Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
19 января 2024 13:10

От чая до нефти: что может подорожать из-за ракетных атак хуситов в Красном море

Эксперты рассказали, что будет с ценами из-за обстрела кораблей в Красном море
Кадр из видеоролика хуситов о захвате грузового корабля Galaxy leader в Красном море, ноябрь 2023 г.

Кадр из видеоролика хуситов о захвате грузового корабля Galaxy leader в Красном море, ноябрь 2023 г.

Фото: REUTERS

Нефть дорожает – рубль укрепляется: эта формула работает безотказно уже десятки лет. Вот и в середине зимы доллар и евро заметно укрепились. 15 января и тот, и другой опустились ниже ноябрьских позиций - евро на Московской бирже стал дешевле 96 рублей, доллар снизился до 87 рублей 40 копеек. Причина - подорожание нефти на 5-7 процентов (до $80 за баррель) на фоне конфликта в Йемене и возрастающей опасности провоза грузов через Красное море.

Почему это море сделалось столь опасным? Напомним, всему виной проделки йеменских хуситов - военной и далеко не дружественной, мягко говоря, организации для Израиля и его союзников. Когда Израиль в конце прошлого года начал военную операцию в Газе, хуситы, которые окопались как раз на побережье Красного моря, учинили ракетные атаки на торговые корабли дружественных Израилю стран. То есть в первую очередь на суда США и Англии. В ответ американцы с британцами с 12 января наносят ракетные удары по базам йеменских хуситов. Но те оказались к войне готовы и, несмотря на атаки, продолжают обстреливать в Красном море корабли друзей Израиля.

Чуть не попал под обстрел хуситов 13 января и российский танкер, следовавший под флагом Панамы. Ракета упала в полукилометре от судна, и никто не пострадал. После этого в Йемене пообещали российские и китайские корабли не атаковать. Однако многие наши суда, не желая рисковать, уже идут в обход Африки.

НА ЧТО ЭТО ВЛИЯЕТ?

На цены. В первую очередь, как указано выше, нефтяные.

- Проблема Ближнего Востока и его конфликтов замыкается в большей степени на нефтеперевозках. Это наиболее «чувствительный» сырьевой товар, который там возят, - отмечает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики Георгий Остапкович. – И для России эта ситуация выгодна, потому что цены на нефть растут. А значит, мы не теряем, а приобретаем дополнительные доходы в бюджет.

Хуситы уже пообещали не атаковать российские и китайские корабли. И всё же многие наши суда, не желая рисковать, уже идут в обход Африки.

Хуситы уже пообещали не атаковать российские и китайские корабли. И всё же многие наши суда, не желая рисковать, уже идут в обход Африки.

Фото: REUTERS

Однако не все так радужно.

- Приличный объем российской нефти экспортируется из портов Ленинградской области и Новороссийска (из последнего, кстати, уходит покупателям и казахстанское топливо), - поясняет директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. – Из Ленинградской области нефть идет через Балтику в Средиземное море, после по Красному морю в Индию и другие страны. Это одна из наших основных магистралей, поэтому напряженная ситуация в Красном море увеличивает плечо поставок (протяженность маршрута и сроки, - Ред.) нашей продукции на мировые рынки. К тому же страховщики из-за рисков повышают стоимость своих услуг.

В ЕВРОПЕ ВЫРАСТЕТ ИНФЛЯЦИЯ

На мировых рынках из-за атак хуситов еще более неспокойно, чем на российских. По данным нидерландской банковской группы ING, через эту магистраль ежедневно проходит более 20 млн баррелей нефти - это примерно 20% мирового потребления.

- А еще там перевозят разные потребительские товары из Европы в Азию (в основном, Китай) и обратно, - дополняет Алексей Зубец. – Всего по Красному морю идет 12-13% объема международной торговли. И если Суэцкий канал выходит из строя, то это значительно усложняет коммуникации и приводит к повышению стоимости всех перевозимых там товаров. Отсюда рост инфляции. В этот раз она может подняться в Европе на 1-2%.

Всего по Красному морю идет 12-13% объема международной торговли.

Всего по Красному морю идет 12-13% объема международной торговли.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ОБХОД НЕ ТАК УЖ И ЗАТРАТЕН

Так считает старший партнер «Оптималог» Георгий Властопуло.

- Есть мнение, что если направлять суда через Мыс Доброй надежды (то есть через ЮАР, огибая всю Африку, - Ред.), то увеличиваются расходы на содержание команды и топливо, - говорит эксперт в эфире радио «Комсомольская правда». - С одной стороны, это так и есть. Но с другой, по затратам он практически эквивалентен проходу через Суэцкий канал, потому что суда выплачивают 10% ренты Египту за транзит. И эта рента равна обходным затратам. Но помимо затрат есть сроки доставки, которые при обходе через Африку увеличиваются в среднем от 7 до 15 дней. И это очень существенно. Однако ради снижения рисков любая компания, в том числе и российская (несмотря на заявления хуситов не трогать наши суда), выберет обходной путь. Мы уже видим, что трафик по Суэцкому каналу упал по разным оценкам от 40 до 80%. А количество судов, идущих в обход, увеличилось в 2,5 раза.

Огибают сейчас Африку и суда, везущие в Россию чай из Индии, Шри-Ланки и Кении. Это наши основные поставщики. Значит ли это, что чай на прилавках подорожает?

- В ближайшее время нет, - обнадеживает глава Ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия в эфире радио «Комсомольская правда». – Ситуация, конечно, вызывает обеспокоенность. Но в прошлом году, когда ввели санкции, было время и похуже. Тогда доставка вместо стандартных 40 дней увеличилась до 90. И на ценах это сказалось не сильно. Поэтому ничего критического сейчас нет, но держать руку на пульсе необходимо.