Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество2 февраля 2024 9:20

Ирина Черная: Математика может быть доступной и увлекательной!

Лауреат всероссийских педагогических конкурсов рассказала, как привить любовь школьников к «сложным» предметам и о собственной методике воспитания победителей математических чемпионатов
Сергей ВЛАДИМИРОВ

Российская и советская математическая школа по-прежнему является одной из ведущих в мире. Не случайно юные таланты из России стабильно берут награды на самых престижных международных соревнованиях. Только в 2023 году российские школьники выиграли пять золотых медалей на 64-й Международной математической олимпиаде, а не далее как в декабре 2023 года получили три золота на Китайской национальной олимпиаде. Однако любой бриллиант нуждается в огранке, а талант – в грамотном преподавателе. О том, как вырастить гениев и привить любовь к науке, КП узнала у одного из ведущих преподавателей математики в России Ирины Черной, в активе которой – неоднократные победы её учеников в национальных чемпионатах по креативной математике.

- Ирина, среди ваших учеников много призеров крупнейших российских соревнований по математике. Редкий учитель может похвастать таким. Когда появились первые победы?

- Выезжать на соревнования мои ученики начали с 2019 года. Тогда на чемпионат по креативной математике Южного Федерального округа отправилось 13 человек от нашего центра. В результате 12 из них заняли призовые места. Весной 2021 года в Петербурге мы участвовали в чемпионате России по креативной математике, из 12 ребят в призёрах оказались семеро. На окружном чемпионате в 2021 году все четыре участника взяли первые места. Так что после каждых состязаний по математике мои ребята приезжают с медалями.

- Среди ваших личных побед в национальных профессиональных конкурсах есть диплом первой степени в номинации «Мои педагогические “Изюминки”» на Всероссийском конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее». Так в чем ваша «изюминка»? Как вы подаете детям «скучный» предмет?

- Математика – это совсем не скучно, хотя такое ее восприятие действительно есть, и во многом из-за того, как ее часто преподносят детям в школах. Я убеждена, что эта наука может быть доступной – именно с под таким названием я презентовала свою работу на конкурсе, кстати. Суть в том, чтобы доносить сложное в простой форме. Прививать прежде всего любовь и восторг наукой, а потом уже знания. Да, это не всегда просто, но несмотря на трудности в работе, я продолжаю любить свой предмет и спокойно отношусь к детям, которые не понимают и не любят математику. Я принимаю это как вызов. Легко учить гениев, а вот показать мастерство на ребенке, которому кто-то неправильно преподнес этот предмет, и он стал казаться трудным и неинтересным – гораздо сложнее. Это очень интересно наблюдать, когда совсем ничего не знающий малыш через пару лет на чемпионате держит кубок.

- Свой подход к преподаванию вы оформили в методику и недавно представили ее на педагогической конференции в Москве, коллеги высоко оценили презентацию. Вы и на них применили свой креативный подход?

- При оформлении заявки на конференцию меня зацепила фраза «подойдите креативно». Сказано – сделано. Мои коллеги выступали с сухим докладом, длинными текстами мелким почерком в презентациях, а я в презентацию включила только фото, красочные, интересные, порой вроде бы и не связанные с математикой. Говорила я от имени математики с людьми. Я поразилась тому, как молчал зал. Иллюстрациями я пыталась показать всю красоту и великолепие науки и как ее можно преподавать в школе. В конце выступления услышала аплодисменты. Коллеги из другого города сказали, что слушали на одном дыхании, не дыша, – так их сильно зацепили мои слова.

- Вы вдохновляете коллег, а за многократные победы ваших учеников получили приглашение вступить в профессиональную общественную организацию «Учитель года», куда принимают только победителей и лауреатов одноименного конкурса Министерства образования РФ. При этом насколько знаю, по первому образованию гуманитарий. Как получилось, что вы связали свою жизнь с «царицей наук», математикой?

- Действительно, я окончила факультет истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета. Также отучилась на факультете журналистики и массовых коммуникаций Университета Российской академии образования и на отделение французской филологии в Кубанском государственном университете. После отъезда из Краснодара в Москву какое-то время пришлось поработать гувернанткой, и именно тогда у меня возникла страсть к преподаванию. Мне нравилось доносить информацию простым языком, чтобы заинтересовать и заинтриговать ребенка. Позже я вернулась в Краснодар и нашла себя в развивающем центре для детей, где прошла обучение по направлению «креативная математика» по международной программе IMATHS. Сейчас совмещаю преподавание в этом детском центре с должностью модератора этой программы в Краснодаре, которую получила в 2019 году – обучаю новых педагогов, провожу международный экзамен.

- Благодаря этому развороту выиграло все российское сообщество учителей. За ваш вклад в развитие образовательных систем в прошлом году вас пригласили в жюри национального конкурса «Эффективное образование». Насколько значимо это для вас?

- Этот конкурс проводит Фонд «Социальные проекты», который ставит своей целью выявлять инновации и лучшие практики в разных областях, в том числе в образовании. Партнерами конкурса в образовании в прошлом году выступили Роспотребнадзор, Департамент труда и социальной защиты населения, Правительство Москвы и Росстат. Для меня это, конечно, значимое событие. Приглашение в жюри конкурса профессионалов я воспринимаю, как своего рода официальное признание того, что мой подход к преподаванию интересен не только мне и моим ученикам. К тому же члены жюри ведь не только выставляют оценки конкурсантам, но и помогают им улучшить свои проекты. И для меня важно, что мой опыт поможет сформировать интерес к точным наукам не только у моих учеников.

- Как признанный на всероссийском уровне эксперт в педагогике скажите, учитель – это все же профессия или призвание?

- Для меня лично педагогическая деятельность – это и профессия, и призвание. Можно обладать всеми необходимыми качествами и знаниями, но если не ощущаешь внутренней склонности к преподаванию будет трудно оставаться вдохновленным. Работа с детьми – это очень интересно, но эмоционально затратно. И если нет ни любви к своему предмету, ни любви к общению с детьми – будет непросто, но все же даже в этом случае можно найти вдохновение, если посмотреть на свой предмет другими глазами. Я хорошо помню реакцию педагогов на конференции, где я выступала с докладом о том, как проще и интереснее можно преподавать математику детям в любом возрасте, и это подтолкнуло меня написать книгу о своей методике. Если это поможет другим преподавателям вдохновиться самим и раскрыть таланты своих учеников, я буду только рада, ведь, как известно, чужих детей не бывает.