Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика17 января 2024 18:58

Максим Орешкин: Навязанный стереотип, будто западные бренды лучше наших, — это морок, зомбирование российского потребителя

Орешкин назвал ключевой задачей формирование технологического суверенитета России
Помощник Владимира Путина Максим Орешкин в студии Радио "Комсомольская правда".

Помощник Владимира Путина Максим Орешкин в студии Радио "Комсомольская правда".

Фото: Оксана ЗУЙКО

Помощник президента России Максим Орешкин в интервью на Радио «Комсомольская правда» рассказал о продвижении на рынок российских брендов и о том, есть ли у России «план Б» на случай, если миру будет не нужна российская нефть

ПРО КОНКУРС «ЗНАЙ НАШИХ»

- Максим Станиславович, стало общим местом говорить, что события последних лет нашу экономику не сломили, а только закалили. По крайней мере, у российских производителей появился стимул инвестировать внутри страны, чтобы заполнять ниши, которые освобождают иностранные бренды. И я бы хотел начать разговор с вами с конкурса «Знай наших», который организует Агентство стратегических инициатив, и он как раз направлен на продвижение отечественных брендов. Сейчас как раз идет финальный этап сбора заявок, до 31 января он продлится. Зачем этот конкурс нужен государству и кого бы лично вы хотели видеть в составе участников?

- Вы правильно сказали, что с уходом западных брендов и с активным ростом потребительского спроса очень большие ниши освободились и появились для российских компаний. И понятно, что государство, для которого благосостояние граждан и качество жизни граждан является приоритетной целью, очень важно, чтобы было больше российских производств, чтобы было больше одновременно качественных товаров на рынке. То есть, с одной стороны, производство и рабочие места, а с другой стороны качественные товары и услуги для российских потребителей. Этот конкурс нацелен на то, чтобы поддержать те компании и дать им достигнуть бОльших результатов, для того, чтобы экономика лучше развивалась, было больше высокооплачиваемых рабочих мест в нашей экономике – с одной стороны. С другой стороны, чтобы наши граждане и мы с вами получали доступ к более качественным товарам и услугам.

- Это конкурс для совсем маленьких, неизвестных никому брендов? Либо средний бизнес, уже какие-то более-менее раскрученные бренды?

- Понятно, в нашей стране есть очень сильные бренды – Сбербанк или ВТБ в банковской сфере, или наши крупные телеком-операторы, которые на слуху и о которых все знают. Понятно, что они сами справляются с задачами своей собственной раскрутки и поддержания своих брендов, и о них не надо подробно рассказывать. Но есть очень много брендов, которые заявили себя на уровне регионов, своих населенных пунктов и готовы шагнуть на следующий уровень, готовы подняться. И вот задача как раз этот средний блок брендов поддержать на федеральном уровне. А если мы говорим про стартующие бренды, то это задача уже региональных властей. В регионе сначала их поддержать, дать им возможность подняться до более высоких позиций. И именно средний блок является приоритетом для поддержки в рамках этого конкурса.

ПРО ЛУГАНСКОЕ МОРОЖЕНОЕ И НОВГОРОДСКУЮ ОДЕЖДУ

- Что получают победители, финалисты, какие преференции им будут оказаны?

- Ну, понятно, что там большой список преференций – и реклама, и поддержка, и программы, и т.д. Но показателен очень один момент. Это то, что случилось с теми компаниями, которые победили в конкурсе год назад.

- Сейчас второй сезон конкурса уже.

- Да. Рост продаж в среднем 50%. Есть компании, которые нарастили продажи в разы. То есть, то, для чего конкурс задумывался – помочь компаниям сделать следующий шаг по этой лесенке движения к успеху, это сработало, мы видим уже по фактическим результатам. Тут не какие-то абстрактные данные, а данные налоговой службы, которая хорошо видит все эти показатели.

- Программа второго сезона «Знай наших» чем-то отличается? Может быть, расширены какие-то номинации, новые появились призы?

- Здесь идет расширение по всем фронтам. И бОльшее количество спонсоров крупных компаний, которые готовы оказывать поддержку. У нас будет и большой приз от Сбербанка, и много других компаний, и наши сети, электронная коммерция. Большое количество партнеров. То есть, возможность получить растущим брендам поддержку стала больше. Потому что все поняли, насколько важен этот конкурс, насколько он позитивен и все, в том числе, с точки зрения тех, кто готов помогать этим брендам, их количество просто увеличивается. Соответственно, понятно, что и конкуренция со стороны компаний-брендов возрастает. Если в прошлом году было около пяти тысяч заявок, то уже сейчас мы еще не закончили сбор, а уже больше восьми тысяч заявок брендов. И эти цифры будут только расти в ближайшие недели. То есть, бОльшая конкуренция, но и бОльшие возможности.

- Я видел отзывы победителей первого сезона и среди всех этих преференций, которые они получают, чуть ли не больше всего им запомнилась встреча с президентом. Будет ли такая возможность во втором сезоне?

- Президент, если вы следите за его выступлениями, постоянно касается темы растущих брендов и тех ниш, которые открыты на российском рынке, поэтому он этому конкурсу уделяет очень большое внимание. И, конечно, такой встречи нельзя исключать.

- Наши слушатели просят назвать компании, которые нарастили в разы продажи продукции, потому что люди сомневаются в том, что это произошло.

- Там есть абсолютно разные истории. Одна из таких интересных – это луганские производители мороженого.

- «Королевское» мороженое.

- Да. Там рост ограничен исключительно возможностями производства. Потому что количество рынков других регионов, которые этот производитель для себя открыл, оно измеряется десятками. Поэтому там рост продаж очень большой. Но я еще раз повторю – вы можете взять список, я не совсем в праве раскрывать конкретные цифры и финансовые показатели конкретной компании, но это данные налоговой службы по тем компаниям, которые… вот вы список открываете и видите, что эти компании в среднем показали 50%.

Пачка мороженого "Пломбир" Луганского хладокомбината. В 2023 году компания победила в конкурсе новых отечественных брендов в номинации "Продовольственные товары" на площадке форума "Сильные идеи для нового времени". Фото: Александр Река/ТАСС

Пачка мороженого "Пломбир" Луганского хладокомбината. В 2023 году компания победила в конкурсе новых отечественных брендов в номинации "Продовольственные товары" на площадке форума "Сильные идеи для нового времени". Фото: Александр Река/ТАСС

- Какие-то были еще проекты, которые запомнились лично вам?

- Есть компании, которые я открыл лично для себя. Может быть, они в рейтинге не победили, но я просматривал все компании и, например, я вот сейчас, когда езжу по региональным поездкам, я обязательно стараюсь в каждом регионе провести встречу с этими компаниями. Например, в Великом Новгороде познакомился с очень хорошим брендом одежды «Верста». Там хороший бренд «Крестецкая строчка» есть. Президент российские бренды носит… Я расскажу свой другой опыт, вот особенно 2022 год – это была очень частая история, когда ты ездишь по промышленным предприятиям, разговариваешь со специалистами, с инженерами и периодически звучала такая фраза. «Мы попробовали российское оборудование и оно оказалось лучше». Не раз я это слышал, причем, разные отрасли, разные регионы, разные компании… эта фраза часто звучала… вот такой был некий морок, который был наведен на российского потребителя, российские компании, что вот западные однозначно лучше. И еще вот это зомбирование, которое шло через рекламные каналы…

- Кстати, то же самое происходит, например, в туризме. Ездили все время куда-то в Европу, а сейчас – на Байкал, на Сахалин. Как быть со стереотипом, что в России не очень хорошо получаются именно потребительские товары? Это тоже, наверное, из советского прошлого тянется, это отношение, что военку мы делаем хорошо, какие-то научные прорывы у нас есть, а сделать обувь хорошую – это проблема.

- Изменилось отношение тех, кто производит. Потому что, если посмотреть и одежду, и многие другие потребительские товары, которые сейчас производятся в России, это совсем другое качество. Товар – это же не только сам товар, это еще та эмоция, которую человек получает, приобретая тот или иной товар. Сейчас достаточно просто попробовать посмотреть современные российские передовые бренды. Как раз конкурс и рассказывает о них, он ставит целью рассказать о том, что есть такие хорошие бренды, которые так замечательно выглядят, такого хорошего качества.

ПРО «БОИНГ» И ЕГО РОССИЙСКИХ КОНКУРЕНТОВ

- Надо, наверное, сказать спасибо нашим бывшим западным партнерам, мы все-таки научились у них чему-то, в частности, тому, что реклама – это двигатель торговли, и что своего покупателя надо холить и лелеять, любить и уважать. Что касается тех ниш, которые освободил западный бизнес, какие сегодня недозаняты российским бизнесом? Или за этот год с лишним все, что можно было, освоено?

- Даже если взять макроэкономическую статистику, у нас объем импорта товаров и услуг – 33 трлн рублей в 2023 году. Это очень большая сумма. Это те ниши, которые еще свободны. Понятно, что внутренний спрос растет, и растет очень активно, соответственно, все, что качественное предлагается на рынок, своего потребителя находит. Поэтому здесь можно и новый спрос осваивать, и можно выбивать почву у существующих западных поставщиков.

- Зачитаю еще одно сообщение от наших слушателей. «Господин Орешкин, а где же наша гордость за моторостроителей, авиа-, судо-, авто-?»

- По самолетам. Я буквально несколько месяцев назад был в Иркутске. Завод по производству самолетов МС-21. Читаешь сухие сводки, что сейчас в состоянии сборки находится 20-30 самолетов одновременно. Когда ты заходишь в этот цех, когда ты видишь эти 20-30 лайнеров, которые в гигантском цехе стоят, находятся на разном этапе сборки, это то, чем ты можешь гордиться. Понятно, что сейчас еще заканчиваются тестовые полеты, заканчиваются все эти необходимые меры, ну, потому что здесь безопасность превыше всего, но эти самолеты уже находятся в финальной стадии. Недавно правительство определило эту программу, и завод в Иркутске, на котором я находился, будет производить 36 самолетов ежегодно МС-21. А рядом строится еще один большой завод, который будет еще 36 машин производить ежегодно. В итоге в Иркутске 72 самолета МС-21 будет собираться. Поэтому гордость есть. Извините, самолеты, у которых двери вырываются, за них гордости быть не может.

Самолет МС-21-310 на авиасалоне в подмосковном Жуковском.

Самолет МС-21-310 на авиасалоне в подмосковном Жуковском.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Это вы сейчас про «Боинг». Да, большие проблемы у американской корпорации после того инцидента на Аляске.

- Вы же знаете историю, проанализировали, что там произошло…

- Не закреплены были двери.

- Причем не только в этом месте. Конкретно в этом самолете нашли еще 5 или 7 позиций, где тоже качество сборки хромало.

- Действительно, какие-то иностранные бренды ушли из страны. Но ведь, с другой стороны, появились китайские. Они и были до этого, но их стало еще больше. Стало ли проще конкурировать на внутреннем рынке нам с иностранными брендами или наоборот?

- Ну, с иностранными, конечно, проще. Некоторые западные бренды были устоявшиеся, и они уже давно потеряли качество, они были неэффективны по цене, но просто за счет привычки они занимали свои позиции. Привычки больше нет. Теперь все находятся в равных условиях, потому что ты предлагаешь товар, ты предлагаешь за него определенную цену, ты предлагаешь его с определенным качеством. И это здорово, что есть конкуренция с теми же импортными товарами из других стран. Потому что у потребителя всегда должна быть возможность выбрать. Но наш производитель, и мы это хорошо видим сейчас, и по данным всем видно, конкуренцию выигрывает в этой непростой конкуренции с новыми конкурентами показывает себя молодцом.

- Есть еще один стереотип, о том, что в русском народе не слишком развита предпринимательская жилка, как в некоторых других народах. Чувствуете ли вы это, что не хватает людей с инициативой какой-то предпринимательской? Или тот же конкурс, на который подали 8 тысяч заявок, опровергает этот стереотип полностью?

- В какой бы город нашей страны я ни приехал, встречаясь с местными предпринимателями, такого ощущения не возникает. У нас предприниматели есть, очень успешные, очень яркие, готовые покорять новые вершины не только в нашей стране, но и на глобальном рынке. У нас же много брендов, которые сейчас очень активно выходят на единицы, десятки новых направлений. Поэтому предприниматели у нас есть, и они великолепные.

Максим Орешкин об ушедших из России западных компаниях: "Некоторые западные бренды были устоявшиеся, и они уже давно потеряли качество, они были неэффективны по цене, но просто за счет привычки они занимали свои позиции. Привычки больше нет".

Максим Орешкин об ушедших из России западных компаниях: "Некоторые западные бренды были устоявшиеся, и они уже давно потеряли качество, они были неэффективны по цене, но просто за счет привычки они занимали свои позиции. Привычки больше нет".

Фото: Оксана ЗУЙКО

ПРО ПЕРВУЮ ЭКОНОМИКУ В ЕВРОПЕ

- Максим Станиславович, недавняя громкая новость: российская экономика обошла немецкую и стала первой в Европе. Давайте поговорим о том, что это значит. Во-первых, нужно, наверное, оговориться, что это по паритету покупательной способности, а не по общему объему.

- Паритет покупательной способности – это и есть общий объем. Просто не по рыночным ценам. Цены в России на значительное количество товаров и услуг ниже, чем в Германии. И как раз статистика по паритету покупательной способности она сравнивает хлеб с хлебом, а не то, сколько он стоит в Германии и в России.

- Это значит, что мы стали лучше жить, чем в Германии?

- Это мы говорим по объему экономики. Население в Германии значительно меньше, чем в России, поэтому на душу населения, конечно, в Германии подушевой ВВП гораздо выше.

- Все-таки, что стало причиной такого российского выхода на первое место в Европе? В первую очередь, это их недоработка? Все же знают, что там с немцами происходит. Заводы закрываются, переезжают в другие страны, газа российского больше нет дешевого. Или все-таки это наша заслуга?

- Если мы говорим о данных Всемирного банка, это данные Всемирного банка, на которые вы сейчас ссылаетесь. Это данные 2021-2022 года. То есть, это еще последствия того, что Россия гораздо лучше Европы прошла через пандемию, в том числе, с точки зрения экономики. Это достижение. Понятно, что после этого еще наступили события, которые позицию Германии ухудшают. А если посмотреть суммарный экономический рост 2022-2023 год, то 2022 год для нашей страны был непростой, но вместе с динамикой 2023 года мы здесь так же показываем динамику гораздо лучше, чем Германия, которая, например, в 2023 году показала отрицательную динамику ВВП. И как сказал президент недавно: вся эта история доказывает, что Европа от России зависела больше, чем Россия от Европы.

- На 2024 год какие у вас виды? Мы дальше продолжаем идти вперед, а Германия отваливается назад?

- У них проблемы системные, потому что я все время на это ссылаюсь, Жозеп Боррель когда выступал некоторое время назад, уже довольно продолжительное время назад, он сказал, что все благосостояние Европы зависит от поставок энергоносителей из России, потребительских товаров из Китая и возможности Европы работать на рынках России и Китая с точки зрения продажи своих товаров и услуг. Так вот, Германия потеряла российский рынок по целому ряду направлений. И в каких-то направлениях это для них может даже носить критический характер. Германия, например, себя не очень уверенно чувствовала на российском рынке автомобилей. Ушли и по итогам 2023 года мы читаем новости, что китайские производители стали номером один в мире…

- Да, и обогнали не только немцев, но и японцев.

- Да. Российский рынок, казалось бы, не самый большой, но он и не маленький, и он играет в глобальной ситуации, там, где конкуренция очень высокая, играет важное значение. Поэтому один из примеров, как немцы сами себя… у них вообще все не так хорошо с их автопромом в дальнейшем. Потому что раньше они имели конкурентное преимущество – у них были технологии того же двигателя внутреннего сгорания, бензинового и дизельного – и благодаря этим конкурентным преимуществам они доминировали в мире долгие десятилетия в этом плане. Сейчас же на повороте их китайцы обошли – новые платформы, электромобили, и это уже платформы, где немецкие производители не имеют конкурентного преимущества, скорее, китайские производители уже имеют те или иные конкурентные преимущества. Все, рынок изменился, технологическая платформа сменилась и один лидер меняется на другого.

Китайский порт Яньтай. Автомобили, ожидающие погрузки на грузовое судно для экспорта. Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС

Китайский порт Яньтай. Автомобили, ожидающие погрузки на грузовое судно для экспорта. Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС

ПРО ЖИЗНЬ ПОСЛЕ НЕФТИ

- Все-таки, вы же не будете отрицать, что нам очень сильно помогли наши азиатские партнеры, которые заместили для нас энергетический рынок Европы?

- Я бы не сказал, что они нам помогали. Это не совсем правильное слово. Они преследовали свои собственные национальные интересы. Они не такие идиоты, как европейские политики, которые загубили свои экономики. Они преследовали свои национальные интересы и тем самым это, конечно же, для России торговля быстро растущими лидерами мировой экономики – это сегодня азиатские страны – очень важный компонент позитивной динамики нашей страны в целом.

- Еще с 90-х годов мы говорили о том, что мы сидим на нефтяной игле. И сейчас все еще значительная часть доходов – это экспорт нефти, газа, угля. Сейчас идут разговоры о декарбонизации мировой экономики. У нас есть какой-то план Б на случай, если нефть уже на пике потребления или скоро достигнет его?

- Во-первых, что очень важно понимать? Наличие таких доходов – это всегда благо. Важно им правильно пользоваться. Второй тезис заключается в том, что, если посмотреть структуру роста, например, вот прошлый год. Добыча нефти в прошлом году у нас же около нулевой отметки, то есть, она вклад в экономический рост дала нулевой. В принципе, добычные отрасли у нас дали практически нулевой вклад в рост ВВП. Вот этот весь рост на самом деле в отраслях ненефтегазовой экономики, я недавно смотрел статистику Росстата по ненефтегазовому ВВП – она считается отдельно, за исключением добывающих отраслей, где-то 84-85% российской экономики, там рост под 8% в третьем квартале. Понятно, что, если 8% не нефтегазовой экономики сложить с нулем в нефтегазовой экономике, мы в среднем получим цифру 5%, которую мы имеем. Новость последних дней – то, о чем мы давно знали и уже это анализировали, вот сейчас оно вышло в информационное пространство, это демография Китая. Конечно же, это говорит о том, что, если население Китая в прошлом году уже на 2 миллиона человек сократилось, в ближайшие годы тенденция будет только усиливаться. Поэтому такого большого экстенсивного роста, какой у Китая был в последние несколько десятилетий, не будет. Понятно, что там подушевые показатели будут расти, но общий рост будет замедляться. Ну, есть другие экономики, есть южная Азия, есть Африка, где продолжается активный рост населения и центры экономического роста будут меняться вслед за динамикой населения и реализации тех или иных программ и возможностей в разных странах.

- То есть, если я перефразирую вас, то Китай будет, допустим, меньше потреблять нефти, но мы тогда уйдем в Индию или уйдем в Африку.

- Будет меняться география потребления. Будет меняться структура потребления. Нефть – это же не только бензин, да, не только энергетика. Это нефтехимия и газохимия, это пластики и другие разного рода материалы. Вот как раз нефтехимия и все, что с этим связано, будет расти очень активно в ближайшие годы. Если вы из нефти делаете пластик, у вас никакой эмиссии СО2 никуда не происходит. Это очень важный сегмент потребления нефти сейчас и он будет очень быстро расти в ближайшие годы. Потребление автомобилями, да, будет снижаться. Но потребление самолетами керосина будет расти, потому что активнее человечество будет пользоваться этим видом транспорта. И так далее. То есть, там есть разная комбинация факторов, чего точно не надо ожидать, что будет какой-то бурный рост или потребления этих товаров, или цен на них. Скорее всего, этот сценарий наименее вероятен, только если какие-то там геополитические события не очень хорошие произойдут. Но то, что этот рынок останется важным сегментом глобальной экономики как минимум на 10-15 лет, это абсолютно точно.

- Главное, чтобы не было резкого падения все-таки, потому что те графики, которые показывают на Всемирном форуме, они показывают, что сейчас пока идет на плато потребление нефти и газа, а после этого будет пике.

- Здесь главная задача для нас оставаться наиболее конкурентоспособными производителями этих товаров. По мере того, как спрос, в какой-то момент это произойдет, не в ближайшие годы, в какой-то момент он начнет снижаться, а пока у нас сегодня очередные оценки были роста спроса на нефть в глобальной экономике: +2,5 миллиона баррелей в сутки ожидается, и еще миллион с лишним в следующем году – то есть, этот процесс продолжается и спрос растет, а не падает по факту. Надо всегда фактические данные не забывать и на них смотреть. Ну, понятно, что бурного роста здесь не будет. Это очень важная часть российской экономики, она обеспечит большую часть доходов, но она очевидно не самая перспективная.

Студия Радио "Комсомольская правда" во время эфира с помощником президента России Максимом Орешкиным.

Студия Радио "Комсомольская правда" во время эфира с помощником президента России Максимом Орешкиным.

Фото: Оксана ЗУЙКО

ПРО ИНФЛЯЦИЮ И БЕЗРАБОТИЦУ

- Наши слушатели интересуются вопросом инфляции, почему цены растут все-таки больше, чем народ хотел бы. Вернется ли к какому-то более приемлемому уровню инфляция в ближайшее время?

- Вернется. Сегодня об этом на совещании президент говорил. И правительство, и Центральный банк как раз сконцентрированы на том, чтобы тот всплеск инфляции, который мы видели в конце прошлого года, в том числе, связанный с динамикой валютного курса, чтобы этот всплеск остался позади, и мы вышли на те целевые уровни, которые Центральным банком поставлены.

- Верите ли вы в то, что в ближайшие годы, может быть, через 5-6-8 лет действительно мир перейдет на новый технологический уклад, что индустриальная эпоха полностью сменится постиндустриальной?

- Знаете, мир, он всегда существует во всех парадигмах, во всех технологических революциях. У нас до сих пор работают и паровые двигатели, которые были в старых волнах технологических изменений. Но то, что технологический цикл сжался, что срок от идеи до изготовления товара и выхода его на рынок, его проникновения на рынки (это как бы второй этап цикла), они стали короче, это говорит о том, что технологические изменения сейчас играют гораздо более важную роль. Мы говорим про искусственный интеллект, который серьезно будет менять структуру мировой экономики, мы говорим про технологии уровня «человек – природа». Это и новые материалы, и новая мобильность. Мы говорим про изменения в автомобилях, в железных дорогах, высокоскоростные магистрали. То есть по многим направлениям идут изменения. И, конечно же, изменения идут по линии «человек – человек». Это, конечно, все, что связано с цифрой, с платформизацией.

Например, платформы такси, которым мы в Москве все пользуемся, это же коренное изменение вообще рыночных взаимоотношений. И покупатель, и водитель стоимость услуги получают от цифровой платформы. Зато услуга оказывается настолько эффективно и настолько качественно, что сложно было себе представить 10-15 лет назад, когда люди ловили еще рукой машину на улице и пытались договориться с таксистом о цене.

- Есть мнение (и мы слышали, что его поддерживает Эльвира Набиуллина), что сегодня главная проблема российской экономики – не доступность денег, например, а дефицит рабочих рук. Вы согласны с этим мнением? И не будет ли потом так, что у нас произойдет обратное – искусственный интеллект внедрится в нашу жизнь, и уже люди не понадобятся российской экономике?

- Вот последнего точно бояться не стоит. Потому что за общую занятость отвечает макроэкономическая политика. Если в какой-то момент, не дай бог, будет расти безработица, всегда есть возможность принять решение и по снижению процентных ставок, и по бюджетному стимулированию, для того чтобы эти проблемы в экономике решить. То есть общий уровень занятости, он поддерживается макроэкономической политикой.

- То есть не допустим 25%-ную безработицу?

- Да. Что мешает более активному росту производства в нашей стране? Я бы сказал, даже не дефицит кадров. Мне кажется, это не совсем правильная фраза, более правильная фраза – дефицит квалифицированных кадров. Действительно, то, на чем важно сделать акцент в ближайшие годы, это усиление системы профессионального образования как на линии вузов, так и на линии среднего профессионального образования. Ну, во-первых, у нас очень большое поколение сейчас подходит к периоду получения своего первого профессионального образования, это поколение конца нулевых – начала десятых, очень большое поколение. Важно, чтобы оно получило качественное образование. Потому что именно оттого, какое оно образование получит, во многом и зависит будущее нашей страны.

Почему я говорю про квалифицированные кадры? Мы же видим ситуацию, что производительность труда в нашей экономике пока еще отстает от лучших образцов в мире. Это означает, что повышение квалификации, внедрение новых технологий, их активное использование, включая тот же искусственный интеллект, это то, что будет позволять преодолевать проблемы дефицита кадров.

Помощник Владимира Путина Максим Орешкин в редакции "Комсомолки".

Помощник Владимира Путина Максим Орешкин в редакции "Комсомолки".

Фото: Оксана ЗУЙКО

ПРО КИТАЙСКУЮ ПРОДУКЦИЮ С РОССИЙСКИМИ БИРКАМИ

- Еще один вопрос от слушателей, я бы даже сказал, вопль такой. «Подшипники почти не производят, всё маркировано: Китай». И много жалоб, что российское производство – это во многом китайские технологии с российскими бирками.

- Проблематика создания собственных технологических платформ – это, я думаю, одна из ключевых тем для России в этом десятилетии – собственные технологические платформы, их развитие, развитие собственных технологических компетенций. И всё это вместе формирует условия так называемого технологического суверенитета. Это одна из ключевых задач, и, очевидно, здесь будут приложены максимальные усилия, чтобы прогресс был максимальный.

- Попытаюсь перефразировать. То есть, не всё сразу? Нельзя ожидать, что взмах волшебной палочки – и у нас сразу появились и автомобильные заводы, свои собственные полностью, независимые ни от Китая, ни от Германии. Так?

- Здесь важно в первую очередь работать по наиболее перспективным рынкам. Я думаю, вы знаете, в прошлом году был правительством утвержден по предложению президента национальный проект по беспилотным летательным аппаратам. Это создание абсолютно новой отрасли. И сейчас этот механизм начинает работать, он объединяет в себе и производство, и регуляторику, и подготовку кадров, и формирование долгосрочного спроса. То есть государство помогает сформировать условия, для того чтобы этот рынок, который только зарождается в мире, чтобы здесь Россия была в лидерах. Как нам удалось, например, в финтехе оказаться одними из лучших в мире или еще по целому ряду направлений, в атомной энергетике, например. Мы же показываем, что можем быть лучшими в мире. Поэтому здесь важно выбрать такие приоритетные направления и на них сконцентрировать усилия. Потому что всё делать самим невозможно. Ни одна страна в мире не делает все сама, таких стран в мире не существует, для этого есть международная кооперация. Но по определенным приоритетным направлениям, особенно тем, которые перспективны с точки зрения глобального развития, Россия должна себе ставить задачу быть в лидерах и прикладывать все необходимые для этого усилия.