Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
26 января 2024 20:00

Как cпецкор «Комсомольской правды» Никита Михалков собирал на Камчатке и Чукотке материал для будущего вестерна

50 лет назад, в январе 1974 года, вышел фильм кинорежиссёра Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он появился после камчатско-чукотской экспедиции на собачьих нартах, в которой Михалков участвовал как спецкор «Комсомольской правды»
Старший матрос Тихоокеанского флота Никита Михалков (1972 год)

Старший матрос Тихоокеанского флота Никита Михалков (1972 год)

Советская власть – как учёт и контроль

В мартовские дни 1973 года, выйдя из своего отдела в редакционный коридор, столкнулась с высоким парнем в собачьей дохе до пят. Особо удивительного в том ничего не было: по коридору «Комсомолки» кто только и в каких нарядах не ходил. Тем более, что лицо этого прохожего оказалось знакомым: киноактер Никита Михалков. Тут же вспомнилось, что он - участник камчатской экспедиции по тундре на собаках, о которой ещё в октябре, в номере на день рождения комсомола (28.10.1972), был напечатан его репортаж как спецкора «Комсомольской правды». Значит, спецкор вернулся с задания и, как водится, прямиком с самолёта с отчётом к редактору.

Теперь уже мало кто вспомнит об этом походе. Тогда больше гремели полярные экспедиции «КП» к Северному полюсу. Да и репортаж спецкора Михалкова (в соавторстве с другим участником З. Балаяном) остался в нашей газете единственным за все 117 дней похода, что тоже понятно: шли вчетвером 2 тысячи километров из Петропавловска-Камчатского до Петропавловска на Чукотке — от посёлка к посёлку — практически без связи. Поход был самодеятельный, под эгидой Камчатского обкома комсомола и местного Союза журналистов, материально слабо подготовлен, посвящён был местному событию – 50-летию легендарного похода героя гражданской войны Григория Чубарова: он прошел тем же маршрутом для установления советской власти в этих краях.

Репортаж спецкора Михалкова (в соавторстве с другим участником З. Балаяном)

Репортаж спецкора Михалкова (в соавторстве с другим участником З. Балаяном)

Но идея похода была по-своему красива. Действительно, захватывает замысел – повторить поход и своими глазами увидеть, что изменилось и как стало. Что из себя представляет советская власть теперь, через полвека? Стоит сказать, что Никите Михалкову в это время было уже 27 лет, и он вовсе не был заряжен пропагандистски, напротив – взгляд его был весьма критичным. Но уже первое знакомство с чубаровской эпопеей что-то в нём перевернуло.

Вот как это описано Михалковым в стартовом репортаже. «С нами – дневники чубаровцев, в которых с исследовательским педантизмом подробно описывались поселки, перечислялись дворы и амбары, составлялись списки грамотных, списки коренного населения, инородцев и представителей иностранных фирм, безбожно грабящих местное население.

В камчатских кухлянках и камлейках (Зорий Балаян и Никита Михалков)

В камчатских кухлянках и камлейках (Зорий Балаян и Никита Михалков)

… трудно поверить, чтобы люди, которые несколько дней и ночей продирались сквозь белую воющую пургу, люди, которые спали на снегу в обнимку с собаками, в первый же день прибытия в очередной поселок сразу после утомительного перехода вновь принимались за работу и фиксировали в дневнике: «11 дворов, 10 балаганов, 25 мужчин, 23 женщины, детей мужского пола 15, женского – 7, грамотных – один, школа нет пушнину забирает представитель фирмы «Свенсон» и «Гудзон-бей и Ко»..

Не исключено, что именно Чубаров, осуществлявший советскую власть как учёт и контроль, проглядывает в будущем михалковском фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» за фигурой интеллигентного командира Сарычева.

История об украденном золоте

Была в этой истории и вторая сторона, особенно привлекательная для киношника. Отряд Чубарова догонял по тундре белогвардейскую банду есаула Бочкарёва и генерала Полякова. Молва приписывала Бочкарёву, отличавшемуся звериной жестокостью, что это он лично сжег заживо в паровозный топке Сергея Лазо. На Чукотку был послан американской фирмой «Свенсон» для ликвидации там советской власти и оккупации золотоносных приисков. Бочкарёв прибыл на двух шхунах, одну из которых превратил в плавучую тюрьму. Ревкомовцы были уничтожены. Прииски отданы на разграбление американцам. Сами бочкарёвцы прошли по Чукотке с грабежами и расстрелами, отнимая у местного населения пушнину, оленей, намытое золото и продовольствие.

В пути

В пути

Путь бочкарёцев лежал на Аляску, куда они стремились вывезти награбленное. Оставляли после себя пустыню и погибающих аборигенов.

Отряд красногвардейцев догнал и обезвредил бандитов, спасенное золото вернулось в казну. Знакомый сюжет, не правда ли?

Никита Михалков издал не так давно свои дневники, которые вёл в том походе. И там в авторских комментариях он упоминает фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», напрямую связывая его с пережитым в камчатской экспедиции. Это дает нам некоторое право утверждать, что «Комсомольская правда» стояла у истоков этого триумфального михалковского вестерна. И что её спецкор задание газеты выполнил блестяще.

Теперь уже мало кто вспомнит об этом походе

Теперь уже мало кто вспомнит об этом походе

Каким мог быть неопубликованный репортаж

Что касается заключительного репортажа о юбилейном походе, его газета публиковать тогда не стала. Информационный повод уже прошел, да и сам отчёт спецкора Михалкова был не репортажем, а, скорее, литературой. Но кто, спрашивается, не позволит сделать публикацию сегодня? Тем более, в дневниковой книге Никиты Сергеевича под тысячу страниц, можно выбрать его оценку той экспедиции и того, что она дала лично ему. Читайте…

— Год на Камчатке была и до сих пор остается одним из самых счастливых времен моей жизни… Мне удалось совершенно слиться с моими товарищами; там не было ни писательского сына, ни московского артиста, ни молодого режиссера, начинающего свой первый большой фильм. Знаете, многие будут смеяться или пожимать плечами, но в ответственной несвободе есть тоже особая прелесть. Я научился терпению, научился доходить до конца во всем, что начинаю.

Для меня возможность прикоснуться к этому – во многом вещь символическая, метафизическая…

Но это осознание случится только через 3,5 месяца нашего похода, который, как я только потом понял, дал мне столько, что трудно было себе даже представить. Это касается и творческих идей, и человеческого опыта, и тесного общения с суровой природой, и понимания того, что человек – только малая часть этой природы.

Когда-то в фильме «Я шагаю по Москве» довелось спеть: «…и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу». Слова гениального Гены Шпаликова из песни, которую пела вся страна, оказались пророческими. Я и впрямь получил, может быть, самый бесценный подарок в моей жизни.

Н. Михалков, наш спецкор

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

В «Модный приговор» выбрали ведущего, в «Голосе» поменяли наставника, а Тутберидзе снялась в шоу на «Пятнице» (подписывайтесь на наш подкаст)