Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Boom metrics
Экономика29 сентября 2023 17:06

Рост стоимости бензина вдвое обогнал инфляцию: что будет с ценами дальше

Аналитик Суверов считает, что запрет на экспорт нефтепродуктов будет пересмотрен
По мнению большинства экспертов, запрет на экспорт нефтепродуктов вряд ли продлится долго. Но он точно поможет сдержать рост цен и даже немного их снизить.

По мнению большинства экспертов, запрет на экспорт нефтепродуктов вряд ли продлится долго. Но он точно поможет сдержать рост цен и даже немного их снизить.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Стоимость горючего продолжает расти. По последним данным Росстата, только за одну прошлую неделю бензин в среднем подскочил на полпроцента. А с начала года рост и вовсе 9,9%. Для сравнения, официальная инфляция с января - лишь 4,3%. Что происходит? И когда рост цен на бензин остановится?

НА ЭКСПОРТ – ВДВОЕ ВЫГОДНЕЕ

Ситуация на топливном рынке и вправду настораживает. И не только тех, кто ездит за рулем. От стоимости горючего так или иначе зависят цены практически всех товаров. Если дорожают перевозки, то дорожает и все остальное. И что самое печальное - топливная инфляция разгоняется.

В чем же причины такого резкого роста? Их несколько, и они сработали в комплексе. Во-первых, рост стоимости нефти на мировом рынке. Баррель эталонного сорта Brent стоит почти 95 долларов и активно рвется к заветной сотне. Паровозом за ним подрастает и цена сорта Urals. В июне, по данным Минфина, баррель нашей нефти стоил в среднем $55. В июле - $64. А в августе - уже $74. В сентябре будет около $80 за бочку.

Да и сам доллар за лето прибавил около 20%. Вот и считайте, насколько выгодно нефтяным компаниям стало поставлять нефть и нефтепродукты за рубеж, а не оставлять их внутри страны. К примеру, за тонну дизеля на Санкт-Петербургской товарной бирже давали на максимуме в середине сентября 75 тысяч рублей, а за границей в то же время - 140 тысяч.

В сентябре на глобальный фактор наложился еще и другой - местный. Потому что крупные нефтеперерабатывающие заводы встали на плановые ремонты. Теперь они проходят не летом, а весной и осенью. Но это не спасло рынок от дефицита топлива. В южных регионах России он случился уже в августе. Там наложились сразу два фактора.

Во-первых, уборочная кампания. Она снова будет одной из рекордных. А значит, сельхозпроизводителям требуется много дизеля. Во-вторых, сезон отпусков. Поток туристов на личных автомобилях резко вырос. А вот предложение топлива за этим потоком не подоспело. Теперь дефицит стали отмечать и в Центральной России.

ЧЕМ БЕНЗИН ПОХОЖ НА РУБЛЬ

Рынок топлива у нас более-менее свободный. Он в чем-то похож на валютный. Жестких ограничений и фиксированных цен здесь нет. Все определяется спросом и предложением. Да, есть разные сдержки и противовесы, которые время от времени внедряли власти. Это, например, налоговый демпфер для нефтяных компаний. Когда им компенсируют часть упущенной прибыли от того, что они поставляют топливо на внутренний рынок, а не на внешний.

Но, похоже, как и на валютном рынке, в нынешних условиях нужны какие-то более действенные меры. В правительстве их активно обсуждали. Но принимать не спешили. Надеялись, что рынок сбалансирует себя сам. Расчет на это не оправдался. Чтобы остановить разгон цен, в правительстве решили временно запретить экспорт нефтепродуктов. Это должно было сбалансировать топливный рынок внутри страны. Цены на Санкт-Петербургской бирже действительно упали – ниже 60 тысяч рублей за тонну. Но в последние дни снова растут.

Цены на топливо, как и курс рубля, влияют на стоимость всех товаров и услуг. Значит, нужно принимать дополнительные меры. И не медлить. Как говорится, времени на раскачку нет.

БОРЬБА С ЗАВЫШЕНИЕМ

Федеральная антимонопольная служба уже начала применять жесткие меры. ФАС возбудила сразу шесть дел о реализации топлива по завышенным ценам - в Белгородской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Дагестане. Более того, на днях Владимир Путин провел совещание с кабмином. Глава государства попросил правительство усилить работу с компаниями, чтобы те «понимали свою ответственность за ситуацию с ценами на топливном рынке».

А в эту среду вице-премьер Александр Новак встречался с главами нефтяных компаний и пообещал «жесткие регуляторные меры». Мол, если ситуация с ценами на рынке топлива не изменятся, нефтяникам придется так же не сладко, как и производителям удобрений. Те тоже решили воспользоваться хорошими экспортными ценами, чтобы заработать побольше – в ущерб внутреннему рынку. За что и поплатились.

- У нас есть практика по другим отраслям. Допустим, по удобрениям. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимые объемы, а потом зарабатывайте на внешнем, - привел пример Владимир Путин.

Другими словами, сначала удовлетворите внутренних потребителей. И только после этого зарабатывайте на поставках излишков за рубеж. Заодно будет дополнительный стимул производить больше, а не создавать искусственный дефицит.

ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ?

По мнению большинства экспертов, запрет на экспорт нефтепродуктов вряд ли продлится долго. Но он точно поможет сдержать рост цен и даже немного их снизить.

- Все понимают, что запрет на экспорт нефтепродуктов — временная мера и что это грозит макроэкономическими последствиями, сокращением валютных доходов РФ и давлением на курс рубля. И, конечно, от этого сильно страдают нефтяники. Поэтому такое решение, скорее всего, будет пересмотрено. Я думаю, что мощностей НПЗ хватит для того, чтобы насытить внутренний рынок и оставить нефтепродукты в том числе для экспорта, - считает Сергей Суверов, инвестиционный стратег УК «Арикапитал».

Объемы на внешний рынок шли большие. Сейчас они хлынут на внутренний рынок. Сначала насытят его, а потом начнется профицит. Топливные хранилища начнут заполняться. Это приведет к снижению стоимости бензина на внутреннем рынке. Так или иначе проблему на рынке горючего надо как-то решать. Высокие цены на АЗС – этому еще как-то можно найти объяснение. А вот дефицит топлива в нефтедобывающей стране – просто нонсенс.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

65 рублей за литр АИ-95: Новая реальность или цены на топливо еще откатятся (подробнее)