своей повседневной деятельности интеллектуальными технологиями. Если говорить о трендах в финтехе, то назову payroll-интеграции и AR/VR. В целом же сегодня все больше внимания уделяется качественному дизайну UX продукта. Он становится одновременно и более развитым, и более экономичным. При минимализме, который просматривается как в технологии, так и в дизайне продукта, используются только основные элементы, пространство, чистый текст и ограниченную цветовую палитру.

Хочу еще сказать о новом-старом сочетании ретро-дизайна с новыми технологиями. Так называемый «ньюстальгический» дизайн. Он ближе тем, кто постарше. Но будущее за простотой и удобством, это абсолютно точно.