Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды2 февраля 2024 0:58

Чертовщина и мистика на съемках Булгакова: Внезапные смерти, дьявольские знаки, пандемия и другие бедствия

Трижды Булгакова экранизировали и трижды съемочную группу преследовали загадочные трагедии и невероятные совпадения
Первоначально свежая экранизация «Мастера и Маргариты» должна была называться «Воланд». Фото: Кадр из фильма

Первоначально свежая экранизация «Мастера и Маргариты» должна была называться «Воланд». Фото: Кадр из фильма

«Мастер и Маргарита» уместно отнести к сталиниане (черты советского правителя есть и в Воланде, и в Понтии Пилате, а диалоги с Мастером и Иешуа могут отражать взаимодействие Булгакова и Сталина).

Но обычно роман воспринимают поверхностно и игриво, недаром его так любят романтичные студентки, - как первый в СССР учебник по эзотерике и магии. Поэтому и мистический флер от книги никак не отлипнет.

Мы тоже покопались и, конечно, нашли несколько историй со съемок экранизации булгаковского романа, которые при желании можно считать даже происками дьявола.

Как вы фильм назовете...

Только на первый взгляд кажется, что свежая экранизация «Мастера и Маргариты» 18+ прошла гладко. Идея появилась в 2018-м. Голливудская студия Universal Pictures выделила денег, привлекла звезд и согласилась, чтобы русские сами снимали - как носители культуры автора произведения. Но это была лишь иллюзия.

Первоначально фильм должен был называться «Воланд». Если героев романа портил квартирный вопрос, то наследников Булгакова - денежный. Потомки Елены Булгаковой, третьей жены писателя, умудрились продать права на экранизацию и в Америке, и в России. Поэтому и возникли трудности с использованием названия романа. В итоге его все же выкупили.

Нечистая продолжила мешать карты: сперва поменялся режиссер (Николай Лебедев ушел снимать «Нюрнберг»), потом грянули пандемия, СВО. Американцы буквально испарились, будто Степа Лиходеев. Режиссером проекта стал Михаил Локшин.

Кара для Кары

Из всех, кто брался экранизировать роман, Юрию Каре, вероятно, не повезло больше всех. Хотя он был первопроходцем. Фильм с суперзвездами советского кино (Валентин Гафт, Михаил Ульянов, Анастасия Вертинская и др.) был снят в 1994 году, но лег на полку на 17 лет из-за конфликта по авторским правам с наследниками Булгакова. У проекта сменилось шесть операторов. Кроме того, режиссерский монтаж фильма составил три с половиной часа, что категорически не устроило продюсеров - пришлось резать до двух. Взбунтовались актеры. А еще в машину режиссера врезался человек по фамилии Коровьев. Проклятие?!

У ног Валентина Гафта (Воланд) - Анастасия Вертинская (Маргарита). На ленту Юрия Кары потратили баснословные в те годы 15 млн долларов, но целиком зритель ее так и не увидел. Фото: Кадр из фильма

У ног Валентина Гафта (Воланд) - Анастасия Вертинская (Маргарита). На ленту Юрия Кары потратили баснословные в те годы 15 млн долларов, но целиком зритель ее так и не увидел. Фото: Кадр из фильма

Театральный провал

Уже и не мечтавший о том, что экранизация выйдет, Юрий Кара пристально следил за коллегами, которые тоже пытались поставить роман. У всех из них были проблемы. И, кажется, режиссеру удалось разгадать причину.

- Насколько я знаю, те, кто пытался свободно обращаться с текстом романа, за это поплатились, - отмечает режиссер. - Константин Райкин собирался делать спектакль в своем театре, но все переругались, потому что в ткань романа были внедрены песни и стихи. Михаил Левитин хотел инсценировать московскую линию, его консультировал Лакшин (филолог, мемуарист и специалист по Булгакову. - Авт.), а Воланда должен был играть Юрий Яковлев. Но Лакшин вдруг позвонил и сказал, что в монтажной пробило водопровод и все залило. Так что лучше с этой вещью не связываться: в ней чертовщина. Левитин посмеялся: «Ерунда!» И в этот момент лопнула труба отопления у него в кабинете, и ему тоже залило всю комнату.

«Иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»

Притчей во языцех стала и повышенная смертность участников экранизаций.

За месяц до премьеры сериала Владимира Бортко в 2005 году погиб при невыясненных обстоятельствах 47-летний Александр Чабан из Петербурга (он играл следователя). Через год не стало Павла Комарова: 38-летний актер исполнил в сериале небольшую роль вора.

В декабре 2006 года ушел сыгравший критика Латунского Станислав Ландграф. Как мы помним, Маргарита хотела прострелить герою сердце - актер скончался от сердечного приступа. Весной 2007-го скончался Кирилл Лавров, лучший исполнитель роли Пилата, - сразила лейкемия. В тот же день ушел под лед во время рыбалки Евгений Меркурьев, исполнивший роль счетовода. Неподражаемый Александр Абдулов, сыгравший Фагота, в начале 2008 года скончался от рака легких - о саркоме легкого в первой главе романа рассуждает Воланд в беседе с Берлиозом.

В 2009 году скончался и колоритный Юрий Оськин, сыгравший швейцара: через три года ушел из жизни его сын Тихон - остановилось сердце. В начале 2010-го дома бездыханным нашли Влада Галкина - поэта Ивана Бездомного в сериале. Его тело пролежало в квартире трое суток. Чуть позже сгорел от рака легких искрометный Илья Олейников, блестяще перевоплотившийся в финдиректора Римского.

Сыгравший роль Никанора Босого, председателя жилтоварищества, Валерий Золотухин скончался от опухоли головного мозга в марте 2013 года. Той же весной Дмитрий Поддубный (в сериале агент НКВД) погиб от тяжелой черепно-мозговой травмы при невыясненных обстоятельствах. И это лишь часть мрачного списка...

Сериал Владимира Бортко 2005 года - пока самая удачная экранизация. В кадре (слева направо) Александр Адабашьян (Берлиоз), Олег Басилашвили (Воланд) и Владислав Галкин (Иван Бездомный). Фото: Кадр из фильма

Сериал Владимира Бортко 2005 года - пока самая удачная экранизация. В кадре (слева направо) Александр Адабашьян (Берлиоз), Олег Басилашвили (Воланд) и Владислав Галкин (Иван Бездомный). Фото: Кадр из фильма

Пророчество Янковского

Звезда сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Иван Янковский стал популярен, потому что не отказывается от любых ролей. А вот его великий дедушка - Олег Янковский был куда избирательнее, поэтому Мессиром так и не стал. В сериале Владимира Бортко артист сниматься не захотел. «Я не знаю, как Воланда играть! - разводил руками Олег Иванович. - В каком костюме он должен быть? А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа - можно, он был реальным человеком».

Следом Бортко хотел утвердить на эту роль Жана Рено и Гэри Олдмана - не срослось. Отказались Александр Калягин (Берлиоз) и Владимир Машков (Мастер). Наверняка эти прекрасные артисты предвидели печальные последствия! Сериал Бортко вышел в 2005 году, Янковский скончался от рака в 2009-м. А вот Олег Басилашвили, сыгравший в том проекте дьявола, прямо на съемках утратил голос, пережив кровоизлияние в голосовую связку. К счастью, с Олегом Валериановичем все в порядке, осенью ему исполнится 90 лет.

И ВОТ ИТОГ

В мире есть масса произведений и помистичнее «Мастера и Маргариты»: от пресловутого «Фауста» Гете и «Божественной комедии» Данте до примерно всех произведений Николая Гоголя. Миры скандинавского фольклора, Говарда Лавкрафта и Джеральда Брома и вовсе трогать не будем, чтобы не вызвать обморок у восторженных и впечатлительных почитательниц томного и меланхоличного Мастера. Возможно, булгаковская дьяволиада и нарочитая «липкость» происходящего в жаркой Москве и Ершалаиме с героями романа и могут суеверным людям казаться манящей эзотерикой. А возможно, и сам автор умело спрятал ключик к этой «тайне» в романе - через ушедшую в народ фразу Воланда: «Этого не может быть, рукописи не горят». Мало того что не горят, так еще и, очевидно, умеют сильно обжигать тех, кто относится к серьезным произведениям легкомысленно и без должного уважения, приступая к поверхностной или, что еще хуже, побуквенной адаптации с пошлой целью наживы.