Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество23 сентября 2022 7:40

Артем Насыбулин: «Российских блокбастеров будет больше»

О будущем и прошлом российского ТВ- и кинопроизводства рассказал известный режиссер, работавший над сериалами «Остров», «Не родись красивой», «Любовь как любовь» и других
Дмитрий ИВАНОВ

Индустрия кино в России переживает смутные времена: с одной стороны, экономический кризис и невозможность сотрудничать с западными коллегами, с другой – ситуация с фактическим отсутствием Голливуда в кинопрокате – уникальный шанс проявить себя и обозначить новые, собственные тенденции в отечественном кинематографе. О состоянии отрасли и новых решениях поговорили с Артемом Насыбулиным, режиссером, автором 30 телесериалов, обладателем приза зрительских симпатий фестиваля “Кино-Шок”.

— Артем, как вы оцениваете состоянии отрасли? Стоит ли сейчас начинать карьеру в кино?

— Если хочешь, начинать стоит всегда. Но начинать придётся долго и не обязательно, что сразу с кино - к этому надо быть готовым. Во-первых, обязательно нужно будет получить образование. Чтобы получить это образование, ещё нужно поступить, преодолеть конкурс, который может достигать и тысячи человек на место - со мной так и было. Потом чаще всего выпускники идут работать в театры. И только потом можно попасть в кино.

— Но ведь вы смогли и преодолеть огромный конкурс, и получить уникальный опыт в театре. Расскажите о начале своей карьеры.

— Сначала я учился на актёра. Но вот на четвертом курсе к нам пришёл ставить спектакль режиссёр и впоследствии мой учитель Михаил Борисов. Вы можете его помнить, он много лет вёл передачу «Русское лото». Он был отличным режиссёром и редким педагогом. Он влюбил меня в профессию, открыл мне режиссуру, научил меня разбирать и разбираться в драматургии.

Затем несколько лет я, собственно, работал актёром в театре. Это были театр Вахтангова и Русский театр в Эстонии.

Работа актёром в Таллинне – важнейший этап в моей карьере. Там я не только сложился как актёр, но и поставил свой первый спектакль «Половое покрытие» по пьесе Пресняковых. Спектакль имел резонанс среди русскоязычной публики, мы даже возили его на фестиваль «Балтдом» в Санкт-Петербург. Там же я ставил “Сон в летнюю ночь” - могу сказать, что это тоже интереснейший опыт, ставить классику, которую до меня ставили десятки раз, причем именитые режиссеры мира, и при этом, внести что-то новое, свое в прочтение этого произведения, так, чтобы зритель шел на спектакль, даже зная его текст наизусть. И могу сказать, что мне это удалось! Работа в театре оказала огромное влияние на меня, как на режиссера, уже работая в кино-теле-индустрии, я не раз возвращался к этому опыту, использовал “театральные” приемы и наработки, которые “выстреливали” в сериалах.

— Насколько я знаю, ваша проба пера на съемочной площадке состоялась в мега-популярном сериале 2005-2006 годов “Не родись красивой"?

— Да, начиналось всё с нескольких сцен “Не родись красивой”. Туда меня позвал, собственно, режиссёр, Александр Назаров. Мы тогда с ним были едва знакомы. Но опыт оказался крайне удачным. Сразу после этой пробы, я получил должность режиссера в следующем проекте этой команды Amedia - сериале “Любовь как любовь”. Он полюбился зрителям, можно сказать, стал хитом, и шëл в итоге несколько лет. Мы выпустили аж 320 серий, и каждая из них собирала максимальные для нашей аудитории рейтинги.

— Да, Ваш успех стал поводом для подражания, вы замечали попытки копировать Вашу работу?

— Конечно. Это касается как базовых вещей, вроде стилистики съемки, так и мелких приемов. Но самое интересное - это то, что своим проектом “Любовь как любовь” мы задали некий тренд в нейминге сериалов тех лет. После него слово в "любовь" названиях стало встречаться регулярно и повсеместно, иногда до смешного доходило, когда в программе телепередач шло подряд несколько фильмов с похожими названиями. Все пытались повторить наш результат.

— Вы снимали первый русский сериал на тропическом острове, который так и называется - “Остров”. Расскажите об этом опыте.

— Да, это действительно знаковая была работа. Мало того, что первый русский сериал на тропическом острове, так ещё и в принципе первый художественный сериал, который снимали на Сейшелах. Мне и моей съёмочной группе приходилось преодолевать множество разных трудностей, с которыми столкнуться в России при производстве сериала просто невозможно.

Начнём с того, что нам приходилось контактировать с местными, их обычаями и праздниками. А у местных там семь дней независимости на неделе. Буквально каждый месяц праздник, и естественно им нужен выходной под это дело. А у нас горят сроки, нужно снимать! Это было настоящее испытание - найти, убедить, привести, наконец, снять… Каждый вечер я просто радовался, что все прошло по плану - нашему плану, съемочному. Потому что почти каждый день этот план рисковал сорваться. Или, например, у них нельзя рубить пальмы, потому что местные жители верят, что это священное дерево и из каждой пальмы может вылезти дух и напакостить. Приходилось, конечно, считаться с местными обычаями и культурой. Хотя и десять пальм нам срубить всё-таки пришлось.

— На фестивале “Кино-Шок” Ваша работа получила приз зрительских симпатий. Кстати, она тоже связана с морской тематикой и называется “Отпуск летом”. Расскажите о ней и о фестивале. Как ее оценили не только зрители, но и критики?

— Эту работу мы представили в рамках конкурсной программы «ТВ-шок» фестиваля «Кино-шок» в Анапе. К тому времени лента уже имела высокие рейтинги, и нам пророчили победу, но внезапно выяснилось, что ТВ-фильмы не могут войти в список, который оценивает жюри - это, как говорится, “не их формат”. Однако, учитывая, что работа была действительно высокого уровня, для нас сделали исключение и оставили “Отпуск летом” в фестивальной программе. Правда, судить нас должны были теперь уже не жюри, а зрители, прямым голосованием. Волновался я страшно. Одно дело — жюри, члены которого являются моими коллегами, я прекрасно знаю и понимаю, что они оценивают, как смотрят, и так далее. И совсем другое, когда голосует зритель, это совершенно непредсказуемо! Это для меня было более почетно, более ответственно. Тогда я решился на самое сложное испытание, мы со Светой (прим: Тимофеевой-Летуновской, исполнительницей главной роли), после нашего вступительного слова сели смотреть фильм вместе со зрителями. Это незабываемое ощущение. К счастью для меня, просмотр закончился громкими продолжительными аплодисментами. Зал аплодировал стоя. Самое драгоценное в этом — я видел абсолютно искренние эмоции своего зрителя, для которого снимаю уже 15 лет. Мы получили первую премию. Зритель победителем выбрал нас.

— Есть ли у вас прогнозы, связанные с будущим российской киноиндустрии? Что можете посоветовать молодым специалистам и зрителям?

— Думаю, что сейчас зрителям в любом случае придется обратить большее внимание на российские фильмы и сериалы. Связано это, как вы понимаете, со снижением конкуренции с западными фильмами и сериалами. А если российские произведения будут больше смотреть, то и бюджеты увеличатся, а там, глядишь, и наших блокбастеров будет больше. Раньше ведь эти самые блокбастеры было выпускать крайне рискованно. Вот захотите вы снять дорогой фильм, а выйдя в прокат, придётся биться за зрительское внимание с условным Спилбергом, и вы легко можете проиграть. Сейчас этого риска не будет, и, возможно, мы увидим больше русских крупнобюджетных фильмов.

С другой стороны, вряд ли такое отсутствие конкуренции сыграет на пользу в долгосрочной перспективе. Если замыкаться в себе, ничего хорошего не выйдет.

Поэтому я бы посоветовал молодым режиссёрам и актёрам всё равно не игнорировать западные сериалы и фильмы. Смотреть новое и популярное важно. В кино насмотренность — одно из самых важных качеств.